1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма
Скачать 1.37 Mb.
|
1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма. 2. Гносеологическая сущность религии. Религиозная вера и религиозный опыт. 3. Социокультурные функции религии. 4. Проблема происхождения религии (основные подходы). 5. Ранние религиозные верования: анимизм, фетишизм, магия, синтетические культы. 6. Религия и религии. Классификации религий. Естественные («элементарные») религии, Язычество и его формы у народов мира (общий обзор). 7. Славянское язычество. 8. Национальные религии Индии. Индская и Ведийская религии. Брахманизм. Классический индуизм и неоиндуизм. Джайнизм. 9. Зороастризм: история, вероучение и культ. 10. Конфуцианство: учение, этическая и религиозная практика. Китайский синкретизм. 11. Даосизм: учение и религиозная практика. Китайский синкретизм. 12. Иудаизм: учение, школы и современные течения. 13. Мировые религии (определение и критерии принадлежности). Статистическая характеристика мировых религий. 14. Возникновение буддизма. Личность и учение Будды Шакьямуни. Четыре благородные истины и восьмеричный путь спасения. Основные направления в буддизме: махаяна, хинояна и ваджраяна. Тантризм. Дзен-буддизм. 15. Становление христианства. Личность Иисуса Христа. 16. Новый Завет, состав и основные идеи. «Нагорная проповедь». 17. Догматическое учение неразделенной Церкви. Вселенские Соборы. Великий раскол. 18. Католицизм: вероучение и церковная жизнь. 19. Протестантизм. Основные направления. Отличия в вероучении и культе. 20. Православие. Русская Православная Церковь: история и современность. 21. Экуменическое движение в современном христианском мире. 22. Становление ислама. Личность Мухаммада. 23. Коран, его состав и основополагающие идеи. "Коран в Коране" (Сура 2 . Корова). Суны и Шариат. 24. Учение и культ ислама. Исламское богословие. Столпы веры. Религиозная жизнь и праздники. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм. Ислам в современном мире и в России. 25. Положение религии в современном мире (статистика, правовой статус и основные тенденции развития). Положение религии в Российской Федерации (статистика, отношение с государством и роль в общественном сознании). Тема 1. ЛекцияСтремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение. Определение предмета: Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психо-логии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Главным в нем является философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что центральное место в нем занимает разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Поэтому религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Основные разделы: Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии. Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественную детерминированность религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Философия раскрывает глубинные сущностные свойства религии; социология, психология, феноменология, история позволяют увидеть, как она предстает в разных ипостасях и на разных уровнях, как она обнаруживается в различных религиозных феноменах. Методы исследования:Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социально-философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и пр. В соответствующих разделах, кроме названных, используются свои методы. Так, в социологии религии дают плодотворные результаты методы установления социальных фактов: изучение документов, опросы разного рода - интервью, анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных данных: группировка, ранжирование, составление статистических таблиц и др. Психология религии использует анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрию и т. д. В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь. Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является "почему?", религия не может быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина самой себя). Именно причинное объяснение прежде всего помогает обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей. Историзм, исходя из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких разновидностях. Генетический подход имеет в виду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий(например, Будды и Христа). На базе сравнительного анализа сформировалась специальная область исследования - сравнительное религиоведение. |