философия. 2. Проблема сознания попрежнему остается одной из самых трудных и самых загадочных. Она находится в центре внимания всех философских систем. Сознание, наряду с философией, изучают многие другие науки
Скачать 61.82 Kb.
|
1). 2). Проблема сознания по-прежнему остается одной из самых трудных и самых загадочных. Она находится в центре внимания всех философских систем. Сознание, наряду с философией, изучают многие другие науки. К ним относятся: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика и др. Однако философское решение проблемы сознания имеет особое значение, поскольку от этого зависит определение роли и места человека в мире, специфики взаимоотношений его с окружающим миром. Кроме того, для философии решение проблемы сознания важно и в том смысле, что она затрагивает исходные мировоззренческие методологические установки любого специально-научного направления. Анализируя проблему сознания, имеет смысл рассмотреть ее историю. «Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь - вспомнить, как человечество дошло до него»[30]. Все многообразие решения проблемы сознания в философии тяготеет к двум основным направлениям – материалистическому и идеалистическому его пониманию. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или искру «божественного разума» или как нечто, возникающее в тайниках человеческой души. Идеалист утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной историй. Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материй. Другие философские системы разделяли мнение религии, считая, что в организме человека есть особая сила – душа, которая является носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой, душа – как индивидуализация разумного начала, а тело - суть индивидуализация начала материального. Согласно учению о перевоплощении и переселении, душа после оставления ею тела поступает в надлунный мир, где она проходит очищение от земной скверны, после этого душа поступает в Высшие сферы, где в соответствии со своей природой она проводит время в созерцаний идей и вкушает блаженство, пока не наступит период «воспламенения» всего мира и пока воспламененный мир вновь не разделится на те или иные сферы, где она вновь найдет свое очередное тело. Однако подход к этой проблеме не был в философии однозначным, по-разному подходили к нему мыслители в различные эпохи. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизнь человека, чем живее и свободнее его связь с огнем всемирного разума - Логоса, выступающего в качестве причины устроения мира. Согласно атомистическим воззрениям душа состоит из мелких и крупных атомов. Вплоть до Сократа греческая философская мысль не знала понятия идеального. Вслед за Сократом Платон выделяет понятие идеального, как некой противоположности материальному. Платон развивает идеалистическое учение о душе, душа для него – вечная «идея», бессменная сущность, отделенная от тела. Ум, воплощенный в космосе, а именно в правильном и вечном движении неба, устраивает и поддерживает все существующее. Центральным в учении Платона является положение об идеях как о самостоятельно существующей субстанциональной действительности, определяющей собой и всю материальную реальность. Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя, душа – организующий принцип органической жизни. Аристотель сформировал идею развития применительно к психике. Он отличает три вида души – растительный, животный и разумный. Каждый из них относится к определенному уровню органической жизни: растению, животному, человеку, обладающему познающим и деятельным разумом. Античная философия космична, душа - отражение космоса. Над умом и сердцем человека властвуют - боги, действия которых подчинены судьбе. Если античный разум космичен и является обобщением действительного мира, проявляется в психической деятельности индивидуумов, то в Средние века разум рассматривает как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничто по собственному произволу. Для философии Нового времени характерен индивидуалистический подход к человеку и его сознанию. Рене Декарт впервые вводит понятие сознания. Оно коренным образом отличается от понятия «души». Однако Декарт отождествляет сознание с мышлением избегая термина «сознание». Идеалистическая тенденция Р. Декарта получила развитие у Г.Лейбница, который заменил термин «сознание» понятием «апперцепция». Джон Локк разделил точку зрения Декарта, согласно которой «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме»[31]. Бенедикт (Барух) Спиноза подверг критике Декарта, провозгласив единственной субстанцией природу. Индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы. Он сформулировал принцип, согласно которому в человеке мыслит сама природа, а не природное существо. Спиноза считает, что мышление является самосознанием природы. В этом состоит его монизм. 3). Иммануил Кант исходил из принципа отличия сознания от бытия, которые представляют чуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», то есть имею сознание. «Я» и есть сознание. Кант различает материалистическое и трансцендентальное сознание. Георг Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление. В системе Гегеля подлинной реальностью является всеобщее, представленное в виде абсолютной идеи, из которой все развивается. Гегель отождествляет бытие и мышление, для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. Философы, стоящие на позиции материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением, - свойством отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи, то есть такое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но от того, что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному. Диалектическая философия Гегеля имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания). В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: закон количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. Выделим отдельные положения тезиса К. Маркса: · Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля; · К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики; · К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову. · Тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен. 4). Все многообразные решения проблемы сознания в истории философии и психологии тяготеют к двум основным полюсам — к материалистическому и идеалистическому его пониманию. Проблема сознания всегда являлась пробным камнем материалистической или идеалистической философской позиции того или иного мыслителя. Именно в этой проблеме особенно сильны чуждые последовательно научному мировоззрению идеалистические, а также примитивные, механистические концепции. В идеализме разум помещается где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир — как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Они отрицают независимость бытия материального мира и мистифицируют сознание. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материализм всегда боролся против этих положений, утверждая; разум не может быть демиургом мира, потому что сам он является продуктом высшей формы его организации. Домарксистский материализм, справедливо отвергая идеалистические и дуалистические представления о сознании как особой субстанции, противостоящей материальному миру, рассматривал сознание как познавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, как атрибут, функцию особым образом организованной материи. Если идеализм всегда так иди иначе вырывал пропасть между сознанием и миром, то материализм всегда искал общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального, рассматривая бытие как определяющее и первичное по отношению к сознанию. Поднимание сознания в материалистической философии и психологии исходило, таким образом, из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий. |