Главная страница

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. 2222 Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни Культура Египта


Скачать 204 Kb.
Название2222 Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни Культура Египта
АнкорКультура Древнего Египта и Древней Месопотамии.doc
Дата14.09.2018
Размер204 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультура Древнего Египта и Древней Месопотамии.doc
ТипДокументы
#24579
страница4 из 4
1   2   3   4

4. Оценка и смысл знания. Особенности традиционного образования в индо-буддийской культуре

Знание в индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.

В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной... Индуизм есть религия истины. Истина – это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».

Особенности понимания знания и образованности

1. Знание понимается как тайное, сакральное проникновение в духовную реальность бытия.

Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание» и «загрязненное». Человек, находящийся в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что находится за пределами мыслей, слияние с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.

В индуизме знать – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.

В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.

2. Знание и нравственные добродетели, познание и нравственное самосовершенствование мыслились в неразрывной связи.

Один из ярких примеров слитности знания и добродетели дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»

3. К высшему знанию допускались лишь избранные

В индуизме истина – не для всех. Кастовая система есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств непосвященных. Язык подразделялся на язык простонародья и оберегаемый чистый язык. Путешествуя по средневековой Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.

Абсолютное большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.

4. Высокий уровень развития культуры устной передачи знания.

Население хранило в памяти запас знаний благодаря высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии синонимом слова «знание» стало слово «услышанное».

5. Высшим способом познания считалось интуитивное прозрение в процессе самопогружения.

В интерпретации Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.»

Согласно Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.

Характерные черты традиционного образования Индии

Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более высоким уровнем продвижения по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.

В индусской школе учитель – это гуру, живущий в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.

Буддийская система образования предполагала обучение у наставника в монастыре – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.

В Индии с древних времен начальное образование строится по образцу деревенской системы: каждый мальчик изучает немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства изучались санскрит, Веды и шла специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.

Преобладали устные способы обучения. И сегодня ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.

С XIX в. образование строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный рост вузовской системы. При поступлении в вузы распространено кастовое кумовство и межкастовое соперничество.

Наука Индии

В Индии издавна развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.

В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

В традиционной культуре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

С XIII в. произошел упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными влияниями. Англия стала основным экспортером научного знания. Первые научные журналы издавались по-английски.

5. Любовь, эротика в индо-буддийской культуре

Любовь – одна из главных тем индо-буддийской культуры. Отношение к ней противоречиво. С одной стороны, любовь отрицается: «От любви родится печаль, от любви родится страх; для того, кто вполне освободился от любви, не существует печали, ни тем более страха... Не любите же ничего.» (Дхаммапада). По оценке русского философа Н.О. Лосского идеал буддиста – не любить, не страдать, не жить. Нет идеи любви к ближнему. Вивекананда утверждал: мы не можем помочь другому, а только себе.

С другой стороны, любовь – величайшая ценность. В иерархии видов любви высшая – любовь к богу, она же любовь к миру и она же полная непривязанность к чему бы то ни было. Истинная любовь не делает нас непривязаными, она не влечет ни ревности, ни страдания. Это бескорыстная любовь, любовь-жертва.

Высоко ценится и чувственная любовь. Кама – награда за соблюдение дхармы и артхи. Чувственная любовь – это сила космического порядка, один из способов соединения с Абсолютом.

Культ любви тесно связан с культом индуистского бога Шивы, олицетворяющего мужское животворящее начало.

Эротика. В джайнизме и буддизме сексуальная любовь – выражение слабости, зла. Отсюда проповедь безбрачия. Впрочем, некоторые известнейшие буддийские старицы были гетерами.

В индуизме сложилась богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и семье имеет божественные истоки, идет от бога. Сексуальная любовь имеет значение магической силы, носит сакральный характер. Он позволяет соединиться с божеством, раскрывает человеку смысл Вселенной.

В индо-буддийской культуре эротология – развитое учение и общепризнанная часть науки. Оно передавалось из поколения в поколение жрецами, так как обряды и жертвоприношения переплеталась с эротикой. Изучение камы в Древней Индии было необходимй деталью образования богатого горожанина. Самый древний трактат по эротике «Кама-сутра» записан врачом Малланагой Ватсьяяной в 6 в.

Наиболее ярким проявлением эротизма в индо-буддийской культуре стал тантризм. Тантризм учит, что космос есть поток постоянных творений-рождений. Все сущее возникает из мужских и женских элементов путем их соединения. Единство человека и космоса достигается во время сексуального слияния, повторяющего космические акты творения. Если энергия сексуальной любви доходит до головы через сердце, то перемещается в космос и происходит новое рождение. Активизация тела способствует преобразованию интеллекта в чистую энергию, ведет к духовному преобразованию.

6. Искусство индо-буддийского Востока

Особенности искусства индо-буддийского Востока

1. «Эстетика тождества»: регламентация типов сюжетов, характеров героев, языка, стиля и т.д. Нормы буддийской иконографии лимитируют мельчайшие детали в размерах лица, тела, его атрибутов (позы, положение рук и ног, жест, прическа, одежда, предметы в руках или рядом находящиеся и т.д.) Нарушения регламента якобы влекли за собой болезни, смерть, разорение мастера, его семьи, страны.

2. Искусство глубоко символично. Наиболее яркие символы – жесты в танцевальном искусстве, элементы скульптурных изображений и архитектурные детали. Символы учения буддизма – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.

3. Назначение искусства усматривается в воспитании воздержанности. Рабиндранат Тагор выразил этот так: «Прекрасное учит воздержанности». Но чтобы убедиться в суетности всех соблазнов жизни, не мешает испытать их. Поэтому искусство не дает ощущение отрешенности, оно жизнелюбиво. Наслаждения жизни представлены в индусских храмах, украшениях буддийских архитектурных памятников и т.д. Хотя в целом буддийское искусство направлено к идеалу умиротворенности, а индуистское выражает великолепие божественного в самой жизни.

4. Провозглашаемая цель искусства – вызвать бхава (эмоцию) и создать раса (настроение). Там, где появляется эмоция, возникает настроение. В частности, в театральном искусстве выделяется 8 бхава-эмоций (любовная страсть, смех, горе, гнев, энергия, страх, отвращение, изумление) и 8 раса-настроений, возникающих из слияния эмоций: любовное, комическое, трагическое, яростное, героическое, устрашающее, отвращающее, волшебное. Кроме того выделяется 33 дополнительных эмоции.

5. Индо-буддийское искусство глубоко религиозно. Традиционная архитектура, живопись, скульптура неразрывны с религиозно-культовой практикой. В нем представлена тема мироздания, осмысливаются ситуации из мифического жизнеописания Будды, бодхисатв. В буддийском искусстве часто изображается «древо просветления» и колесо судьбы (дхарма). Любимые темы современных кинофильмов – эпизоды из древней мифологии. Самый популярный герой таких фильмов – Кришна. Тиражи пластинок и записей священных гимнов Вед носят массовый характер.

6. Искусство носит преимущественно прикладной характер: традиционная скульптура, стенопись, архитектура имеют не столько собственно эстетическое значение, сколько религиозно-культовое. Широко распространены прикладные искусства.

7. В искусстве распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.

Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.

Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:

-знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;

-бугор мудрости – знак высшей мудрости;

-завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;

-длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.

Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).

Помимо Будды в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов-якши и якшини, архатов.

Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, наблюдая танцовщиц, сами пускаются в пляс. Основное место среди богов отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три этапа. Первый, самый ранний ( II - I вв. до н. э.) – изображение полностью человекоподобного (антропоморфного) Шивы на фоне лингама. Второй ( VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х- XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан (символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.

В храмовой индуистской скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл – воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.

Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.

Царица инструментов – вина, подобная арфе.

Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

Интерес к живописи возродился под влиянием западной культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает школа «Бенгальского возрождения» в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу.

Пейзаж полон религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.

Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.

Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.
1   2   3   4


написать администратору сайта