Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторитаризм харизматического лидера

  • Эклектичность вероучения и культа.

  • Специфичность социального состава

  • Оппозиционность к традиционным религиям

  • Неохристианское направление

  • Неоориенталистское направление

  • Синтетическое направление

  • Сциентистское направление

  • Мистико-оздоровительное направление

  • Неоязыческое направление

  • «Сатанинское» направление

  • 1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма


    Скачать 1.37 Mb.
    Название1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма
    Анкорreligiovedenie.docx
    Дата03.07.2018
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreligiovedenie.docx
    ТипДокументы
    #20993
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Тема 16-18. Лекция


    Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно — в новейшее время, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий еще недостаточно изучен, поэтому оценки этого явления явно пристрастны и слишком эмоциональны, чтобы считать их взвешенными. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества

    Чем же новые религии отличаются от традиционных религиозных систем?

    Независимо от того, придерживаются ли новые религии христианских, буддийских или же других традиций, превозносят созданное ими же самими вероучение, они имеют, как правило, следующие общие черты (схема 7.1):

    1.         Авторитаризм харизматического лидера (греч. харизма — особая божественная сила). Во главе новой религии стоит «дарованный богом» руководитель. Он воспринимается как неповторимый спаситель, небесный избранник, который получил уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. Лидер создает вокруг себя общину своих приверженцев, над которыми безраздельно властвует.

    2.         Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

    3.         Специфичность социального состава. Ранее к «пророкам» тянулись главным образом люди из наименее обеспеченных слоев, особенно пожилые. В новых культах большинство составляют юноши и девушки из среднего класса, причем, как правило, имеющие хорошее образование.

    4.         Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви. Апелляция к отдельным сюжетам и эпизодам священных книг используется скорее как исходный материал для создания собственных доктрин.

    Неохристианское направление. Сюда относят культы, которые рекламируют себя как «новейший вариант христианства». Эти культы предлагают уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества Их вероучение — продукт индивидуального творчества основателей направлений. К группе «новые христиане» обычно относят такие организации: «Семья любви» (ранее — «Дети Бога»), «Церковь Армагеддона», «Церковь живого слова», «Жизненный путь», «Местная церковь», «Церковь библейского понимания», «Международный путь», миссия «Армия спасения», «Церковь Христова», «Альфа и Омега», Союз христианского межконфессионного согласия «Логос», «Собор Евангельских церквей», «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы») и др.

    К неохристианству следует отнести и новый вид протестантизма. Как известно, протестантизм — религиозное движение возникшее на основе католицизма и объединяющее многочисленные самостоятельные церкви и секты. Однако когда речь идет о неопротестантских объединениях, то имеются в виду те группы, которые созданы у нас сравнительно недавно западными, главным образом североамериканскими миссионерами. Наиболее активными сегодня являются адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, пятидесятники. От христиан-католиков эти культы отличаются прежде всего тем, что источником веры они признают только Библию.

    .         Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» — восточный). В него входят культы, не связанные с европейской культурой и христианским вероучением, а представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями ориенталистских групп обычно выступают различные гуру, свами, йоги, махараджи и другие профессиональные проповедники-иммигранты.

    .        Синтетическое направление. В него входят религии, для которых характерным является объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но они не просто эклектично объединяют их, а создают свои собственные учения, систему обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахай (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и прочие.

    Сциентистское направление (лат.— знание, наука). В него входят так называемые «околонаучные» культы. Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на ее возможностях, новоявленные «пророки» создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда». К этой группе относят «Церковь сайентологии», общество «Аэтариус», «Огненный цветок», «Наука разума», «Христианская наука» и др.

    Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы. Подобные культы существовали и ранее. Но в последние годы появились новые: «Синанон» (1958 г., основатель Ч. Дедарник), «Церковная организация тысячелетнего царства» (1974 г., основатели Роберт и Мари-Энн Гримстон) и др. В России и на Украине примером такого культа может быть Ивановство.

    .  Неоязыческое направление. Его основная цель — реабилитировать религии, которые существовали в древности на определенных территориях. А поскольку такие древние элементарные религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», то есть современное язычество. Подобные группы распространены во многих странах мира.

    «Сатанинское» направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной.

     

    1.         Наличие Папы Римского как наместника Бога на Земле. Как духовный руководитель католиков Папа признается наследником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. За всю многовековую историю католицизма на папском престоле сменилось 262 Папы. Статус Папы Римского — пожизненный. Избирают Папу кардиналы (кардинал — это второй по значению чин после Папы, высшая епископская степень). Специальная коллегия кардиналов — конклав созывается через 18 дней после смерти предшествующего Папы Аля выборов нового. Название «конклав» происходит от латинского сит с1аме — «под ключом». С XIII в., со времен Папы Григория X, существует обычай замыкать кардиналов-избирателей и даже замуровывать их, чтобы засекретить и вместе с тем ускорить процедуру выборов. С 1523 по 1978 г. папский престол занимали только итальянцы. Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными. В 1978 г. на папский престол был избран поляк Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (1920 г.—2005 г.). Он первый славянин на этой должности.

    2.         Догмат о непогрешимости Римского Папы. Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Он гласит, что Папа, когда он выступает с амвона как пастырь всех христиан, непогрешим в делах веры и морали. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

    3.         Догмат о чистилище. Чистилище — это промежуточное место между адом и раем Здесь души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных  жизни грехов. Они горят в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактуют его как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня.

    Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родственники и близкие. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г. Православное учение считает, что в загробной жизни душа человека в зависимости от того, как он прожил земную жизнь, сразу попадает либо в рай, либо в ад.

    4.         Специфическое понимание Символа веры. В восьмой «части» Символа веры сказано о необходимости веры «в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего». Это означает, что Дух Святой может исходить только от Бога-Отца Однако, начиная с VIII—IX вв.,Римский Папа пытается добавить к этому символу «Филиокве» (с лат. — «и от Сына»), Эта небольшая приписка на самом деле довольно существенная, так как она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это, на первый взгляд, незначительное отличие сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что признание Филиокве изменяет статус церкви. Ведь если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, то значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

    5.         Обязательное безбрачие священников. Этот так называемый целибат (лат. — неженатый). Введенный Папой Григорием VII в XI в. целибат преследовал цель сохранения земельной собственности за церковными учреждениями, предотвращение раздела владений между наследниками священнослужителей, а также повышение престижа духовенства среди верующих. В 1967 г. Папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата. В православии обет безбрачия связан с принятием монашества.

    6.         Учение об особой роли духовенства. Католическое вероучение утверждает, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помогли духовного отца. Поэтому духовенство имеет огромное преимущество перед мирянами и должно иметь исключительные права и привилегии. В частности, духовенство, по учению католицизма (в православии этого нет), владеет «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами, которых хватит, чтобы обеспечить потустороннее блаженство всему человечеству. Этот «излишек» (тезаурус) Бог передал в распоряжение католической церкви, в связи с чем она обладает большой спасительной силой. Католические священники во главе с Папой имеют право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тем, кто в ней нуждается, то есть отпускать грехи. Отсюда учение об индульгенции — отпущении грехов за какие-либо заслуги перед церковью. В Средние века такая компенсация нередко имела имущественный или денежный эквивалент. Это приводило к вульгаризации практики отпущения грехов в католицизме — продаже индульгенций (лат.— милость). Ныне индульгенциями не торгуют, но от лица Папы духовенство продолжает «прощать грехи».

    7.         Широкое почитание Богородицы и учение о ее непорочном зачатии (безгрешности). Если в учении православной церкви говорится о Пресвятой Деве Марии, первой перед Богом заступницы и помощницы, то католическая церковь к этому прибавляет свое понимание. В 1845 г. Папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. католическая церковь признала догмат о ее телесном вознесении на небо после смерти. В 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Богородицу «Матерью Церкви». Эти догматы стали завершающими в католической кариологии (культе Девы Марии). Они являются логическим продолжением того религиозного возвеличивания лица Богоматери, которое воплотилось в догмат о непорочном зачатии. Однако эти догматы также не признаются восточным (православным) христианством.

    Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и в культовой деятельности, в том числе и в совершении таинств. Например, крещение проводится не погружением ребенка в купель, а обливанием головы водой. Миропомазание совершается в католицизме не сразу после рождения, как у православных, а когда ребенку исполнится 8 лет, и называется конфирмацией Таинство причастия (евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных — квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причастию у католиков допускаются только те, над кем уже осуществлен обряд помазания.

    Важные элементы католического культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на рассвете и днем, что символизирует Рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой ребенка Христа для поклонения.

    Различается и процесс богослужения. В православном храме верующие совершают богослужения стоя или на коленях. В католическом храме во время богослужения верующие сидят и встают лишь во время чтения Евангелия. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос — поют священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение — звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, так как использует все виды искусства Для влияния на сознание и чувства верующих. Регламентация культа осуществляется богослужебной книгой «Бревиарий» (краткий сборник молитв, псалмов и т. п., унифицированный в 1568 г.).

    В православии и католицизме не существует канонических правил, строго упорядочивающих внешний вид и убранство храмов. Однако в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь — отгорожено от основного зала специальным сооружением — иконостасом. В католическом храме (костеле) алтарь открыт для всех взоров, и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны 14 живописных картин, которые отображают различные этапы «Крестного пути Господня».

    Как и в православии, в структуре католицизма также имеет место деление членов церкви на мирян и клир. Последний имеет свою церковную иерархию, ее составляют: епископы (высшие иерархи), пресвитеры (священники, которые постоянно служат в одной церкви и в одной общине), дьяконы (помощники пресвитеров). Католические церковные приходы по территориальному делению объединены в диецезии (то же, что и епархия) во главе с епископом. Он избирается собранием епископов. Над избранным осуществляется обряд посвящения — хиротония (таинство священства). Епископ назначает пресвитеров и дьяконов. Совокупность диецезии в границах одного государства формирует национальную церковь, которую возглавляет кардинал (назначает его Папа после согласования с советом кардиналов). Национальные церкви — составные части единой католической церкви.

     

    Протестантизм

    Протестантизм возник в XVI в. в процессе массового антифеодального движения в странах Западной Европы, которое получило название Реформации (от лат.— перевоплощение, исправление). Основным объектом, против которого была направлена Реформация, была Римская католическая церковь. Церковь освящала феодальный порядок, как «сверхгосударство» претендовала на политическое господство, стремилась контролировать духовную жизнь каждого христианина — как единственный проводник и гарант спасения. Вместе с тем католическая церковь вовсе не была образцом набожности и нравственности; в ее лоне нередко совершалось духовное насилие, а от грехов можно было освободиться, уплатив определенную сумму денег. Процветали купля и торговля священными санами и нравственными добродетелями (симония и торговля индульгенциями). Поэтому любое стремление к искренней набожности, нравственному исправлению, социальному, политическому или духовному освобождению считалось антицерковным, антикатолическим. Это обусловило возрастание оппозиционных настроений по отношению к католицизму. Вместе с тем вызревали условия для возникновения новой религии, так как зарождающаяся буржуазия нуждалась в новой идеологии, а в то время наиболее распространенной и обычной для людей идеологической формой была религия. Понятно, что против феодальной идеологии в виде католицизма должна была выступить буржуазная идеология также в религиозной форме. Так возникла потребность в реформации христианства, вследствие чего появилось новое его течение — протестантизм.

    В XVI—XVII вв. сложились такие протестантские направления, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, которые объединяются общим названием — ранний протестантизм (схема 5.10).

     

     

    Лютеранство, или Аугсбургское вероисповедание, сформировалось в период немецкой Реформации благодаря деятельности доктора богословия Мартина Лютера и его последователей — прежде всего Филиппа Меланхтона. 31 октября 1517 г. Мартин Лютер, еще будучи неизвестным монахом, бросил вызов Римскому Папе, прибив к двери церкви в Виттенберге 95 тезисов против индульгенций, в которых остро критиковал основные положения вероучения и культа католицизма и выдвинул ряд принципов, на которые должна опираться новая религия. Это прежде всего принцип «оправдания верой», по которому духовенство не является посредником между людьми и Богом и не может давать отпущение грехов. Спасение человека зависит не от обрядов, соблюдения праздников, пожертвований в пользу церкви, а лишь от веры в искупительную жертву Христа. Из всех таинств Лютер считал необходимым сохранить лишь крещение и причастие. При этом отбрасывался католический догмат о превращении хлеба и вина в тело и кровь Бога, а выдвигался тезис о том, что они присутствуют в причастии. Лютер опровергал авторитет Римского Папы, не признавал Священного Предания, а лишь Священное Писание, прежде всего Евангелия (именно поэтому лютеранская церковь называет себя Евангелической). Чтобы удешевить церковь, Лютер упростил богослужение, а для укрепления влияния религии на массы ввел богослужение на родном для верующих языке (схема 5.11).

     

     

    Вероучение лютеранства было конкретизировано в «Книге Согласия», которая состоит из пяти «символических книг». Это «Аугсбургское исповедание», «Апология Аугсбургского исповедания», «Шмалькальденские статьи», «Катехизис М. Лютера» («Большой» — для пасторов — 1528 г., «Малый», или «Народный» — 1529 г.), «Формула Согласия».

    Одновременно с реформацией в Германии такой же процесс происходил в Швейцарии, где образовалось направление протестантизма, получившее название кальвинизма. Название происходит от имени его творца Жана Кальвина. В отличие от лютеранства, здесь нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Тем не менее авторитетными для кальвинистов являются и работы, написанные Ж. Кальвином. Это «Наставление в христианской вере», «Женевский катехизис» и др. Одним из главных догматов кальвинизма является фаталистическое учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым Бог будто бы еще до создания мира решил вопрос о спасении каждого человека. Но это не должно склонять верующего к пассивности: своей жизнью и деятельностью он должен доказать, что является Божьим избранником. Успешная деятельность человека, добропорядочность, набожность, трудолюбие, покорность власти — все это проявления богоизбранности. Кальвинистское учение о мирском призвании и мирском аскетизме требует полной преданности человека своим делам, бережливости, а также отказа от комфорта, наслаждений, радостей жизни. У кальвинистов очень упрощена церковная организация, а церковная иерархия фактически отсутствует. Общину возглавляет пресвитер, который избирается из «божьих избранников». Проповедники-пасторы рассматриваются лишь как служащие общины. Из религиозного культа удалена роскошь, Церковь стала более простой. Современный кальвинизм делится на три направления: реформаторство (кальвинисты Европы), пресвитерианство (англо-шотландские кальвинисты вестминстерского исповедания) и конгрегационализм (кальвинисты, отстаивающие независимость каждой общины и не признающие каких-либо руководящих органов; общины согласовывают между собой свои догматы и культ). Самые большие церкви кальвинистов в Голландии, США, Германии, Шотландии, Швейцарии, ЮАР, Новой Зеландии, Франции. Сегодня в мире около 40 млн. кальвинистов.

    Особенности формирования буржуазного общества в феодальной Англии обусловили возникновение еще одного протестантского направления — англиканства. Реформация в Англии началась в 1534 году. Со временем сформировались доктрина и организационное устройство церкви. В 1571 г. парламент принял английский Символ веры — «39 статей», по которому главой церкви провозглашался король, источником веры считалось Священное Писание, признавалось «оправдание верой», отрицались иконы, мощи, уменьшалось количество праздников, но признавались таинства крещения и причастия, сохранялись епископат и ряд обрядов католицизма.

    Итак, мы рассмотрели самые большие направления протестантского вероисповедания. Кроме них существует еще свыше 200 мелких протестантских церквей, деноминаций, сект. Все они имеют специфические особенности, но существуют и общие принципы, характерные для всех протестантских организаций. Выделим главные из них.

    1.         Принцип всеобщего священства, или религиозного индивидуализма. Он заключается в том, что каждый христианин в своем диалоге с Богом не имеет потребности в каких-либо посредниках. Согласно этому принципу, нет необходимости в церкви «видимой», или «исторической», а есть потребность в церкви «внутренней», «невидимой». Из этого принципа исходит право любого читать и толковать Библию.

    2.         Отрицание Священного Предания как источника веры. Упрощается культ, не принимается поклонение святым, почитание мощей, икон и других реликвий; учение о таинствах протестанты рассматривают лишь как напоминание о жертве Христа. Главным в богослужении становится проповедь.

    3.         Принцип личной веры. По мнению протестантов, первородный грех целиком испортил природу человека, который не может больше добиться спасения даже через таинства, аскетизм, Добрые дела. Спасение может прийти лишь как результат вмешательства Бога, искупительной жертвы Иисуса Христа. Необходимо внутренне сопереживать «заслугу Христа». Спастись можно только внутренней верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

    4.         Концепция предопределения. Бог определил одних людей к спасению, других к гибели, но это никому не известно. Избранность определяется личными успехами, богатством, особыми душевными переживаниями и т. д.

     

    ВЫВОДЫ

    1.         История христианства условно может быть разделена на три периода:

    Первый — становление христианства. В это время были выработаны общие приемлемые для христианства догматы и правила внутрицерковной жизни. Христианство превратилось в государственную религию Римской империи и окончательно возвысилось над старыми культами. Установились относительные церковные единство и целостность. Второй период начался после распада империи на Западную и Восточную (395). Церковь, оставаясь вопреки сложившимся обстоятельствам единой, стремилась к определению своего места в мире. Завершился этот период делением христианства на западную и восточную церкви, которые одинаково претендовали на универсализм (1054). Третий — период раздельного существования двух всемирных церквей — характеризуется их острой конкуренцией и продолжительными расколами внутри той и другой. В этот период появилось третье направление христианства — протестантизм.

    2.         Главное в христианстве — это учение о богочеловеке Иисусе Христе — Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления человеческого первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, состоится второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцы христианства должны выполнять заповеди Христа, покорно переносить жизненные трудности, как это делал Христос, а воздаяние за это они получат в потустороннем мире.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта