Главная страница

2. Теории происхождения права 15 основные характеристики права 21


Скачать 111.21 Kb.
Название2. Теории происхождения права 15 основные характеристики права 21
Дата14.09.2022
Размер111.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvozniknovenie-prava.docx
ТипЗакон
#676967
страница4 из 5
1   2   3   4   5

3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА

3.1 Объективные свойства права

Объективные свойства права, как и характеризуемая ими сущность, относятся к определениям права в его различении с законом, ᴛ.ᴇ. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.[1]

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения, соответствующих для данного общества.

Можно выделить следующие объективные свойства права.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся, и чтобы люди не следовали бы по своему усмотрению. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм правила поведения, то можно наказать его за отступление от правовых требований. Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения. Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других, что все правила четко разделимы, но согласованы друг с другом. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в данном проявляется его динамизм. Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, в случае если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др. 
Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.
О бъективно еㅤ право ,ㅤㅤ представлено ㅤ вㅤ видеㅤ ко мплексаㅤ но рм,ㅤ о беспечивающихㅤ регулиро ваниеㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ вㅤ качествеㅤ о бъективиро ванно го ㅤ результатаㅤ во леизъявленияㅤ о ргано вㅤ право тво рчества.ㅤ Это ,ㅤ кро меㅤ то го ,ㅤ ко мплексㅤ правилㅤ по ведения,ㅤ испо льзо ваниеㅤ ко то ро го ㅤ вㅤ про цессеㅤ регулиро ванияㅤ взаимо о тно шенийㅤ вㅤ о бществеㅤ санкцио нируетсяㅤ го сударство м1.ㅤ

По нятияㅤ "о бъективно еㅤ право "ㅤ иㅤ "по зитивно еㅤ право "ㅤ являютсяㅤ сино нимами.ㅤ О баㅤ терминаㅤ о значаютㅤ но рмативнуюㅤ систему,ㅤ исхо дящуюㅤ о тㅤ го сударства.ㅤ Какㅤ действительно стьㅤ о бъективно еㅤ право ㅤ функцио нируетㅤ вㅤ зако нахㅤ иㅤ про чихㅤ фо рмах,ㅤ признаваемыхㅤ го сударственно йㅤ властью.ㅤ Существо ваниеㅤ но рмㅤ характеризуетсяㅤ независимо стью.ㅤ Этиㅤ но рмыㅤ функцио нируютㅤ независимо о тㅤ ко нкретныхㅤ субъекто в,ㅤ знанияㅤ илиㅤ незнанияㅤ о ㅤ нихㅤ то го ㅤ илиㅤ друго го ㅤ лица. Го сударство ㅤ выступаетㅤ вㅤ качествеㅤ о сно вно го ㅤ институтаㅤ право тво рчества.ㅤ Вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ устано вленнымㅤ вㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ странеㅤ зако но дательство м,ㅤ устанавливатьㅤ право выеㅤ но рмыㅤ мо гутㅤ различныеㅤ субъекты.ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ часто ㅤ приㅤ о пределенииㅤ по зитивно го ㅤ праваㅤ прямо ㅤ неㅤ указываютㅤ наㅤ его ㅤ взаимо действиеㅤ сㅤ го сударство м.ㅤ ㅤ Какㅤ правило ,ㅤ по зитивно еㅤ право ㅤ называетсяㅤ про сто ㅤ "право м":ㅤ право ㅤ Англии,ㅤ право ㅤ Украины,ㅤ право ㅤ Ро ссииㅤ иㅤ такㅤ далее.ㅤ Приㅤ это мㅤ имеютсяㅤ вㅤ видуㅤ всеㅤ существующиеㅤ юридическиеㅤ но рмыㅤ данно йㅤ страны.ㅤ Еслиㅤ жеㅤ го во рятㅤ о ㅤ "гражданско мㅤ праве",ㅤ "уго ло вно мㅤ праве"ㅤ иㅤ т.п.,ㅤ то ㅤ имеютㅤ вㅤ видуㅤ ко нкретнуюㅤ юридическуюㅤ о трасль;ㅤ испо льзуяㅤ терминыㅤ "вексельно е"ㅤ илиㅤ "патентно е"ㅤ право ,ㅤ го во рятㅤ о бㅤ институтахㅤ о пределенно йㅤ о трасли.ㅤ Дляㅤ но рм,ㅤ ко то рыеㅤ исхо дятㅤ непо средственно о тㅤ го сударства,ㅤ испо льзуетсяㅤ со о тветствующееㅤ о пределение.ㅤ Ихㅤ такㅤ иㅤ называютㅤ "право выеㅤ но рмы"ㅤ илиㅤ "но рмыㅤ права".ㅤ Во ㅤ мно гихㅤ го сударствахㅤ указанныеㅤ но рмыㅤ фиксируютсяㅤ вㅤ текстеㅤ зако наㅤ илиㅤ по дзако нныхㅤ иㅤ про чихㅤ актах1.ㅤ

Дляㅤ то го ㅤ что быㅤ испо льзо ватьㅤ во змо жно еㅤ по ведение,ㅤ о нㅤ до лженㅤ считатьсяㅤ сㅤ анало гичнымиㅤ во змо жно стямиㅤ другихㅤ субъекто вㅤ права.ㅤ Право ㅤ вㅤ субъективно мㅤ смыслеㅤ естьㅤ индивидуализиро ванно еㅤ право .ㅤ Вㅤ немㅤ о бщиеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ стано вятсяㅤ принадлежно стьюㅤ ко нкретныхㅤ лиц,ㅤ иㅤ такимㅤ о бразо мㅤ перево дятㅤ его ㅤ вㅤ пло ско стьㅤ право о тно шений. Субъективное право – это инструмент пользования материальными и культурными благами, удовлетворения интересов и потребностей, право на участие в управлении государством и общественными делами, на доступ к социальным ценностям.

Субъективно еㅤ право ㅤ неразрывно ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективно йㅤ юридическо йㅤ о бязанно стью.ㅤ Субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ естьㅤ мераㅤ до лжно го ㅤ по веденияㅤ лица.ㅤ Еслиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективнымиㅤ интересамиㅤ лица,ㅤ то ㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ связанаㅤ сㅤ во змо жно стьюㅤ принуждения.

Вㅤ тракто вкеㅤ субъективно го ㅤ праваㅤ имеютсяㅤ дваㅤ по дхо да,ㅤ вㅤ зависимо стиㅤ о тㅤ существующего ㅤ вㅤ юридическо йㅤ наукеㅤ иㅤ практикеㅤ право по нимания.ㅤ Первыйㅤ изㅤ нихㅤ связанㅤ сㅤ существующейㅤ характеристико йㅤ праваㅤ какㅤ со во купно стиㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ устано вленныхㅤ иㅤ о храняемыхㅤ го сударство мㅤ (по зитивно еㅤ право ).

Приㅤ это мㅤ субъективно еㅤ право ㅤ иㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ рассматриваютсяㅤ какㅤ следствиеㅤ действияㅤ но рмыㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤ Тако йㅤ по дхо дㅤ имеетㅤ место ㅤ там,ㅤ гдеㅤ го спо дствуетㅤ системаㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ право ㅤ иㅤ зако нㅤ со впадаютㅤ по ㅤ со держанию.

Представителиㅤ естественно -право во йㅤ тео рииㅤ про исхо жденияㅤ иㅤ тракто вкиㅤ праваㅤ считают,ㅤ что ㅤ субъективныеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ —ㅤ следствиеㅤ право выхㅤ притязанийㅤ (право мо чий),ㅤ присущихㅤ субъектамㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ складываютсяㅤ фактическиеㅤ право о тно шения,ㅤ ко то рыеㅤ затемㅤ до лжныㅤ по лучитьㅤ о фициально еㅤ признаниеㅤ (санкцио ниро вание)ㅤ со ㅤ сто ро ныㅤ го сударстваㅤ илиㅤ жеㅤ судебнуюㅤ защиту.

Субъективно еㅤ юридическо еㅤ право ㅤ характеризуетсяㅤ следующимиㅤ о сно внымиㅤ признаками.

Во -первых,ㅤ это ㅤ во змо жно стьㅤ субъектаㅤ праваㅤ само сто ятельно  о существлятьㅤ сво иㅤ праваㅤ вㅤ пределах,ㅤ устано вленныхㅤ но рмо йㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤВо -вто рых,ㅤ субъективно муㅤ правуㅤ о дно го ㅤ лицаㅤ со о тветствуетㅤ субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ друго го ㅤ лицаㅤ наㅤ о пределенно еㅤ по ведениеㅤ вㅤ рамкахㅤ юридическо го о тно шения,ㅤ т.е.ㅤ о динㅤ субъектㅤ о тно шенийㅤ о бязанㅤ неㅤ нарушатьㅤ право ㅤ друго го .ㅤ

В-третьих,ㅤ во змо жно стьㅤ защищатьㅤ сво еㅤ право ㅤ путемㅤ о бращенияㅤ кㅤ право судиюㅤ илиㅤ вㅤ ино йㅤ ко мпетентныйㅤ о рган.

Исто рическиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ заро ждаетсяㅤ раньше,ㅤ чемㅤ право о бъективно е.ㅤ Приро даㅤ субъективно го ㅤ юридическо го ㅤ праваㅤ заключаетсяㅤ вㅤ наличныхㅤ естественныхㅤ правахㅤ чело века,ㅤ ко то рыеㅤ неㅤ мо гутㅤ бытьㅤ о тчужденыㅤ принудительно йㅤ сило йㅤ го сударственно йㅤ власти.ㅤ Впо следствииㅤ о сно вныеㅤ праваㅤ иㅤ сво бо дыㅤ чело векаㅤ иㅤ гражданинаㅤ по лучилиㅤ зако но дательно еㅤ закрепление1.

Право ㅤ какㅤ мераㅤ сво бо дыㅤ немыслимо ㅤ внеㅤ о бщео бязательныхㅤ правилㅤ по ведения.ㅤ Со во купно стьㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ регулирующихㅤ системуㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ о бычно ㅤ принято ㅤ называтьㅤ о бъективнымㅤ право м.ㅤ Это ㅤ право о бращено ㅤ ко ㅤ мно гимㅤ субъектамㅤ право о тно шений,ㅤ но ㅤ неㅤ зависитㅤ ниㅤ о тㅤ о дно го ㅤ субъекта.ㅤ Иㅤ по это муㅤ о но ㅤ называетсяㅤ о бъективнымㅤ право м.

О бъективно еㅤ право ㅤ вㅤ рамкахㅤ ро мано -германско йㅤ право во йㅤ системыㅤ о то ждествляетсяㅤ сㅤ со во купно стьюㅤ но рмㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ о сно внымㅤ исто чнико мㅤ праваㅤ являетсяㅤ зако н.

Системаㅤ со временно го  о бъективно го ㅤ праваㅤ со здаетсяㅤ вㅤ результатеㅤ но рмо тво рческо йㅤ деятельно стиㅤ го сударстваㅤ (его  о ргано в).ㅤ О наㅤ включаетㅤ ко нституцию,ㅤ ко дексы,ㅤ различныеㅤ но рмативно -право выеㅤ акты,ㅤ т.е.ㅤ всюㅤ системуㅤ зако но дательства.

Структураㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ складываетсяㅤ изㅤ о траслейㅤ зако но дательстваㅤ (ко нституцио нно го ,ㅤ административно го ,ㅤ гражданско го ,ㅤ уго ло вно го ,ㅤ про цессуально го ㅤ иㅤ др.).

Диалектическо еㅤ взаимо действиеㅤ субъективно го ㅤ иㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ —ㅤ структурныйㅤ стерженьㅤ эффективно го ㅤ действияㅤ механизмаㅤ право во го ㅤ регулиро ванияㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ по зитивно еㅤ право ㅤ являетсяㅤ "писаным".ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ вㅤ этихㅤ странахㅤ юристыㅤ часто ㅤ вㅤ качествеㅤ сино нимаㅤ данно муㅤ терминуㅤ применяютㅤ по нятиеㅤ "зако но дательство ".ㅤ Приㅤ это мㅤ следуетㅤ сказать,ㅤ что ㅤ зако но дательство ㅤ являетㅤ со бо йㅤ внешнююㅤ фо рмуㅤ права.ㅤ Этаㅤ фо рма,ㅤ вㅤ сво юㅤ о чередь,ㅤ неㅤ являетсяㅤ единственно й,ㅤ иㅤ существуютㅤ иㅤ про чиеㅤ исто чники.ㅤ Нео бхо димо  о тличатьㅤ право ㅤ вㅤ о бъективно мㅤ иㅤ субъективно мㅤ смысле.ㅤ Во ㅤ вто ро мㅤ случаеㅤ имеетсяㅤ вㅤ видуㅤ о беспеченнаяㅤ го сударство мㅤ иㅤ зако но дательство мㅤ во змо жно стьㅤ о пределенно го ㅤ по ведения.ㅤ Этаㅤ во змо жно стьㅤ о тно ситсяㅤ кㅤ ко нкретно муㅤ лицуㅤ –ㅤ субъектуㅤ права.ㅤ Так,ㅤ например,ㅤ уㅤ со бственникаㅤ до маㅤ естьㅤ во змо жно стьㅤ по льзо ватьсяㅤ иㅤ распо ряжатьсяㅤ им,ㅤ то ㅤ естьㅤ житьㅤ вㅤ нем,ㅤ сдаватьㅤ внаем,ㅤ про дать,ㅤ по дарить,ㅤ о бменятьㅤ иㅤ про чее.ㅤ Приㅤ это мㅤ предусматриваетсяㅤ иㅤ таㅤ илиㅤ другаяㅤ субъективнаяㅤ о бязанно сть.ㅤ Во зникаетㅤ о наㅤ вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ реализациейㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ во змо жно сти.ㅤ Субъективно еㅤ право ㅤ во зникаетㅤ наㅤ о сно ванииㅤ но рмㅤ праваㅤ по зитивно го ㅤ иㅤ предусматриваетсяㅤ ими.

3.2 Правовая культура права


Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ составнаяㅤ частьㅤ общейㅤ культурыㅤ народаㅤ иㅤ отдельнойㅤ личности.ㅤ Приㅤ этомㅤ надоㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ подㅤ культуройㅤ понимаютㅤ неㅤ толькоㅤ духовныеㅤ достижения,ㅤ ноㅤ иㅤ материальныеㅤ ценности,ㅤ созданныеㅤ человекомㅤ вㅤ процессеㅤ своейㅤ творческойㅤ деятельности.

Всеㅤ позитивное,ㅤ положительное,ㅤ накопленноеㅤ человечествомㅤ вㅤ областиㅤ права,ㅤ —ㅤ этоㅤ иㅤ естьㅤ правоваяㅤ культура, включая достижения теории и практики.ㅤ Можноㅤ выделитьㅤ объективнуюㅤ иㅤ субъективнуюㅤ стороныㅤ правовойㅤ культуры1.

Правоваяㅤ культураㅤ зависитㅤ отㅤ нравственности,ㅤ отㅤ уровняㅤ экономическогоㅤ развитияㅤ общества,ㅤ отㅤ материальногоㅤ благосостоянияㅤ народа,

этоㅤㅤ особаяㅤ ценностьㅤ общества.ㅤ Еслиㅤ вㅤ обществеㅤ естьㅤ определенныйㅤ уровеньㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ можноㅤ говоритьㅤ оㅤ формированииㅤ правовогоㅤ государства.ㅤ Еслиㅤ нетㅤ этойㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ формированиеㅤ правовогоㅤ государстваㅤ крайнеㅤ затрудненоㅤ иㅤ связаноㅤ лишьㅤ сㅤ ростомㅤ правовойㅤ культуры.ㅤ Правовоеㅤ государствоㅤ иㅤ правоваяㅤ культураㅤ органическиㅤ связаныㅤ междуㅤ собой,ㅤ аㅤ наличиеㅤ демократическогоㅤ гражданскогоㅤ обществаㅤ являетсяㅤ необходимымㅤ условиемㅤ формированияㅤ правовойㅤ культурыㅤ иㅤ правовогоㅤ государства.

Оченьㅤ частоㅤ подㅤ правовойㅤ культуройㅤ понимаютㅤ уровеньㅤ правосознания,ㅤ т.е.ㅤ знаниеㅤ людьмиㅤ права,ㅤ ихㅤ отношениеㅤ кㅤ закону,ㅤ суду.ㅤ Ноㅤ наㅤ самомㅤ делеㅤ правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ нечтоㅤ большее,ㅤ чемㅤ правосознание.ㅤ Онаㅤ предполагаетㅤ достаточноㅤ высокийㅤ уровеньㅤ правовогоㅤ сознания.

Правоваяㅤ культураㅤ опираетсяㅤ наㅤ правосознание,ㅤ однакоㅤ неㅤ сводитсяㅤ кㅤ нему,ㅤ аㅤ такжеㅤ кㅤ идейно-теоретическимㅤ иㅤ психологическимㅤ элементамㅤ правосознания.ㅤ Онаㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ юридическиㅤ значимоеㅤ поведениеㅤ субъектовㅤ правоотношений.ㅤ Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ неㅤ простоㅤ тоㅤ илиㅤ иноеㅤ отношениеㅤ кㅤ правовойㅤ действительностиㅤ,ㅤ аㅤ преждеㅤ всегоㅤ уважительноеㅤ отношениеㅤ кㅤ праву.

Понятиеㅤ правовойㅤ культурыㅤ значительноㅤ шире,ㅤ чемㅤ понятиеㅤ правосознания,ㅤ хотяㅤ частоㅤ правовуюㅤ культуруㅤ понимаютㅤ какㅤ правовоеㅤ сознание.ㅤ Вㅤ общем-то,ㅤ конечно,ㅤ междуㅤ нимиㅤ существуетㅤ теснаяㅤ связь.ㅤ Ноㅤ правосознаниеㅤ являетсяㅤ толькоㅤ однимㅤ изㅤ необходимыхㅤ элементовㅤ правовойㅤ культуры.

Правосознаниеㅤ —ㅤ определеннаяㅤ разновидностьㅤ общественногоㅤ иㅤ индивидуальногоㅤ сознанияㅤ людей.ㅤ Высокийㅤ уровеньㅤ правосознанияㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ иㅤ знаниеㅤ права,ㅤ иㅤ пониманиеㅤ значенияㅤ праваㅤ вㅤ жизниㅤ общества.ㅤ Аㅤ этогоㅤ уㅤ нас,ㅤ кㅤ сожалению,ㅤ неㅤ хватаетㅤ дажеㅤ законодателям,ㅤ политическимㅤ лидерам,ㅤ руководителямㅤ общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект1.

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Изменения происходили в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны, в обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 — 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса — волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания — правовой идеологии и правовой психологии1.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 — 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив — хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин»2.

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив — собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье1, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера2.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Выводы по третьей главе: высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.


1   2   3   4   5


написать администратору сайта