Главная страница

1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма


Скачать 1.37 Mb.
Название1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма
Анкорreligiovedenie.docx
Дата03.07.2018
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаreligiovedenie.docx
ТипДокументы
#20993
страница7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 10. Лекция


Центральное место в культуре древних славян занимала языческая религия. Славянская мифология вообще и русская в частности восходят к праиндоевропейским корням. Язычество вобрало в себя различные черты ранних форм религий - тотемизм (вера в родственные связи людей с животными), анимизм (вера в души, духов), фетишизм (поклонение неодушевленным предметам, наделенным чудодейственными свойствами), магия

В развитии языческих представлений славян можно выделить несколько этапов (по Б.А. Рыбакову). Для первого, наиболее древнего пласта, характерно одухотворение природы, почитание воды, земли, огня, воздуха, растений и некоторых животных, вера в добрых и злых духов – берегинь и упырей. Вся  природа, по представлению славян, была населена духами: дух леса – леший, пущевик, лихо одноглазое, Морозко; дух воды – водяной, русалка, моряны (олицетворение опасности утонуть), крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или порчи урожая). Берегини заботились о человеке – домовой, дрема (божество сна), баюнок (сказочник), банник. К злым духам относились упыри – вампиры, оборотни, навьи (нечистые покойники).

Второй этап в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и Рожаницам, формированием культа предков и общинных аграрных культов. Праславянских Рожаниц звали Лада (покровительница плодородия, свадеб) и Леля (богиня весны). Род – бог неба, повелитель вселенной. Его называли также Сварог (Небесный), Стрибог (Отец-бог). Позже образовалось разделение функций: небом и миром управляет мужское божество, землей – женские. Велес считался покровителем скота, а позже - покровителем богатства, торговли. Ярило – бог плодородия (представлялся в виде молодого красивого юноши на белом коне в белой мантии). Даждьбог – древнее божество природы, солнечности, податель благ. Перун – бог грозы, молнии и грома, позже – покровитель воинов. Местами языческого культа были святилища под открытым небом. Они представляли собой земляные и деревянные сооружения на насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу стояли каменные или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы («капище»). Внешний круг предназначался для потребления ритуальной пищи («требище»).

На третьем этапе развития язычества на первый план выдвинулся Перун. Он стал богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов. Около 980 г. князь Владимир провел языческую реформу. Это была попытка создания государственного культа. Во главе пантеона стоял Перун, в жертву которому приносили волов и пленников. В пантеон вошли также Стрибог, Макошь, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Но эта религиозная реформа потерпела неудачу.

Особенности язычества восточных славян (по И.В. Кондакову):

1)    восточнославянские боги в отличие от античных не вполне антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны или тождественны самим проявлениям стихий (Велес – Змей, оборотень);

2)    восточнославянская мифология ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской), она менее развита и отрефлексирована, чем германороманская;

3)    несистематизированность славянской мифологии: функции божеств часто переплетались между собой и дублировали друг друга (например, культ солнца ассоциировался и с Хорсом (солнце-светило), с Даждьбогом (тепло, поддержание жизни), Сварогом (небесный свет и огонь), Ярилой, Купалой);

4)    практически неизвестны никакие мифологические сюжеты с участием славянских языческих божеств (основной миф – о соперничестве Перуна и Велеса из-за обладания  стадом небесных коров, который Велес украл у Перуна);

5)    славянская мифология жила не в обрядах, ритуалах, в природном календаре;

6)    низшая мифология (вера в духов природы) более архаична, т.к. имеет общие корни с тюркской (современные татары, башкиры, чуваши) и финно-угорской (удмурты, марийцы, мордва, коми, ханты и манси).

Тема 11. Лекция


Индуизм — ведущая народностно-национальная религия современной Индии (ее исповедуют 83% населения). Последователи индуизма проживают также в Пакистане, Бангладеш, Непале, Республике Шри-Ланка и в других странах, где проживают выходцы из Индии. Сложился индуизм в IV—VI вв. на основе прежде существовавших религий ведизма и брахманизма, жизненных принципов, моральных и социальных норм и ценностей, философских доктрин, племенных верований и обрядов, мифологических представлений и ритуалов, преданий, праздников народов Древней Индии. Именно поэтому индуизм воспринимается верующими не только как религия, а скорее как неизбежный жизненный путь.

Источниками вероучения индуизма являются древние священные книги индусов под общим названием Веды (санскр.— высшее, священное знание), в которые включены всевозможные материалы не только мифологического характера, но и предания, гимны богам, правила жертвоприношения. Веды делятся на четыре сборника: самая древняя — Ригведа (веда гимнов), отражающая разложение первобытнообщинного строя, затем Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношения), Ахтарваведа (веда заклинаний). С течением времени веды претерпевают существенные изменения, но в своей основе они отражают религиозно-социальную жизнь арийских племен далекого прошлого. Создание первых трех вед принято относить к 2000 — 1500 гг. до н. э. Четвертая создана значительно позже.

Индуизм не может быть понят без обращения к его основным учениям. Выделим следующие.

Во-первых, учение о богах. Оно стоит на позиции политеизма (многобожия). В индуистском пантеоне насчитывается 3333 бога. Во главе их стоит троица, или Тримурти: Брахма — бог-творец, Вишну — бог-хранитель, Шива — бог-разрушитель и создатель. Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву. В зависимости от объекта поклонения различают два основных направления в индуизме — вишнуизм и шиваизм. Шиваизм в свою очередь породил шактиизм, где на первое место поставлен культ богини Шакти. Важную роль в индуизме (в особенности в вишнуизме) играет представление об аватарах, то есть о периодических воплощениях Вишну в местных богах, человеке и животных. Аватарой Вишну считается, например, Будда, Кришна и др. Каждому из основных богов индуистского пантеона посвящены храмы, которых в Индии тысячи.

Во-вторых, учение о высшей основе бытия. Такой основой провозглашается мировой дух - Брахман. Конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией, игрой Брахмана. Поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями.

В-третьих, учение о сансаре (буквально — «перерождение», «переход через различные состояния»). Это учение о текучести и непостоянстве всего существующего, о неизбежных страданиях существ в земной жизни и переселении душ умерших в новую телесную оболочку. Высшей религиозной целью считается освобождение из круговорота сансары, выход за границы чередования смертей и рождений — мокша (нирвана). В индуизме освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождественности атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

В-четвертых, учение о карме (санскр. букв. — действие, обязанность, деятельность). В соответствии с этим учением все действия человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. В силу кармы человек, если он был праведником, перерождается в более благородного человека, а если грешником — в низкого человека и даже в животное или насекомое. Учение кармы поэтому тесно связано с идеей сансары.

В-пятых, учение о дхарме. Дхарма — это некая безликая закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом. Мир представляет собой не случайное, хаотичное соединение вещей и явлений, а универсальный космический порядок. Позднее этому учению было предано этическое звучание. Дхарма стала пониматься как долг — совокупность религиозных и общественных обязанностей, различных для разных сословий и каст. Соблюдение дхармы оценивается как добродетель, нарушение ее — как грех. Другими словами, в этом учении проводится идея о божественности кастового деления индийского общества, о неравенстве людей перед богом.

Таковы основные положения вероучения индуизма. Несмотря на наличие ряда общепризнанных учений и норм, индуизм никогда не имел более или менее стройной или однозначной системы взглядов, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «Священного Писания», централизованной церковной организации, назначаемого и управляемого ею духовного клира.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например река Ганг в районе Варанаси) и главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарем главой семьи.

Из древнего брахманизма выделилась и религия — джайнизм. Она возникла в VI—V вв. до н. э. Согласно легендам основателем джайнизма был пророк Вардхамана, получивший впоследствии имя Махавира («Великий герой»). До тридцати лет он вел жизнь мирянина, но затем, раздав все свое имущество, стал отшельником и аскетом, снискал известность как Джин, то есть победитель страстей, отсюда название религии. Джайнизм не выходил за пределы Индии. В III в. до н. э. в нем проявляются две секты: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух»). Приверженцы первой секты носили белую одежду, а приверженцы второй секты ходили раздетыми в подражание Махавиру.

Ядром джайнистской литературы является Сиддханта (Агама) — канон шветамбаров, составленный в конце IV в. до н. э. и приобретший окончательную форму через девять столетий после времени жизни Вардхаманы. Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившихся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения.

Джайнизм отрицает существование единого Бога как творца и хранителя мирового порядка. Как идеалам и божествам, обладающим всеведением и всемогуществом, джайны поклоняются 24 полумифическим пророкам, последним из которых был Вардхамана Признавая материю и дух двумя извечно существующими началами и отдавая предпочтение второму, джайнизм развивает учение о множестве вечных душ, которых столько, сколько живых существ (даже больше, так как джайны считают одушевленными неодушевленные предметы). В связи с этим джайны придают большое значение ахимсе — непричинению вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других.

В человеке джайнизм различает две сущности — материальную (тело) и духовную (душу). Первая, по его учению, смертна, а душа, которая, находясь в какой-либо телесной оболочке, лишь сосуществует с нею, вечна и поочередно обитает во многих различных телах, причем может развиваться и изменяться. В соответствии с учением джайнизма страсти и желания, испытанные человеком в прошлых существованиях, держат душу в оковах, и человек, чтобы его душа достигла полного блаженства, должен путем лишений и праведной жизни освободить ее от страстей. Спасение души рассматривается как смысл человеческой жизни. Для этого необходимо верить в пророков, понимать их учение и строго придерживаться установленных ими правил, и тем самым самосовершенствоваться.

Джайнизм сохранился в Индии (главным образом в западных районах) до наших дней. Его исповедует меньше 1% население страны.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта