Главная страница
Навигация по странице:

  • ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени НИЗАМИ Кафедра «Национальная идея, основы духовности и правовое образование » Доклад

  • «Исторические очаги этнокультуры» По дисциплине «Этнокультура» Выполнила: ст. гр. MG - 205R Холматжонова. Д. З___

  • МИНИСТЕРСТВО_ВЫСШЕГО_И_СРЕДНЕГО_СПЕЦИАЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_РЕСПУБЛ. Доклад Исторические очаги этнокультуры


    Скачать 22.57 Kb.
    НазваниеДоклад Исторические очаги этнокультуры
    Дата02.06.2022
    Размер22.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИНИСТЕРСТВО_ВЫСШЕГО_И_СРЕДНЕГО_СПЕЦИАЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_РЕСПУБЛ.docx
    ТипДоклад
    #566001

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

    ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени НИЗАМИ

    Кафедра «Национальная идея, основы духовности и правовое образование »

    Доклад

    «Исторические очаги этнокультуры»

    По дисциплине «Этнокультура»

    Выполнила: ст. гр. MG - 205R

    Холматжонова. Д. З___

    Проверил: профессор д.ф.н.

    Халиков. И ___

    Оценка___

    Ташкент 2022 г.
    Исторические очаги этнокультуры

    Естественные потребности людей в отдыхе, общении, творчестве заставляли их сооружать специальные очаги культуры, где получала развитие этническая культура - культура племени, народности, нации.

    Данные археологических находок, древние и средневековые источники, историческая литература содержат немало сведений об общественно-культурных центрах Средней Азии. Это позволяет выстроить их хронологическую систему, состоящую из 15 исторических типов. Система исторических очагов культуры включает в себя древнейшие «Юношеские дома» («Мужские дома»), «Куёшхона» («Храм солнца»), «Храм ашхона» («Храм огня»); средневековые «Храм дгох», «Храм амазгох,« »Храм усалла-ийд» - загородные культово-парковые сооружения для организации праздничных религиозных мероприятий; «Храм ерда» своеобразный мужской зимний клуб; «Сайилгох» - место для народных праздников и гуляний, «Уйингох» - место для игр, «Томошагох» место для зрелищ, Тарабхона» - место для зрелищ в городских садах, дворцах и т.д.; среднеазиат ские сады и парки, чайханы.

    1. Юношеские (мужские) дома

    Понятие «юношеские дома» или «мужские» дома в наши дни сильно трансформировалось и подразумевает преимущественно чисто развлекательное приятие, форму проведения досуга. Однако более внимательное знакомство позволяет заметить в нем черты, относящие его к весьма отдаленному прошлому на родов Средней Азии².

    Крупный ученый, исследователь древнего Хорезма профессор С.П. Толстов утверждает, что «мужские дома» в Средней Азии являлись одним из широко распространенных и общественно значимых бытовых явлений. «юношеский дом» служил местом воспитания и обучения молодых. В исторической литературе можно найти информацию о древнейшем обряде инициации - «посвящения в мужчины». Этот обряд заключался в испытании юноши на выносливость, когда он демонстрировал все свои способности, а также навыки, усвоенные в «юношеском доме», после чего ему делали обрезание3. После этого юноша становился полноценным мужчиной, оставлял все детские забавы, покидал «юношеский дом» и включался в жизнь взрослых.

    «Юношеские дома» или «мужские дома» - более позднее название. Вероятно, в древности они назывались по-другому.

    2 О существовании «мужских (юношеских) домов» на территории Средней Азии имеется множество свидетельств в трудах Аль-Беруни, Наршахи, а также в современных исследованиях (В.В. Бартольд, С.П. Толстов и др.).

    Одной из форм древнего обряда инициации, который в измененной форме дошел до сегодняшнего дня, является «суннат туй». С течением времени этот обряд, соединившись с мусульманскими традициями, стали совершать в более раннем возрасте - в период перехода от детства к отрочеству, а затем - в раннем детстве

    «Юношеские дома» существовали еще в родовом обществе - в период перехода от материнского рода к патриархальному. К тому же это были скорее не Юношеские», а «мужские дома». Опорными центрами в борьбе мужчин за преобладающее влияние в общине являлись «мужские дома», возникшие еще при патриархате в связи с обособлением полов. В «мужских домах» жила неженатая молодежь, достигшая половой зрелости и прошедшая инициацию. Они были местом сбора мужчин родовой общины, где те проводили свое свободное время. В переходный период от матриархата к патриархату «мужские дома» превратились в мужские союзы и приобрели качественно новое социальное зна чение: они ориентировались на ликвидацию влияния женщин. Мужские союзы охраняли своих членов и их собственность, обеспечивали им влиятельное положение в общинах. В их функциях прослеживались элементы общественной власти. Подобные объединения можно назвать первым древнейшим клубом, обьединявшим молодежь в целях проведения досуга.

    Главным их назначением была подготовка юношей к самостоятельной жизни, а основными формами деятельности стали: обучение жизненным навыкам; общение; приготовление и употребление пищи; ритуальные игры; органи зация обрядов «посвящение в мужчины» и т. д.

    «Мужские дома», прежде всего, выполняли важную общественную функцию, являясь общественным центром местности. В них непринужденно обсуж дали и решали основные проблемы, что превращало их в центр самоуправления социально-культурной жизнью местности. Их участники из своего числа выби рали руководителей, которые должны были строго следить за внутренней дисциплиной. Эти дома консолидировали своих членов для коллективного участия в решении хозяйственных, обрядовых и общественных задач. Для односельчан они были местом получения советов и консультаций, т.е. регулировали общественную жизнь села. Эти рудиментарные органы самоуправления генетически связаны с теми первичными органами публичной власти, которые, по мысли С. П. Толстова, зародились в «тайных» обществах разлагающегося перво бытного общества.

    Они выполняли также культурно-творческую функцию. Вечера сопровождались танцами, пением, играми, беседами, театрализованными сценками. Они служили местом выступлений певцов и сказителей. Эти функции позволяют причислить их к разряду своеобразных народных домов творчества. Таким «домам творчества» и общения принадлежала первостепенная роль в генерации традиций этнической культуры.

    «Мужские дома» были очагом воспитания, служили своеобразной жизненной школой. Подростки, придя в «мужской дом», попадали в определенную культурную среду. Поэтому подросток (юноша) в качестве первых шагов должен был овладеть сложившимися здесь образцами поведения. Средством этого был гап», в структуре которого заложено постоянное взаимодействие старших и младших. «Мужские дома» были очагом социализации личности, поскольку здесь в процессе каждодневного общения осуществлялся обмен идеями, происходили передача и закрепление социальных и культурных традиций, черт национального характера, формировались стереотипы поведения. Поучительные рассказы, которыми богатоустное поэтическое народное творчество, вводили подростков во взрослую жизнь, освещали им путь в сложный мир. В процессе этого общения молодое поколение усваивало выработанный народом опыт.

    Большой интерес в этом плане представляет детально разработанная система штрафов и наказаний, господствовавшая в мужских объединениях Средней Азии. Она тесно связана с воспитательной функцией этих объединений, начиная с тех их форм, при которых молодежь в нерасчлененных группах под коллективным руководством старших проходила обучение традиционным правилам поведения.

    Члены мужских объединений принимали участие в различных играх и со стязаниях: скачки и козлодрание, а также борьба, бег, кулачные бои, стрельба в цель. Подобные состязания молодежи входили в комплекс зрелищ, сопровождавших празднества по поводу обрезания и свадьбы, связанные с возрастными инициациями. Костюмированные выезды за город участников объединений и иг ры в масках сопровождались элементами возрастных инициаций и напоминали аналогичные маскарады членов тайных обществ.

    На ранних этапах исторического развития они выполняли и оборонительную (военную) функцию. Это подтверждается как фольклором народов Средней Азии (сорок джура (друзей) в «мужском доме» и сорок пеших или конных ратников), так и научными данными. Молодежная группа сверстников, вышедшая со своим руководителем из недр мужского союза, была той основой, на которой развивался принцип «дружины». В некоторых местах молодежный дом весьма напоминал небольшой военный отряд. Основные принципы «дружины» следует искать именно в рамках мужских союзов. Мужским молодежным товариществам традиционные состязания придавали отчетливо прослеживаемый во енизированный характер: они являлись способом систематической тренировки, воспитания сильного и мужественного воина. В целом молодежные объединения с их военизированной окраской восходят своими корнями к той эпохе в истории человеческого общества, когда из первобытных мужских объединений наряду с первыми органами «публичной власти» выкристаллизовывались первичные военные отряды, вынесшие из мужских союзов и возрастной принцип объединений, и характер руководства, и внутреннюю дисциплину, поддерживаемую традиционными правилами товарищества.

    «Мужские дома» являлись и местом для общения. Посредством общения, беседы, обмена мнениями к молодежи переходила эстафета социальных отношений и культурных ценностей взрослого мира. В ходе общения обсуждались проблемы членов «мужского дома», села, дела односельчан. Центральным моментом сборищ во всех случаях являлась совместная трапеза, организуемая на основе складчины или по принципу очередности затрат.

    В «мужских домах» в эпоху раннего средневековья принимались приезжие гости или путники, в них ночевала холостая молодежь, приглашали людей для совместных обедов. От «Мужские (юношеские) дома» как отдельный очаг исчезли еще в древноСти, но их рудименты сохранялись до первой половины ХХ века. В настоящее время подобные мужские объединения почти повсеместно исчезли. Подробности об их жизни можно восстановить лишь благодаря свидетельствам ученых и рассказам представителей старшего поколения. Традиции многофункционального «мужского дома», действующего на прин ципах самоуправления и выступающего своеобразным общественно-культурным и воспитательным центром местности, в дальнейшем сохранялись в «Оташхона» («Храм огня»), «Чойхона» и в обрядах «Шерда» и «Гап-гаштак», сыгравших важную роль в развитии традиционной культуры. 2. Храмы огня» («Оташхона»)


    написать администратору сайта