Эссе. 20. Взгляды Гегеля на гражданское общество и государство
Скачать 16.73 Kb.
|
20. Взгляды Гегеля на гражданское общество и государство Прежде чем охарактеризовать представления Гегеля о гражданском обществе и государстве, хочется иной раз упомянуть о созданной им философской системе. Ее составными элементами являлись: логика, философия природы, философия духа. Главными учениями философии духа выступали, как раз, государство и право. В своих работах Гегель рассматривал и государство, и гражданское общество (и его структуру), при этом различая данные институты. Основной вклад для развития юридической науки Гегеля заключается в разработке такой основополагающей теоретической категории, как «гражданское общество». Мыслитель первым выдвинул предположение о наличии некой общественной среды, существующей между личностью и государство и имеющей для них значения. Так, по мнению философа сущностное значение категории «гражданское общество» может быть раскрыто сквозь призму буржуазного антагонистическое общества («где каждый против всякого»). А потому гражданское общество воспринималось им как объединение индивидов через их потребности, как общество, которое становится сферой реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Основу любого гражданского общества, как считал Гегель, составляют всего 3 сословия: 1) субстанциональное (представителями которого являлись дворяне и крестьяне – основной слой общества), 2) промышленное (например, торговцы, ремесленники и др.), 3) всеобщее (верхушка общества – чиновники). Основными элементами гражданского общества выступали: система потребностей, отправление правосудия, а также полиция и корпорация. При этом само гражданское общество базируется на признании и верховенстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Гражданское общество не создано для решения социальных задач, их решение удел именно государства, как считал философ. Уделяя внимание государству и вопросу его появления, теоретик резко негативно отзывался о признании договорной теории возникновения государства, признавая тот факт, что государство - исторически сложившаяся естественная форма социального бытия человека. Размышляя о самом благоприятном виде политического режима, Гегель отдает предпочтение конституционной монархии, основанной на разделении властей на власть законодательную, правительственную (исполнительную) и правящую (власть государя). Современная же судебная власть исходя из вышесказанного относилась к институту гражданского общества. Законодательная власть по Гегелю – должна быть представлена двухпалатным законодательным собранием, где верхняя палата формируется из представителей дворянства (по наследственному принципу), а нижняя – выборная (из числа депутатов). Правительственная (или исполнительная) должна представляться чиновниками, так как они, по мнению философа, отличаются глубоким пониманием целей и задач государства. И, наконец, правящая власть (или же власть государя) характеризуется особой ролью монарха. Он никто иной как обладатель принятия окончательного решения при рассмотрении различных вопросов, он есть носитель суверенитета государства. Таким образом, оригинальность или же своеобразность взглядов Гегеля относительно государства и гражданского общества может быть описано следующим образом: без государства не может происходить развития гражданского общества, не могут быть разрешены вопросы социального характера и др. Именно по представлениям Гегеля государство характеризуется как нравственное идейно-политическое единство. Взгляды Гегеля, несомненно, повлияли на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, так как он сформулировал некий базис для развития либеральных, радикальных концепций, заложил возможность их интерпретации в консервативной форме. |