Главная страница

курсовая история таможки. 2. Развитие внутренних и внешних таможенных отношений. Таможеннотарифная политика


Скачать 21.68 Kb.
Название2. Развитие внутренних и внешних таможенных отношений. Таможеннотарифная политика
Дата16.02.2019
Размер21.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая история таможки.docx
ТипДокументы
#67770

План.

1.Введение.

2.Развитие внутренних и внешних таможенных отношений.

3.Таможенно-тарифная политика.

4.Начало таможенной реформы.

5.Структура и состав таможенных органов.

6.Заключение.

Структура и состав таможенных органов.

Развивается государство, укрепляются таможенные органы. Основная задача таможенных органов заключается в сборе пошлин и пополнении государственной казны. Практически в XVII в. таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.
Таможенные целовальники . Персональный состав целовальников определялся выборным путем на общем собрании населения посада – земского мира. Служба их «на вере», т. е. на совести, на доверии, «за страхом суда праведного Божия» не оплачивалась, а являлась по сути дела повинностью, очередным тяглом. Царские указы предписывали воеводам, осуществлявшим центральную государственную власть на местах, приводить целовальников к присяге – «хресному (крестному) целованью на том, что им, будучи у нашего дела […] у таможенного […] в верных целовальниках во всем […] искати прибыли и таможенные и всякие пошлины […] збирати на нас в правду по нашему крестному целованию и по нашей уставной грамоте» [21] (отсюда ясен смысл термина «целовальник»). Приведение «ко кресту» – к крестному целованию – считалось залогом честной и беспорочной службы выборных сборщиков таможенных пошлин. В обязанности таможенных целовальников входили досмотр, обмер, взвешивание и оценка товаров и сбор пошлин. Весьма желательным, хотя и не строго обязательным условием для исправного исполнения этих обязанностей была грамотность. Целовальники также направлялись для сбора пошлин в места сезонных торгов и ярмарок, иногда в другой уезд. Один из целовальников являлся ларечным (ларешным), т. е. казначеем (ведающим ларем с деньгами), другие – рядовыми. В крупных городах ларечных могло быть несколько. Ларечных целовальников предписывалось избирать из более состоятельных слоев посадского населения («по окладу с первых»), чем рядовых – для них подходили люди «из середних статей». Иногда в некоторых таможнях выделялись «третьи» целовальники, занимавшие, по-видимому, промежуточное положение между ларечным и рядовым целовальниками. В ряде документов упоминаются также «ходячие» и «караульные» целовальники. Как можно судить по их наименованию, они направлялись для сбора пошлин в другие торговые пункты и несли службу по охране таможенной избы или денежного ларя. Целовальники избирались сроком на один год – с Семенова дня 1 сентября (до начала XVIII в. именно этот день считался началом нового года; Православной церковью в этот день отмечается память преподобного Симеона Столпника) по 31 августа следующего года – и ежегодно переизбирались. Их количество – «сколко человек пригоже» – зависело от величины торга и размера собираемых сумм. Например, в начале 1620-х гг. в Угличе «с верными головами болши десяти человек целовальников не бывало». Вообще, целовальники были самой многочисленной категорией таможенных служителей. На сравнительно небольшой таможне Соли Камской в 1676 г. служило 18 целовальников (из них один был ларечным, один – «третьим» и 16 – рядовыми), более 20 целовальников служило на таможне на Двине в Холмогорах, 10 – 12 – в Москве на Померной таможне [22] .Целовальники для сбора пошлин могли присылаться и из других городов. Например, в 1633 г. в числе таможенных целовальников Устюга Великого встречается имя ярославца Третьяка Лыткина [23] .Целовальникам строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. Однако, если служба приводила к уменьшению суммы таможенных сборов против прежних лет (по причине неумелого или нерачительного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом.Таможенный голова. Руководителем таможни являлся таможенный голова, избиравшийся также ежегодно, как правило, из наиболее авторитетных и именитых купцов и опытных торговцев. Выбор головы производился чаще всего заранее, за два месяца и больше «до Семеня дни» (1 сентября), «для того, чтоб те люди, кому в головах быть доведется, ведая свои службы, из тех городов для торговых своих промыслов никуды не отьезжали». Иногда голов было двое. Конечно, такая ситуация могла иметь место только в крупных таможнях больших торговых городов. Очень часто, особенно в небольших городах, таможенный голова и целовальники наряду со сбором торговых пошлин производили и сбор питейной прибыли на кружечных дворах или в кабаках, осуществляя тем самым государственную монополию на производство и продажу спиртных напитков. Несмотря на все различия в деятельности таможен и питейных заведений, их объединяло главное: с точки зрения интересов казны и таможенные пошлины, и кружечная прибыль являлись одинаково важными источниками дохода. Такое объединение устраивало и земские миры, так как и на таможню, и в кабак можно было выбирать одного голову [24] .По окончании года наступало самое важное время, когда требовалось подсчитать собранные деньги и привести в порядок отчетность для отправки ее в Москву. Как следует из документов, эта ответственная процедура была весьма хлопотной и занимала достаточно много времени.Собирая таможенные пошлины и отчитываясь за это перед центральным приказом, таможенные головы могли также выдавать торговцам своего рода платежные свидетельства, подтверждающие факт уплаты пошлинных денег.По Новоторговому уставу голова был вправе чинить «всякую полную расправу в торговых делах». До 1681 г. должность таможенного головы обычно занимали выходцы из посадских людей. Избранный голова приводился к присяге. Вступив в должность, таможенный голова обязан был принять от своего преемника «таможенные уставные грамоты, все таможенные дела и всякий таможенный завод, как-то месячныя печати, печатные трубки и молотки, весчие контари, терези, пудовые гири и фунты и проч. Удостовериться в верности различных мер». Несмотря на то что новый таможенный голова вступал в должность после 1 сентября, расчеты с прежним головою производились именно на этот срок. С этой целью предшественник оформлял «особенную отпись» с указанием суммы денег, собранных за установленный срок. При голове обычно состояло несколько помощников – целовальников. Таможенной голове строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. Однако если служба приводила к уменьшению суммы таможенных сборов против прежних лет (по причине неумелого или нерачительного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом. Освобождение от должности головы «почиталось за особенную милость».Таможенные подьячие . Кроме целовальников и голов на таможне работали дьяки (дьячки), или подъячие, а в XVIII в. еще и копиисты. Они вели делопроизводство, оформляли различные документы и получали жалованье за счет «писчей деньги» – канцелярских сборов. Роль владеющих письмом и счетом канцелярских служащих в деятельности таможни выявляется, например, из царской грамоты 1671 г. кольскому воеводе В. Хитрово. Давая указание воеводе обязать местных таможенных голов послать целовальников для сбора пошлин «с рыбы и с сала» на отдаленные рыбные промыслы, грамота содержала предписание посылать «целовальников грамотных людей, а которые грамоте не умеют, и с теми целовальниками посылать дьячков, и к выписям […] руки прикладывать дьячкам, которые с ними будут» [25] .Должность подьячего, человека грамотного, умеющего составлять документы и вести делопроизводство, была всегда востребованной в государственных учреждениях.Воеводы и таможенники . Назначавшиеся царскими указами воеводы олицетворяли центральную власть на местах. Они занимались военными, финансовыми, судебными, административными и другими вопросами в «ведомых» ими городах. В области таможенных сборов воеводам принадлежал общий надзор: они должны были следить за тем, чтобы пошлины собирались «неоплошно, с великим раденьем», чтобы голова и целовальники не позволяли себе никаких злоупотреблений.Воеводам предписывалось организовывать выборы верных сборщиков пошлин на местах и «в тех выборех чинить всякое вспоможение», а по их завершении принимать присягу у вновь выбранных голов и целовальников – «привесть их к нашему крестному целованью по записи». Царские указы по таможенным вопросам адресовались на места из центральных учреждений – приказов и четвертей – именно воеводам. Вместе с тем законодательно права воевод в отношении таможен, таможенников и таможенных сборов регламентировались недостаточно четко, очень часто многое определялось местными условиями и традициями, так что нельзя говорить о полном единообразии существовавших тогда порядков в разных районах страны [26] .Воеводы должны были содействовать таможенникам в пресечении контрабанды; в случае неподчинения законным требованиям голов и целовальников, например, при отказе платить пошлину или препятствовании процедуре досмотра, они при необходимости употребляли полицейскую власть для усмирения «ослушников», посылая «по извещению» голов приставов – ведь сама таможня не располагала аппаратом принуждения. Такой порядок распространялся и на случаи, когда таможенные пошлины собирались не в доход казны, а жаловались царем другим лицам, т. е. когда государство, казалось бы, не было кровно заинтересовано в безусловном исполнении всех предписаний в области таможенного сбора [27] .Воеводы следили также за тем, чтобы таможенные головы своевременно отчитывались перед московским приказом и отправляли в столицу ежегодную выручку. Наряду с этим воеводы обязаны были выявлять и пресекать злоупотребления самих таможенных властей при сборе пошлин, проводя при необходимости расследование.Мы рассматривали «верный» способ укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин, когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.Смысл откупного способа состоял в том, что заинтересованное лицо (или группа лиц) вносило в казну авансом или в рассрочку определенную сумму денег, исчисляемую из среднего таможенного дохода в данной местности за прошлые годы, как бы «откупаясь» таким образом от государства, и собирало затем пошлины в свою пользу, не изменяя, однако, по своему произволу их размер и порядок взимания. Таким образом, при откупной системе государство как бы сдавало сбор таможенных доходов в аренду на определенный срок, получая вперед гарантированную сумму откупа.«Оброк за таможной откуп» – именно такая формулировка содержится в царской грамоте, выданной в 1563 г. Симонову монастырю на право его взимать торговые пошлины в Веси Егонской. Аналогичным образом в 1575 г. пошехонскому Адрианову монастырю была выдана жалованная грамота с разрешением «учинити торг» в монастырских землях, в которой говорилось: «А оброку с них положили откупу за тамгу, и за пуд, и за пятно, и за помер, и за явку, и за всякие пошлины с году на год по полтине» [28] .


написать администратору сайта