1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма
Скачать 1.37 Mb.
|
Тема 7. ЛекцияНаиболее часто для систематизации религий прибегают к такой схеме: 1. Языческие и высшие (развитые) религии. Язычество — это термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многовековой истории развития человечества до появления монотеизма (единобожия). Объективного научного содержания он не имеет. Фетишизм, магия, тотемизм, анимизм и прочие формы элементарной религии, которые обозначают термином «язычество», послужили строительным материалом для всех позднейших, «высших» религий, в частности иудаизма, христианства, ислама. 2. «Западные» и «восточные» религии. К западным религиям обычно относят христианство, иудаизм, ислам и другие, к восточным — индуизм, буддизм, конфуцианство и другие. Эти религии различаются трактовкой развития мира. Если религии Запада рассматривают мир как «однолинейный» целенаправленный процесс (сотворение мира, его спасение и конец), то для религий Востока характерна идея развития мира как круговорота — циклического, кругового движения с бесконечными повторениями. Отличаются эти религии также и в трактовке Бога. В иудаизме, христианстве и исламе Бог — это абсолютный творец мира и спаситель человечества. В религиях Востока господствует некий абсолютный мировой закон (порядок) — законы дао, дхармы и т. д. 3. Религии отдельных цивилизаций. Например, английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) выделил 21 цивилизацию и соответственно 21 тип религий. На его взгляд, религия — не составная часть культуры, как полагают некоторые исследователи, а движущая сила, основа всякой культуры. Тойнби склонялся к мысли, что постепенно человечество придет к единой культуре (цивилизации) с единой синкретической религией будущего. 4. Теистические религии. В основе этой классификации лежит вера в богов или одного Бога. С точки зрения этого подхода, выделяют: политеизм (многобожие) — поклонение нескольким богам; супремотеизм — один из богов занимает главенствующее место в пантеоне существующих богов; генотеизм — выделение одного бога-защитника отдельной группы людей; монотеизм — признание единого Бога. 5. Исторические формы религий. Этот так называемый эволюционный подход к классификации религий. Он встречается наиболее часто, поэтому в дальнейшем будем ориентироваться главным образом на этот тип классификации. Здесь все религии объединяются в следующие группы: ранние формы религии (элементарные верования); родоплеменные религии; народностно-национальные религии; мировые религии; новые религиозные движения и культы. Тема 8-9. ЛекцияЧто это за верования? Из истории известно, что родоплеменной строй сложился приблизительно 40 тыс. лет тому назад и прошел через две основные ступени: матриархат и патриархат (схема 3.3). На каждой ступени господствовала своя форма религиозных верований. Для матриархата был характерен так называемый земледельческий культ, для патриархата — шаманизм. Земледельческий культ — это система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам. Характерным для земледельческого культа является следующее. 1. Почитание земледельческих духов в качестве главных. Например, у индейцев-ирокезов наибольшее значение придавалось Духам кукурузы, духам бобов и духам тыквы. Эти духи представлялись в образах трех сестер, которые незримо трудились на огородах, ухаживая за посевами. 2. Ведущая роль женщины в религии. Земледельческий культ — это своего рода женская религия. Это находило свое выражение в двух главных процессах: важнейшие духи изображались в виде духов женского пола, важнейшие религиозные обряды осуществляли женщины. 3. Систематические человеческие жертвоприношения. Такие акты совершались многими народами мира. Инки Древнего Перу в жертву своим духам природы ежегодно приносили несколько мальчиков и девочек десятилетнего возраста. Горные племена Древней Индии с целью повысить плодородие земли закапывали в нее тела убитых детей. 4. Наличие идеи смерти и возрождения некоторых духов. Наблюдая за зерном, люди заметили, что после «похорон» оно «воскресает» вновь. Отсюда родилось представление, будто некоторые духи могут временно умереть, чтобы потом воскреснуть. 5. Переселение «страны мертвых» с земли на небо. Многие блага и неприятности земледельцам «посылало» небо: свет и тепло, дождь и ветер, снег и град. Отсюда родилось представление, что духи живут на небе. По аналогии «страну мертвых» переселили с земли на небо. Именно тогда впервые появилась идея, что души умерших живут в «небесном царстве». Многие элементы земледельческого культа мы можем обнаружить в современных религиях. Шаманизм. Слово «шаман» происходит от маньчжурского слова «саман» — исступленный. Как определенная форма религиозного культа шаманство возникло в эпоху патриархата приблизительно 6 тыс. лет тому назад, существовало почти у всех народов и в качестве пережитка продолжает существовать в наши дни. Шаманизм как религия характеризуется следующими признаками: а) широким кругом анимистических верований (преимущественно в «злых духов»), что составляет его вероисповедную основу; б) наличием особых служителей культа — шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза и тем внушать окружающим мистические воззрения; в) особым ритуалом камлания, при котором шаман в состоянии экстаза издает бессмысленные восклицания и проделывает различные манипуляции и движения телом, которые будто бы предназначены влиять на мир духов; г) наличием особого ритуального инструмента (бубна, побрякушек, особых головных уборов, плаща, пояса и т. п.), применяемого шаманами. На основании этих признаков можно дать следующее определение: шаманизм — это вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалась способность предсказывать будущее, лечить от болезней, вызывать изменения в природе, провожать умерших и т. д. Опытные шаманы были обычно искусными гипнотизерами, чревовещателями, иллюзионистами, а также певцами, поэтами, сказителями. У некоторых народов Азии, Африки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религии. В настоящее время оно еще существует у тувинцев, западных бурят, якутов, хакасов, хантов, манси и некоторых других народов. Остатки шаманизма присутствуют и во всех современных религиях. Это и профессиональная каста служителей культа, и представления о том, что священники находятся в особых отношениях с «миром духов». |