Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 слайд

  • работа. 2 сл модели (формы) динамики культуры


    Скачать 17.65 Kb.
    Название2 сл модели (формы) динамики культуры
    Анкорработа
    Дата27.12.2021
    Размер17.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSOTsI.docx
    ТипДокументы
    #320272

    1 СЛ Начиная с XX в. происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. К ним относят кризисы, возврат к старому, полное исчезновение и др. Также начинают говорить о постоянных сдвигах и трансформации культурных форм, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, интенсивными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису. Этапной для анализа культурных изменений стала книга П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937–1941). Именно там и был впервые введен в научный оборот термин динамика культуры. Под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию. Развитие, изменение, таким образом, становится одной из форм культурной динамики.

    2 СЛ Модели (формы) динамики культуры

    В процессе изучения динамики культуры ученые выявили несколько ее моделей или форм.

    Циклическая модель. Исторически первые представления о динамике культуры в форме временного круга (цикла) возникли еще в Древнем мире. Они основывались на идее круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе.

    Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду. Согласно его взглядам, вся история человечества разделяется на четыре эпохи — золотой, серебряный, медный и железный века — и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, все необходимое люди получали от природы. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных регуляторов, войной всех против всех, потерей связи поколений, утратой гармонии с природой.

    Конечным моментом развития становился кризис, связанный обычно с бунтом природы против человека. Кризис не приводил к окончательному краху культуры, он возвращал ее к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно.

    Инверсия. Является вариантом циклической модели культуры, при которой совершаются маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков, происходить в разные времена и в разных обществах.

    Линеарная модель. Она основана на одной из основополагающих парадигм христианства — стреле времени, вводящей понятия начала и конца истории (сотворение мира — страшный суд — конец света). В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса, смысла и цели культурного развития.

    Девиантная модель. Она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева: ствол — общие культурные черты, развивающиеся посредством межкультурного взаимодействия, ветви — отдельные культуры, приспосабливающиеся к характерным условиям своей природной среды.

    Волновая модель. Культура развивается на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет). Фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистическими настроениями в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние многих отраслей промышленности и упадок культуры.

    Синергетическая модель. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа:

    На первом этапе осуществляется Плавное эволюционное развитие системы, с предсказуемыми результатами, с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия.

    На втором этапе происходит скачок, после которого система находится в точке бифуркации (ветвления). После ее перехода система не может вернуться в прежнее состояние.

    3 сл Типы динамики культуры

    Динамика культуры может материализовываться в нескольких типах:

    Смена духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и мод. Происходят территориальные перемены центров активной культурной деятельности;

    Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание научных направлений, вызванных как творческим процессом, так и внешним влиянием.

    Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

    Упадок и деградация культуры, связанные с ослаблением и устареванием каких-то ее элементов.

    Кризис культуры, как разрыв между разрушенными прежними духовными структурами, институтами и формирующимися новыми, отвечающими требованиям меняющегося общества. Пример: кризис российского кинематографа в постсоветский период нашей истории.

    Преобразование, или трансформация культуры — появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через осмысление исторического наследия или придание нового смысла устоявшимся традициям, а также через заимствование. Результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового.

    4 слайд Факторы культурной динамики

    Природный фактор.

    Он занимает первое место среди факторов культурной динамики, так как культура в значительной степени зависит от природных условий, в которых она существует, от своего кормящего и вмещающего ландшафта. Кроме того, влияет на динамику культуры и биологическое начало в человеке, также относящееся к природным факторам. Первичные биологические потребности, к которым относятся сохранение жизни, защита от врагов, продолжение рода, одинаковы для всех людей в силу социальной сущности человека их удовлетворение идет в рамках тех возможностей, которые предоставляются человеку обществом и культурой, в которой он живет. Эти возможности неодинаковы для людей, принадлежащих к разным половозрастным категориям, различаются также их потребности, которые меняются при переходе из возраста в возраст. Нельзя забывать о том, что молодежь легче принимает новое, приводящее к изменениям в культуре, в отличие от людей старшего возраста, склонных к консерватизму.

    5 слайд Фактор взаимодействия культур и культурных систем.

    Происходит аккультурация — усвоение элементов чужой культуры, приспособление к ней. Она может носить прямой (через непосредственное влияние носителей передаваемых элементов культуры на окружающих людей) или косвенный характер (через воздействие СМИ, потребляемые товары, рекламу, учебные заведения и т.д.). Аккультурация зависит от множества факторов: степени интенсивности контактов, готовности общества к усвоению инородных элементов культуры, условий контактов.

    Фактор пространственного размещения культурных центров.

    Он подчеркивает значимость связей, коммуникативных сетей, по которым распределяются и перемещаются материальные, социальные ресурсы, распространяются различные идеи.

    Фактор социальных институтов и социальной активности.

    На культурную динамику большое влияние оказывают такие социальные институты и элементы, как системы родства и семейных отношений, правила владения и наследования собственности, степень развитости социальной организации. Поэтому динамика традиционных культур, поддерживающая патриархальную семью, строящаяся на системе личных связей между людьми, сильно отличается от современного общества с его нуклеарной семьей, ослабленными очными связями, оценкой человека по его индивидуальным способностям и достижениям.

    Фактор структурных связей в культуре. Например, изменения в хозяйственной культуре обязательно вызовут большие перемены в политике и праве, меньшие – в искусстве, религии, философии и науке. Новые идеи, появившиеся в философии, религии, идеологии, могут исчезнуть без следа, но могут привести к революционным изменениям в культуре и обществе. При этом развитие науки непременно сказывается на развитии экономики, на появлении новых технологий, новых отраслей производства, возникших на основе фундаментальных научных открытий. В свою очередь, успешное развитие экономики благотворно влияет на политическую ситуацию в обществе, повышает спрос на продукцию массовой культуры, что ведет к развитию спорта, туризма, сферы досуга, кино- и телепродукции и т.д.

    Фактор рациональных изменений и управленческой активности — поддержка социально незащищенных слоев, развитие системы образования, стимулирование научной работы, сохранение музейного, архивного и библиотечного дела.

    Фактор индивидуальной активности.

    В соответствии с ним человек может влиять на изменения культуры, включаясь в некоторые социальные действия и механизмы, стимулируя или тормозя их проявления. Первый тип социального механизма связан с целеполаганием в индивидуальной жизнедеятельности человека. Второй способ влияния связан с его индивидуальной творческой активностью, которой он занимается в рамках своей профессии. Третий способ влияния человека на культурную динамику связан с идеей гениальности человека в той или иной области.


    написать администратору сайта