Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. 2222 Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни Культура Египта
Скачать 204 Kb.
|
333))))))) общие характеристики и особенности индобуддийского и китайско-конфуцианского типов культуры Особенности китайско-конфуцианского типа культуры. Конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ. китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов. Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля, но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру. Особенности индо-буддийского типа культуры. В самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии. В основе системы ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой. Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина. 1. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре 1. Космическое мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, – частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы – это единый божественный Брахман.» Брахман – это «реальность–сознание–блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено. Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности. Проекции единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности. Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее: «Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.» «Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.» «деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.» 2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии. 3. Основные понятия в картине мира – дхарма, карма,сансара, мокша. Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых. Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом. Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому. Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире. Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство. 4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры. На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.» 5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов. В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью. Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады). 6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания. 2. Религия в индо-буддийской культуре Индо-буддийская культура – это царство религии: -религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения; -большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.; -философия, искусство, литература глубоко религиозны; -традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.; -в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе; -существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини. Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий. 2.1. Индуизм Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения. В своем развитии индуизм прошел три исторические стадии: -ведизм (древняя политеистическая религия, запечатленная в Ведах и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов – Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.); – брахманизм (на первое место среди богов выдвигается Брахман, уходят в прошлое обильные жертвоприношения, место жертвоприношений занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы); -индуизм как итог соперничества брахманизма и буддизма, с заимствованиями из буддизма, но ориентированный на касты; упрощенный синтез предшествующих религиозно-философских поисков (с IV - V вв.). Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого культа: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути. В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства. Наиболее известные литературные памятники, содержащие основополагающие идеи индуизма – Веды (сборники священных гимнов и заклинаний, датируются 25-7 вв. до н.э.), тексты-брахманы (появляются в Х- VII вв. до н.э.) – пояснения и комментарии к Ведам, араньяки (лесные книги), Упанишады (философские тексты, возникшие из араньяков (наиболее ранние – в VIII - VI вв.), эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, Пураны. Наибольшей популярностью пользуется часть эпической поэмы Махабхарата под названием Бхагавад-Гита («Песнь господа»). Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются. Здесь и р á кшасы – демоны, питающиеся живыми существами, подданные бога богатств Васс á ваны, и á суры – противники брахманистских богов, и якши – полубоги, силы природа, олицетвореные в человеческих образах. Бог-владыка – ишвара, другие боги – дэва или дэви (богини). Среди богов – три основных (тримурти): Шива, Вишну и Брахма: Шива – бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов; Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.; Брахма – бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности. Популярность Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги – Шива и Вишну. Соответственно два основных течения индуизма – шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну – Кришна («черный»), в эпосе – колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям – шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням. Сегодня во всех неоиндуистских движениях происходит замещение мифологических божеств историческими лицами-вероучителями (Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Сатья Саи Баба), а также Абсолютом. Сатья Саи Баба – представитель неоиндуизма. Будда здесь – одна из аватар Вишну. Системообразующее понятие индуистской культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества. Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения. Предпочтительные способы самоубийства – огонь и вода, в джайнизме – голод. Исключительную роль в регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия ребенка (ритуальная ванна, священные формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный обряд во время беременности (напиток из всего того, что дает корова). Обряд при родах (чтение ведийских гимнов). Обряды взросления ребенка (на третьем году выбривают голову, в 8-14 лет, в зависимости от касты, вручают священный шнур). Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало религиозные ритуалы. На статуи божеств выливались ведра молока, апельсинового сока, разбивались сотни кокосовых орехов. Храмы содержались сотнями деревень. В настоящее время в неоиндуизме утверждается установка на освобождение мирской жизни от всеобъемлющей обрядности. Организация индуизма. В индуизме нет строгой организационной структуры, нет церкви как организации. Вместе с тем сегодня наблюдается тенденция к упорядочению структуры и централизации, создаются всеиндийские религиозные организации. К приверженцам индуизма относятся: -святые (сидху или садху) и аскеты, в т.ч. профессиональные йоги как ветвь; они живут в шалашах возле скуптур богов, в храмах, где совершают пуджи, в ашрамах; -монахи (саньяси), живущие в монастырях (матхи); -миряне. Сложились три типа организационных связей: -домашний жрец – группа семей (особо религиозные семьи приглашают жреца ежедневно); -храмовый жрец – посетители храмов; -гур ý – объединение его приверженцев. Религиозные обители гуру и святых называются ашрамами. Миссия Рамакришны – наиболее известный ашрам Индии. Сегодня в Индии сущестует смесь ашрамов традиционных и неорелигиозных. В мире большое влияние имеет Общество кришнаитского сознания, основанное в США в 1966 г. Одна из сект индуизма – сикхизм. Конфликт сикхов и индусов – явление нового времени. Со стороны сикхов – это борьба за сохранение своей самобытности в процессе модернизации Индии. Эмигранты, лишенные индийского гражданства, выдвинули требование создания Халистана, извне направляет беспорядки, организует убийства политических деятелей. |