Главная страница
Навигация по странице:

  • Старообрядчество в России.

  • Римско-католическая церковь в России.

  • 1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма


    Скачать 1.37 Mb.
    Название1. Понятие религии (основные подходы). Соотношение религии и атеизма
    Анкорreligiovedenie.docx
    Дата03.07.2018
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreligiovedenie.docx
    ТипДокументы
    #20993
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Тема 19-22. Лекция


    Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Только в Государственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2003 г. зарегистрировано 21 448 религиозных организаций. Кроме того, большое число организаций и групп действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица. Увеличение насыщенности и разнородности конфессионального пространства, которое мы наблюдаем в России, не является ее исключительной особенностью, а представляет собой объективную мировую тенденцию.

    Среди всего конфессионального многообразия в России, в большинстве ее регионов больше всего, как по числу направлений, так и по числу последователей и их религиозных объединений представлено христианство. В Российской Федерации действуют как минимум 40 христианских церквей, направлений, деноминаций. Абсолютно ведущее место среди них занимает православие в лице Русской православной церкви.

    В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) имеет 128 епархий (для сравнения в 1989 г. их было 67), более 19000 приходов (в 1988 — 6893), около 480 монастырей (в 1980 — 18). Пасторское служение осуществляют более 190 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов.

    Высший орган духовной власти РПЦ — Поместный собор. Ему принадлежит верховенство в области православного вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами собора являются все архиереи по должности, а также от епархий, избираемые епархиальными собраниями, от монастырей и духовных школ. В соответствии с решениями Архиерейского собора 2000 г. определенная периодичность созыва Поместных соборов не установлена. Последний Поместный собор состоялся в июле 1990 г. На нем был избран патриархом Алексий II. Фактически высшим органом власти в 90-е годы стали архиерейские соборы. Последние из них состоялись в ноябре — декабре 1994 г., в феврале 1997 г. и в августе 2000 г.

    Постоянное руководство жизнью Церкви осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Согласно Уставу РПЦ он имеет первенство чести перед епископами, управляет церковью совместно со Священным Синодом и подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается пожизненно. В период между соборами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, церковного управления и суда. Он рукополагает епископов, которые составляют Архиерейский собор, созываемый патриархом для определения тематики Поместных соборов, истолкования канонических правил, создания новых епархий и церковных учреждений.

    Постоянным органом при патриархе является Священный Синод. Он состоит из семи постоянных членов: митрополита Киевского и всея Украины Владимира; митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира; митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета; митрополита Кутицкого и Коломенского Ювеналия; митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — председателя Отдела внешних церковных связей; митрополита Солнечногорского Сергия — управляющего делами Московской патриархии; митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира. Непостоянные члены синодальных сессий утверждаются на предыдущей сессии сроком на один год.

    Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Синоде созданы следующие синодальные учреждения: Управление делами и канцелярия Московской патриархии; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел Московского патриархата; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; Отдел по религиозному образованию и катехизации; Отдел по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; Миссионерский отдел; Отдел по делам молодежи; Учебный комитет; Комиссия по делам монастырей; Историко-правовая комиссия; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Синодальная библиотека; Софринское художественно-производственное объединение.

     

     

    В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, округа делятся на приходы. Главой прихода является священник, который руководит его деятельностью с помощью выборного органа мирян — церковного совета. Приходы, как первичные ячейки РПЦ, существуют не только на территории России, но и за ее пределами. В настоящее время в дальнем зарубежье функционируют 150 приходов. В Европе они объединены в семь епархий — Сурожскую (Лондон), Корсунскую (Париж), Берлинскую, Цюрихскую, Брюссельскую, Гаагскую и Венскую. Североамериканские приходы (США, Канада) подчиняются Московской патриархии. В состав РПЦ входит также автономная Японская церковь.

    На территории России создана сеть церковных учебных православных заведений. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ. Открыты два православных университета. В 1991 г. основан Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ, принадлежит к разряду духовных академий). Работают 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек.

    Определенное место в жизни РПЦ занимают средства массовой информации. В настоящее время церковь издает более 20 центральных периодических изданий и около 70 местных. Работает православное информационное агентство «Русская линия», радиостанция «Радонеж» и православное информационное телевизионное агентство (ПИТА) — ведущий производитель православных телепрограмм, среди которых еженедельные: «Слово пастыря» (ОРТ), «Канон» (ТВ-6).

    В православии важное место отводится монастырям. Есть они и у Русской православной церкви, использующей монастыри и в качестве хранителей церковных традиций, и как очаги религиозно-церковной активности, и как центры подготовки кадров на епископские должности, и, наконец, как место, где проводят свои последние годы некоторые из ушедших на покой иерархов. Из 480 монастырей 21 (12 мужских и 9 женских) носят статус центрального подчинения (ставропигиальные монастыри). В каждом монастыре имеются храмы (чаще всего несколько), службу в которых отправляют сами монашествующие, имеющие священнический сан. В храмах женских монастырей служат назначенные церковной властью священники и диаконы, т. к. женщины, даже монахини и настоятельницы монастырей, совершать богослужения не могут — запрещено канонами. Настоятель монастыря — игумен (игуменья), настоятель лавры (наиболее крупный мужской монастырь) — архимандрит. Патриарх Московский и всея Руси является архимандритом ставропигиальных монастырей.

    Старообрядчество в России. Ранее было отмечено, что старообрядчество — это совокупность разного рода религиозных организаций, возникших в результате раскола в русском православии, отказавшихся признать церковную реформу, проведенную во второй половине XVII в. патриархом Никоном В результате раскола образовались две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (заменили священников уставщиками и начетчиками). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Для старообрядчества характерны: строгий аскетизм, пищевые ограничения, приверженность старым традициям и образу жизни и т. д. На Поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. анафема на старообрядцев была снята и тем самым были созданы канонические предпосылки для сближения и объединения их с Русской православной церковью. Но такой процесс не пошел. Все закончилось декларациями.

    В настоящее время в России действует ряд самостоятельных старообрядческих церквей. Наиболее крупной среди них является церковь Белокриницкой иерархии, которая с 1988 г. называется Русская православная старообрядческая церковь (Митрополия) с центром в Москве. Первоиерарх РПСЦ — митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Александр Капитонович Гусев). Экспертные оценки численности РПСЦ крайне противоречивы. Общее количество крещеных в ней не превышает миллиона человек. Зарегистрировано 180 приходов.

    Меньше последователей у поповской старообрядческой церкви, которая носит название «Древлеправославная патриархия Московская и всея Руси» (ДПМ). Канонический центр — Древлеправославная архиепископия в Новозыбкове (Брянская область). Первоиерархом церкви с 2000 г. является архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин). С нерегистрированными общинами приходов по России церковь насчитывает более 150. Службу отправляют около 60 священнослужителей.

    К поповскому направлению старообрядцев относится и единоверческое движение в Московской патриархии. Строго говоря, это движение не существовало ранее и не является ныне самостоятельной церковью. В настоящее время единоверческое движение состоит из не связанных друг с другом общин. Всего они имеют 8 приходов, 6 священников. Приблизительная численность — 6—12 тыс. человек.

    Беспоповский толк представляют:

    Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). Российский совет ДПЦ в г. Москве. Председатель — Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ России, Белоруссии, Латвии, Литвы). Всего в России действуют около 75 общин, в которых проводят службу около 100 наставников и наставниц.

    Московская Преображенская община федосеевского согласия. Председатель исполнительного совета — Андрей Иосифович Лобза. Высший орган управления — собрание общества, куда допускаются и где имеют равные права как «молящиеся», так и «не молящиеся». Помимо Преображенского наиболее известные общества федосеевцев: Серпуховское, Казанское и др.

    Спасово согласие. Это общее название четырех самостоятельных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского направления старообрядчества Управление общинами и централизованные структуры как таковые отсутствуют. Количество сторонников может быть определено в количестве примерно 35 тыс. человек. Часовенное согласие. Все общины часовенных автономны и полностью самостоятельны. Стремление к объединению или централизации полностью отсутствует. Часовенное согласие имеет более 500 общин общей численностью до 300 тыс. человек.

    В середине XVIII в. от православия отделился ряд групп, известных под общим названием «Духовные христиане». К ним относятся духоборы, молокане, христоверы (хлысты), скопцы. Общими чертами этих движений было отсутствие строгой организации и догматического вероучения. Духовному христианству свойственно противопоставление себя православной церкви и отрицание церковной иерархии, монастырства, почитания икон, мощей, культа святых. Духовные христиане поклоняются Богу «в духе и истине», исповедуют «этику добрых дел» и стремятся построить коммуны с общей собственностью. С 1991 г. существуют «Союз духоборцев России» и «Союз общин духовных христиан-молокан» с центром в Москве.

    Римско-католическая церковь в России. В последние годы эта церковь развивается достаточно активно. Нормализация католической жизни в России началась в 1989—1990 гг. с установлением дипломатических отношений между СССР и Ватиканом и приездом в Москву папского нунция архиепископа Франческо Колосуонно. В 1991 г. была восстановлена иерархия католической церкви в России, возрождена деятельность нескольких католических орденов. Началось планомерное возрождение приходов. В январе 1999 г. создан высший орган католической церкви в России — Конференция католических епископов в России. Председатель — митрополит Тадеуш Кондрусевич. При конференции создано 8 комиссий.

    В конце 2003 г. в России зарегистрировано 268 религиозных объединений, 300 общин ждут регистрации. В католических костелах проводят службу 219 священников из 17 стран, имеется также 218 монахинь, 16 из которых — россиянки. 40% приходов не имеют церквей или часовен для проведения богослужений. По оценке митрополита Кондрусевича, общее число католиков в России примерно 500 тыс. человек. Ядро католических общин составляют поляки, в меньшей степени в отдельных районах — немцы, жители прибалтийских стран, украинцы, в Ростове и Сочи — армяне.

    Католическая церковь в России имеет свои периодические издания. К ним относятся: «Свет Евангелия», «Сибирская католическая газета», «Точки», «Благовестник», «Самарянин», «Калининградский католический вестник», «Святая радость», «Минист-рант», «Информационный листок», «Новости от Духовной библиотеки». Функционирует студия «Кана» на телевидении Новосибирска, радиостанция в Санкт-Петербурге «Мария». В 1997 г. по инициативе митрополита Кондрусевича начато осуществление проекта по изданию 4 томной «Католической энциклопедии» (в начале 2002 г. вышел первый том).

    С октября 1992 г. в России официально функционируют следующие католические монастыри и конгрегации: Независимый российский регион Общества Иисуса (Москва), Монастырь Конгрегации августинцев ассумционистов (Москва), Монахи-салези-анцы (Самара, Якутск, Гатчина, Ростов-на-Дону), Русские доминиканцы (Москва, Санкт-Петербург), Орден братьев меньших кон-вентуальных францисканцев (Москва), Кларетины (Красноярск), Редемптористы (Кузбасс), Вербисты (Москва и др.), Конгрегация миссионерок Святого Семейства (Иркутск), Конгрегация дочерей Святого Павла (Москва), Ассумпционисты (Москва).

    Римско-католическая церковь имеет и свои учебные заведения. К ним относятся: Московский колледж католической теологии Св. Фомы Аквинского (с 1992 г.), который имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Оренбурге; Петербургская высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов», официально объявленная с августа 2000 г. филиалом папского Латеранского университета; двухгодичная протосеминария в Новосибирске (с октября 1993 г.).

    Широко представлены в России также церкви протестантского направления. По количеству приверженцев протестантизм сегодня уступает только православию, а в ряде республик, областей — исламу. Общее число протестантских общин различных направлений составляет 4764.

    Одной из самых многочисленных конфессий протестантизма в России являются евангельские христиане-баптисты (ЕХБ). Постепенно сложились три самостоятельных организации: Союз ЕХБ России, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. В настоящее время численность прихожан всех церквей ЕХБ в России достигает 100 тыс. членов. Издается журнал «Братский вестник». Созданы Московская богословская семинария и Московский библейский институт. Совет церквей ЕХБ объединяет около 400 общин, свыше 20 тыс. верующих.

    Распространенным направлением в России является «христиане веры евангельской» (пятидесятники). Существуют Союз христиан веры евангельской Российской Федерации, Российский союз христиан веры евангельской — «Церковь Божия», Союз церквей веры евангельской в духе апостолов и Ассоциация христианских миссий, в которую входят некоторые общины пятидесятников.

    Значительное место среди протестантских общин России занимают Адвентисты Седьмого Дня (АСД). Эта церковь входит в состав Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан АСД. В поселке Заокском Тульской области создан административный центр с семинарией. АСД России объединяет более 300 общин. При управлении церкви организованы отделы молодежи, служения женщин, субботние школы по вопросам евангелизации. Адвентистские общины, кроме евангелизации, занимаются благотворительностью, пропагандируют здоровый образ жизни, работают в медицинских учреждениях.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта