Теория государства. Теория гос-ва. 2. теория государства и права и другие социальные науки
Скачать 39.7 Kb.
|
О Г Л А В Л Е Н И Е Введение……………………………………………………………..…………….3 1.ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………....4-11 2.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ……………………………………………………………………….12-13Заключение…………………………………………………………………...14-15 Библиографический список…………………………………………………16-17 Введение Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. Предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры. 1.ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Теория государства и права как наука выполняет важные теоретические и методологические функции. Функции теории государства и права - это вытекающие из ее назначения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений. Функции теории государства и права характеризуют ее роль в системе юридических наук, ее значение для познания государства и права в целом, а также отдельных отраслевых юридических наук.[4, с.56] Теория государства и права выполняет особые функции, поскольку является наукой абстрактной, обобщающей, познающей государственно-правовую действительность глубже по сравнению с отраслевыми и другими юридическими науками и в силу этого разрабатывающей общетеоретические принципы относительно государства и права в целом. В юридической научной и учебной литературе называются различные функции теории государства и права, но большинство авторов считают, что она осуществляет следующие функции: онтологическую; гносеологическую (познавательную); эвристическую; прогностическую; идеологическую; методологическую; политико-управленческая функция. 1. Онтологическая функция теории государства и права заключается в объяснении сущности и содержания государства и права, причин их возникновения, функционирования. Теория государства и права изучает государство и право, осмысливает государственно-правовые явления как объекты юридической науки, выясняет их сущность, давая им научное объяснение. Эту функцию иногда называют констатирующей, отвечающей на вопросы: что есть государство и право, из каких структур они состоят, какие функции выполняют и т.д. Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода. Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. [7, с.38] Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий). 2. Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права заключается в формулировании и объяснении государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций. Она состоит также в выработке способов, приемов познания государства и права. Гносеологическая функция теории государства и права - это собственно познание государства и права, проникновение в многосторонность их проявлений, обоснование истинности выводов и определений о государственно-правовых явлениях. Теория государства и права выявила и обосновала, например, признаки государства, принципы и функции права, причины их по явления и изменения и т.д. Гносеология (от др.греч. - «знание» и «учение, наука»); эпистемология (от др.греч. «знание» и «слово, учение») - теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание. В современной философии эпистемология разбивается на два течения, в одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. 3. Эвристическая функция теории государства и права очень тесно связана с гносеологической. Она состоит в получении новых знаний, формулировании новых выводов и положений, открытии новых закономерностей развития государства и права. Другими словами, это не просто познание (гносеология), а открытие нового в государстве и праве на основе глубокого проникновения в сущность познаваемых государственно-правовых явлений. Теория государства и права открыла и обосновала такие закономерности в развитии государства и права, как правовое государство, правовой закон, разделение властей и др. Эвристическая функция характеризует творческие возможности теории государства и права. Эвристика (др.греч. «отыскиваю», «открываю») - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи. В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств. [9, с.45] Основным назначением эвристики является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей: - модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок; - лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения - как блуждание по лабиринту; - структурно-семантическая модель, которая считается в настоящее время наиболее содержательной и которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу. 4. Осуществление прогностической функции теории государства и права объясняется тем, что научный прогноз, научные гипотезы являются необходимым свойством каждой общественной науки. Теория государства и права, выдвигая гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, помогает развитию и совершенствованию государственного механизма, совершенствованию законодательства, судебной практики, правоприменительной деятельности органов государства и органов местного самоуправления. Прогноз (от греч. - предвидение, предсказание) - предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т. п. Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Прогностика - научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез. К основным методам прогнозирования относятся: - статистические методы; - экспертные оценки (метод Дельфи); - моделирование. 5. Особо следует сказать об идеологической функции теории государства и права. Каждая общественная наука в той или иной степени осуществляет идеологическую функцию, поскольку объяснение происходящих процессов в обществе, его устройства, взаимоотношений людей в обществе дается с определенных мировоззренческих позиций. Поэтому у каждой общественной науки имеется определенная идеологическая заданность, определенная идеологическая составляющая. Идеологическая функция теории государства и права выступает как воспитательная функция, поскольку, выражая демократическую мировоззренческую позицию, она воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права. В общем смысле идеология - это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей. В более узком смысле идеология (в рамках системно-управленческого подхода) - это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления. [8, с.17] Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ. 6. Методологическая функция теории государства и права - это одна из ценнейших ее функций. Теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой, исходной позицией для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета. Каждая научная теория способствует и развитию методов познания. Понятия и определения теории государства и права являются своего рода опорными пунктами познания государства и права, они служат исходными, определяющими ступенями исследования многих государственно-правовых явлений. Методология науки, в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, - это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки. 7. Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Политика (греч. - «искусство управления государством») - всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства. Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти. Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики - консенсусный и конфронтационный. Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо. Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг». Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: инстуциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д. [5, с.89] В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления. 2.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИНаука есть сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Социальные (гуманитарные) науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. Практически все социальные науки в какой-то мере затрагивают вопросы о государстве и праве, отсюда - их прямая связь с теорией государства и права. Теория государства и права и философия. Философия научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, внутренней взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. Теория государства и права и экономика. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений. Теория государства и права и социология. Социология - одна из социальных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Опираясь на социологию, теория государства и права может решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата. Теория государства и права и политология. Политология изучает политику, политические институты, системы и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. С государственной властью, ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. “Политика - это искусство управления государством”.[11, с.110] Теория государства и права и история. История исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей, чем отличается от теории государства и права. Теория государства и права и социальная психология. Социальная психология помогает устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без ее учета. Заключение В заключении данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права. В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве. Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность. Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, теория государства и права по обилию и важности своих функций по праву считается одной из фундаментальных наук обществознания. Функции теории государства и права как фундаментальной науки подразделяются на: 1 Онтологическую функцию; 2 Гносеологическую функцию; 3 Методологическую функцию; 4 Политико-управленческую функцию; 5 Идеологическую функцию; 6 Прогностическую функцию; 7 Гносеологическую функцию. Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Библиографический список 1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993//Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, N 31. Ст. 4398. 2. Азизова, П.М., Мусаева, А.Г. Основные понятия в теории государства и права / Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 123-124. 3. Бялт, В.С. К вопросу о понятии и содержании права / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 22-25. 4. Бошно, С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов/С.В. Бошно//Журнал российского права. -2014. -N 12. -С.190 -197. 5. Горохова, С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 317 с. 6. Иеринг, Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Т. 1. СПб., 1875. (переиздат). М. Юнити, 2013. 7. Калина, В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с. 8. Кашанина, Т. В. Теория государства и права: учебник/Т. В. Кашанина. -2-е изд., пересмотр. -Москва: Норма-Инфра-М, 2011. -496 с 9. Каширин, А.В. К вопросу о толковании правовых норм / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 151-155. 10. Кич, И.С. Теория государства и права / Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016. 11. Кожевников, В. В. Теория государства и права: монография / В.В. Кожевников, И.Н. Сенин, А.И. Красман. – Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. – 174 с. 12. Кочубей, А.Г., Болдырев, С.Н. Теория государства и права / Философия права. 2015. № 1 (68). С. 56-60. 13. Краснов, Ю.К. Теория государства и права: учебник/Ю.К. Краснов. -М.: Юстицинформ, 2014. -280 с. 14. Маркелова, Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. № 12 (24). С. 505-506. 15. Осипов, М.Ю. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. С. 410-416. |