Главная страница
Навигация по странице:

  • Во что верили казахи до ислама

  • В чем же состояла доисламская вера казахов

  • Язычество. Документ Microsoft Word. Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама


    Скачать 17.01 Kb.
    НазваниеКак и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама
    АнкорЯзычество
    Дата29.09.2021
    Размер17.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #238920

    Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама.

    Нам немного известно о религии, существовавшей у казахов до проникновения ислама. В последние годы некоторые исследователи стали называть эту религию тенгрианством и изображать ее как стройную философскую систему. Это была политеистическая религия с верховным небесным божеством, а название “бог” (тенгри), прилагавшееся не только к нему, но также и к другим божествам; с приходом ислама стало у казахов синонимом слова “кудай” (бог), то есть Аллах. Другие сведения о других божествах до нас не дошли, и воспоминания о них Умай - богиня плодородияприходится разыскивать в культе святых, в шаманстве, в семейной обрядности. Так, отголоски культа древнетюркского божества плодородия Умай обнаруживаются в родильных обрядах казахов. Умай – это добрый дух, покровительствующий младенцам.

    Еще в середине прошлого века в народе были живы остатки космологических представлений, согласно которым вселенная состоит из трех миров – небесного, земного и подземного.

    Пережитком древних представлений о сверхъестественных существах, управляющих силами природы, может быть поверье казахов об ангеле, который бьет плетью тучи, производя тем самым гром и молнию.

    Почитание святых тесно связано с доисламскими традициями казахов. Древние верования, например, угадываются в культе пещер. В Южном Казахстане считалась святыней пещера Чак-пак-ата. Сюда приходили женщины для молитвы от бесплодия. Среди казахских святых встречаются родоначальники родственных групп. Святые-родоначальники характерны для восточных областей Казахстана. Святые предки известны и в южных областях. В Южно-Казахстанской области и в наши дни почитаются могилы батыра Байдабек-ата и его мудрой жены Домалак-ана, от сына которых, по преданиям, пошли казахские роды албан, суан и дулат.

    Среди “языческих” персонажей, вошедших в число мусульманских святых, у казахов наиболее отчетливо сохранил свои доисламские черты Коркут - мифический первый шаман, музыкант и певец, создатель музыкального смычкового инструмента кобыз. Приписываемая ему могила была расположена на берегу Сырдарьи. На мифический характер этого персонажа указывают предания об его долголетии, а также некоторые мотивы казахских народных легенд, обнаруживающие связь с традициями сибирского шаманства. Так, по одной из легенд, Коркут подслушал разговор шайтанов, которые обсуждали между собой, как нужно сделать кобыз. Он выполнил указания духов и сумел создать волшебный инструмент. В средние века образ Коркута, которого представляли и легендарным патриархом времен, и талантливым певцом, был широко известен преданиям тюрко-язычных народов. Почитание Коркута у казахов тесно связано с шаманством, он считался покровителем (пир) шаманов, которые нередко призывали его на помощь в песнопениях. Во время камлания многие баксы играли мелодию (кюй), которую будто бы впервые исполнил сам Коркут.

    В казахских степях дольше всего сохранилась древняя тюркская вера, в том виде, в котором она существовала за тысячелетия до этого. Исламизация, осуществленная в эпоху Золотой Орды, была поверхностной и касалась только правящего класса – ханов из рода чингизидов и их приближенных.

    А простой народ по старинке кланялся своим старым идолам. Как говорит русская пословица, до бога высоко, до царя далеко. Вот их никто и не трогал.

    Во что верили казахи до ислама?

    27 апреля 2020

    5,8 тыс. прочитали

    Надо сказать, что юг Сибири и север Средней Азии были достаточно удалены от основных центров власти Средневековья и Нового времени, а местные кочевники оказались довольно сильны в военном плане, чтобы распространение исламской религии в этих местах шло со скрипом и затянулось на долгие столетия.

    Воины арабского халифата сюда не добирались, будучи остановлены еще на дальних подступах; волжские булгары больше занимались речной торговлей, опасаясь углубляться в степь; а сородичи-тюрки, ставшие мусульманами, были заинтересованы в богатствах оседлых цивилизаций Востока и на своих северных языческих соплеменников внимания не обращали.

    А потому в казахских степях дольше всего сохранилась древняя тюркская вера, в том виде, в котором она существовала за тысячелетия до этого. Исламизация, осуществленная в эпоху Золотой Орды, была поверхностной и касалась только правящего класса – ханов из рода чингизидов и их приближенных.

    А простой народ по старинке кланялся своим старым идолам. Как говорит русская пословица, до бога высоко, до царя далеко. Вот их никто и не трогал.

    В чем же состояла доисламская вера казахов?

    Традиционная тюркская религия обычно называется тенгрианством по имени верховного бога, от которого получали силу все остальные мелкие божества. Тенгри ассоциировался с «Великим небом» и был творцом всего сущего, мало вмешивающимся в обыденные проблемы человечества, как и христианский Господь. «Работать» должны были его верные слуги, каждый из которых управлял своей узкой сферой деятельности.

    Проблема состоит в том, что поскольку просвещение казахов осуществлялось в рамках исламской религии, хоть язычество держалось до конца 19-о века, казахская интеллигенция не посчитала нужным записать имена языческих божков, в которых верил народ. Именно поэтому, к сожалению, нам о них известно мало. Мы знаем о божестве плодородия Умай, Барысе, верховном судье, Жер-Су, отвечающем за земли и воду, Хурсе, небесном кузнеце.

    Особо почитался огонь, который был неотъемлемой частью жизни любого кочевника и считался священной стихией и хранителем семьи. С монгольских времен нам известно, что великие ханы заставляли своих посетителей проходить между двумя кострами, чтобы избавить их от злых помыслов. Казахи мыслили в том же направлении.

    Религиозные практики сильно напоминали обычное шаманство, какое сохранилось у сибирских народов. Имелись бубны, существовали жертвоприношения духам, почитались древние прародители семей и кланов. Окружающая нас действительность по этим представлениям, была разделена на три основы: верхнюю, среднюю и нижнюю, т.е. небо, землю и подземный мир, в которых жили, стало быть, боги, люди и злые духи, во главе с Эрликом, соперником самого Тенгри. Добрые духи предков тоже обитали на земле. По соседству с теми, кого они опекали.

    Мощные шаманы, которые у казахов назывались баксами, во время своих камланий могли не только общаться с предками и небожителями, но и сами летать в соответствующие измерения. Как обычные люди, они могли быть злыми или добрыми, но любой из них весьма любил

    На самом деле, ближайшие соседи казахов, крещеные, но не очень, тюрки Алтая, до сих пор верят в то же самое и обращаются к богам тем же образом. Шаманские обряды у них проводятся до сих пор – старая вера сдает свои позиции с трудом.


    написать администратору сайта