Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Тантрический мир

  • III. Тантризм сегодня

  • ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

  • Литература Игнатьев 2018

  • Ферштайн 2002

  • Эвола 2017

  • Андре Паду - %22Понять тантризм%22 2019. Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма


    Скачать 2.01 Mb.
    НазваниеСодержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма
    Дата10.04.2023
    Размер2.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАндре Паду - %22Понять тантризм%22 2019 .pdf
    ТипРеферат
    #1051428
    страница1 из 21
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    1
    АНДРЕ ПАДУ
    ПОНЯТЬ
    ТАНТРИЗМ
    Перевод с французского Андрея
    Игнатьева
    Калининград
    2019

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие переводчика …………................................. 4
    Введение …………………………………………………. 10
    I. Сфера индуистского тантризма ……………………. 13 1. Что такое тантризм …………………………………… 13
    Некоторые опыты дефиниции ………………………….. 14
    Индийский взгляд на вопрос …………………………… 19
    Взгляд с Запада, или конструирование тантризма ……………………….. 25 2. Истоки, история, распространение ………………….. 30
    Истоки ……………………………………………………. 30
    Некоторые исторические свидетельства ………………. 32
    География, распространение …………………………… 34
    Существовала ли тантрическая цивилизация? ……………………………. 38 3. Тантрическая литература ……………………………. 42
    Тексты на санскрите ……………………………………. 43
    Шиваитские тексты: от текстов,
    данных в откровении,
    до вспомогательной литературы …………………………43
    Вишнуитские тексты ……………………………………….49
    Другие тантрические тексты …………………………….50
    Тексты на местных языках …………………………….. 53 4. Школы тантризма …………………………………… 57
    Верования и пантеон …………………………………….57
    Некоторые общие представления ……………............... 58
    Конституирующие черты школ тантризма …………… 62
    Шайва-сиддханта ……………………………….............. 65
    Недуалистические шиваитские школы ……………….. 66
    Богиня ……………………………………………............ 71
    Развитие тантризма во вспомогательных текстах, экзегетика ………………………………………………. 72
    Натхи …………………………………………………… 76
    Вишнуитская панчаратра ……………………………… 77
    II. Тантрический мир ……………………………....... 79 5. Тантрическое тело …………………………………… 79
    Тантрическая йога, йогическое тело ………………...... 80
    О некоторых йогических практиках ………………….. 83
    Мудры …………………………………………………… 86
    Ньясы ………………………………………………….... 88
    Тантризм и алхимия/медицина ………………………... 91 6. Тантрический секс ………………………………….... 93
    Сексуализированная теология, секс и метафизика ….... 95

    3
    Ритуальный секс ………………………………………… 96
    Секс и мистика …………………………………………. 96 7. Тантрическое слово ……………………………………103
    Космическое слово ………………………………………. 106
    Слово в человеческом существе: слово и сознание ……. 109
    Мантры ……………………………………………………..112
    Форма мантр …………………………………………………….113
    О природе мантр ……………………………………………… 115
    Использование мантр, связанные с мантрами практики …116
    Джапа ……………………………………………………………….. 118 6. Тантрический ритуал ………………………………. 121
    Дух обрядности ………………………………………... 122
    Пуджа …………………………………………………… 124
    Дикша, посвящение …………………………………….. 128
    Некоторые другие обряды ……………………………… 132
    Магические обряды, сверхъестественные силы ………. 133 9. Духовное измерение тантризма ……………………… 136
    Ритуальная мистика …………………………………….... 137
    Мистические пути, божественная милость …………….. 139
    Исполненная набожности мистика, бхакти ……………... 144
    Гуру ………………………………………………………… 147 10. Места силы в тантризме ………………………………. 149
    Сакральная география ……………………………………... 149
    Паломничество ……………………………………………... 151
    Божественная монархия ………………………………….... 153
    Иконография ………………………………………………... 159
    III. Тантризм сегодня ……………………………………... 166 11. Тантризм в современной Индии ……………………...... 166
    От неосознанного или мало ощутимого квази-всеприсутствия… ……………………….. 167
    …до различных признанных форм присутствия …………... 170
    … и до открытого и зримого присутствия ………………….. 171 12. Почитатели тантризма на Западе ………………………... 180
    Эпилог …………………………………………………………. 190
    Библиография …………………………………………………..192
    Об авторе перевода …………………………………………… 198

    4
    ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
    Тантре
    1
    посвящено немало блистательных научных исследований.
    Однако, как правило, в них рассматривается какая-либо узкая тема
    (отдельный текст, детали ритуала и т.д.), а обобщающих работ на европейских языках, несмотря на большой интерес со стороны тех, кого привлекает индийская культура, до сих пор увидело свет не так и много. К их числу принадлежат следующие книги: «Йога могущества» Юлиуса Эволы
    2
    ,
    «Тантрическая традиция» Агехананды Бхарати
    3
    , «Индуистский тантризм» С.
    Гупты, Д. Я. Хенса и Г. Гудриана
    4
    и «История тантрической религии» Н. Н.
    Бхаттачарьи
    5
    . Но эти работы были созданы достаточно давно, и далеко не все вопросы получают в них освещение. За время, прошедшее с момента их выхода в свет, появилось множество новых интересных публикаций.
    Поэтому подарком для всех, кто серьезно интересуется тантризмом, стала прекрасная книга Андре Паду
    6
    , чей полный перевод на русский язык я рад представить читателю. Ранее уже увидели свет испанский
    7
    , румынский
    8
    и английский
    9
    переводы этой книги.
    Андре Паду – один из крупнейших индологов современности.
    Родившись в Пекине в 1920 г. в семье французского дипломата, Паду прожил очень долгую и насыщенную событиями жизнь. Сначала он пошел по стопам отца, работу дипломата сочетая с занятиями индологией, и только затем всецело посвятил себя научной деятельности. В 1946 г. Паду окончил
    Институт политических исследований в Париже и три года состоял членом французской делегации при ЮНЕСКО, затем был назначен атташе по культуре посольства Франции в Норвегии, а с 1953 по 1959 гг. занимал аналогичную должность в Индии. Вершиной карьеры дипломата стала должность посла Французской республики в Венгрии (1969–1972)
    10
    Изучением санскрита и санскритской литературы Андре Паду занимался с 1940 г. под руководством великого французского индолога Луи
    Рену и продолжил свои штудии в Норвегии. Оказавшись в Индии, он познакомился со своей соотечественницей Лилиан Сильбюрн, которая вдохновила его заняться исследованиями творчества Абхинавагупты. В
    1958–1959 гг. Паду изучал кашмирский шиваизм в сотрудничестве со
    1
    Я использую слова «Тантра» и «тантризм» как синонимы. Слово «Тантра» приводится с заглавной буквы, чтобы отличить его от «тантр» – названия класса священных текстов.
    2
    Evola 1949, русский перевод: Эвола 2017.
    3
    Bharati 1964.
    4
    Gupta 1979.
    5
    Bhattacharyya 1982.
    6
    Раdoux 2010.
    7
    Padoux 2011.
    8
    Padoux 2012.
    9
    Padoux 2017.
    10
    [URL]: https://fr.wikipedia.org/wiki/André_Padoux
    (дата обращения: 01.07.19).

    5 знаменитым кашмирским пандитом Лакшманджу. Вернувшись на родину, он защитил диссертацию по теме «Исследования символизма и энергии слова в некоторых тантрических текстах». Распрощавшись с дипломатической работой, Паду сосредоточился на деятельности в ведущем научном учреждении Франции – Национальном центре научных исследований, в котором состоял с 1959 г. В 1982–1989 гг. был руководителем исследовательской группы № 249 «Индуизм: тексты, доктрины и практики».
    Ему принадлежат многочисленные исследования по роли слова в индийском мировоззрении, индуистскому ритуалу, кашмирскому шиваизму и шривидье.
    Скончался Андре Паду не так давно, в 2017 г., не дожив до своего столетия только три года
    1
    Значение книги Паду, которая увидела свет, когда ее автору исполнилось уже 90 лет, заключается в том, что в ней фактически подводятся итоги изучения тантризма в мировой науке за последние полтора столетия.
    Работу Паду отличает ясный, простой и доступный язык, а также логически выстроенная структура изложения – последнее в противоположность несколько хаотичной книге Бхаттачарьи. Важным преимуществом Паду является то, что он последовательно придерживается принципа историзма, то есть рассматривает тантризм как живое и крайне многообразное явление, развивавшееся в конкретной культурно-исторической среде
    2
    , а не как нечто неизменное и данное вне времени и пространства (ср. с тем, что у
    Агехананды Бхарати вообще отсутствует исторический раздел). В то же время Паду далек от увлечения компаративистикой, которая так увлекает
    Бхаттачарью, со страстью отыскивающего у других древних народов верования и практики, напоминающие тантрические. Заметим также, что
    Паду не пытается «объять необъятное» и ограничивается индуистским тантризмом, почти не касаясь буддийского.
    Открывается книга «Понять тантризм» с освещения важной дискуссионной проблемы. Указывая на крайнее многообразие тантрических течений и на то, что их приверженцы не именуют себя тантристами, автор ставит под сомнение возможность использования самого термина
    «тантризм», созданного западными учеными в конце XIX в.
    3
    Впрочем, в этом он неоригинален и только следует распространившейся в западной науке в последние десятилетия тенденции деконструировать вполне удобные и устоявшиеся общие понятия («борьба с глобальным дискурсом»). Точно также, например, фон Штитенкрон «разделывается» с привычным термином
    «индуизм», утверждая, что под индуизмом следует понимать не одну религию, а группу самостоятельных религий
    4
    , и это в то время как в самой
    Индии сотни миллионов людей чувствуют себя приверженцами единой веры
    1
    Ibid.
    2
    Padoux 2010: 262.
    3
    Раdoux 2010: 20–24.
    Ср., например: Urban 2003: 11.
    4
    фон Штитенкрон 1999: 263.

    6 и именуют себя индуистами, явно не смущаясь тем, что сам термин
    «индуизм» был создан англичанами в XIX в. Со сторонниками
    «деконструкции глобального дискурса» следует вступить в дискуссию, потому что многие течения мысли получили свое наименование спустя длительное время после своего возникновения, причем «окрестили» их люди со стороны. Так, Томас Мор и Кампанелла не называли себя социалистами и между созданными ими утопиями существуют определенные различия.
    Однако это не помешало позднейшим исследователям отнести и «Утопию»
    Мора и «Город Солнца» Кампанеллы в разряд «утопического социализма».
    Да и сам Паду, чтобы не утонуть в понятийном болоте, в итоге констатирует, что вряд ли мы можем отказаться от использования термина «тантризм» и соглашается на его использование в «смягченном» варианте
    1
    (часто заменяя его при этом «размытыми» словосочетаниями «le phénomène tantrique» или
    «le domaine tantrique»).
    Констатируя скудость имеющейся в нашем распоряжении источниковой базы
    2
    , Андре Паду зачастую воздерживается от того, чтобы делать категоричные выводы и ограничивается гипотетическими предположениями. В частности, он ставит под сомнение утверждения тех исследователей, кто выводит тантризм прямо из религии Индской цивилизации
    3
    . Одновременно Паду не разделяет мнения, что тантризм является формой ведийской традиции (такого мнения придерживался Артур
    Авалон
    4
    ). Как полагает Паду, веды и тантризм это две разные вселенные, а представления, роднящие ведийское мировоззрения с идеями, присущими формам тантрической традиции, содержатся в ведийских текстах в зародышевом состоянии
    5
    Согласно гипотетической концепции Паду, тантризм возник и сначала получил развитие в рамках небольших трансгрессивных
    6
    групп, находившихся на окраинах брахманистского мира и только впоследствии распространился среди более широких слоев населения, попутно принимая более умеренные и социально приемлемые формы
    7
    . Таким образом произошла «тантризация» индуизма и одновременно «брахманизация»
    Тантры
    8
    . В появлении Тантры сыграли роль и народные верования, и ученые представления
    9
    . Весомый вклад, возможно, внесли дравиды Юга
    1 1
    Раdoux 2010: 24.
    2
    Ibid.: 42.
    3
    Ibid.: 44.
    4
    Urban 2003: 24.
    5
    Раdoux 2010: 43.
    6
    Трансгрессия (лат. trans – сквозь, через; gress – переход, перешагивание) –философский термин, фиксирующий феномен перехода непроходимой границы, прежде всего – границы между возможным и невозможным. Само слово обозначает «выход за пределы».
    Прим. пер.
    7
    Ibid.: 48–49.
    8
    Ibid.: 49, 262.
    9
    Ibid.: 44–45.

    7
    Констатировать присутствие тантризма в Индии мы можем с IV в. н.э.
    2
    Видимо, под влиянием Дэвида Уайта Паду утверждает, что одной из ранних форм тантризма был культ йогини
    3
    , который нынче потерял свое значение
    4
    Если Н. Н. Бхаттачарья видел в тантризме протестное движение социальных низов
    5
    , то Паду, напротив, указывает на связь тантриков с политической элитой
    6
    и отмечает, что движение вовсе не носило подрывного или протестного характера
    7
    В книге «Понять тантризм» Паду освещает практически все вопросы, связанные с мировоззрением и практикой различных форм тантрической традиции, выделяя как их общие черты, так и особенности. Правда, к сожалению, он отводит совсем небольшое место тантрической алхимии
    8
    , а тема тантрической мифологии остается вообще не затронутой. Наибольшее внимание же Паду уделяет кашмирскому шиваизму, который он считает вершиной не только тантризма, но и индийской мысли и культуры вообще (в особенности его восхищает творчество Абхинавагупты)
    9
    . К сожалению, на мой взгляд, Паду недооценивает роль женщин в разработке и передаче тантрических учений
    10
    Особый интерес в книге Андре Паду представляет глава, посвященная роли секса и сексуальных ритуалов в тантризме, а ведь именно с необузданными сексуальными оргиями зачастую ассоциируется у обывателя
    Тантра. Констатируя здоровое отношение к сексуальности в индийской культуре
    11
    и указывая, что сексуальные обряды занимают центральное в идеологическом плане, хотя и ограниченное место в тантризме
    12
    , Паду одновременно критикует тех, кто сводит Тантру к сексуальному гедонизму как к самоцели
    13
    . Немаловажно и то, что исследователь показывает эволюцию сексуальных ритуалов: как оказывается, у Абхинавагупты они представляют собой нечто иное, чем в культе йогини
    14
    , а знаменитая панчамакара вообще оказывается поздним явлением
    15
    Немало полезных сведений, помогающих преодолеть неверные стереотипы, содержится в главе «Тантрическое тело». В частности, читатель
    1
    Ibid.: 45–46.
    2
    Ibid.: 48.
    3
    Ibid.: 50–51, 105, 156.
    4
    Ibid.: 272.
    5
    Bhattacharyya 2005: 22–23.
    6
    Раdoux 2010: 56–58, 268–269.
    7
    Ibid.: 90.
    8
    Ibid.: 142–144.
    9
    Ibid.: 31, 106–113, 173.
    10
    Ibid.: 90, 106. О роли женщин-наставниц: Сильберн 2018: 256–257, более подробно на эту тему: Игнатьев 2018.
    11
    Padoux 2010: 147.
    12
    Ibid.: 37.
    13
    Ibid.: 147, 163.
    14
    Ibid.: 100.
    15
    Ibid.: 200.

    8 может узнать, что чакр в разных системах может насчитываться и девять, и одиннадцать, и другое число, вопреки устоявшемуся на Западе мнению, что их строго семь
    1
    Многих почитателей индийской культуры интересует современное состояние Тантры в Индии, и Паду предлагает развернутый обзор на эту тему
    2
    . Что касается восприятия тантризма на Западе, то соответствующая глава носит малооригинальный характер и фактически является кратким пересказом материала из книги Хью Урбана
    3
    . В связи с этой главой также хотел бы сделать небольшое критическое замечание. В конце своей книги
    Паду утверждает, что тантризм представляет собой сугубо индийский феномен и не может быть экспортирован
    4
    – в духе шпенглеровской концепции о непроницаемости границ между культурами и их неспособности понять друг друга. Для обозначения западных любителей Тантры он вводит любопытное слово tantrissants, видимо, от соединения двух слов: tantra + intéressant
    5
    . И в то же время исследователь ранее показывает, что индийские купцы и миссионеры распространили влияние тантризма на значительную территорию Азии, вплоть до Японии
    6
    . Итак, налицо противоречие. На мой взгляд, если и существует преграда в восприятии неиндийцами тантризма, то это не пресловутые «культурные различия» и «война цивилизаций», а лень, несерьезность подхода и недостаток информации. Тантра обращается к архаичным слоям, общим для самых разных народов. Поэтому мне представляется более верной точка зрения Георга Ферштайна: «Нет никаких препятствий к тому, чтобы представители Запада достигли мастерства в тантра-йоге; некоторым это удалось. Однако в каждом случае осуществление духовной самореализации предполагает неустанный труд над самим собой.
    Коротких путей постижения не существует, а всплески “духовности” по выходным являются лишь симптомами заблуждения и жадности, характерными для кали-юги»
    7
    . Агехананда Бхарати вообще высказывал мнение, что если Тантра и имеет будущее, то лишь в западных странах, поскольку индийская общественность настроена к тантризму скорее негативно
    8
    . Кстати, сам он был живым примером этого: родился в Австрии
    (его имя «по паспорту» Леопольд Фишер), но это не помешало ему стать
    1
    Ibid.: 128.
    2
    Ibid.: 261–280.
    3
    Urban 2003: 134–263.
    4
    Ibid.: 295.
    5
    Ibid.: 281.
    6
    Ibid.: 53, 58, 60.
    7
    цит. по: Ферштайн 2002: 17.
    8
    Padoux 2010: 286, 294.

    9 тантрическим посвященным и выдающимся ученым-индологом в одном лице.
    Надеюсь, что мой перевод книги Андре Паду поможет всем интересующимся темой тантризма в углублении своего знакомства с этим удивительным и крайне разнообразным феноменом. Также хочу выразить благодарность Рийе Розановой и Екатерине Романовской за помощь в подготовке книги.
    Литература
    Игнатьев 2018 – Игнатьев А. А. Роль женщины в индуистской Тантре //
    Дупуис С. Храмы йогини в Индии. М.: Касталия, 2018. С. 149–170.
    Сильберн 2018 – Сильберн Л. Кундалини – энергия глубин. Духовная практика в Кашмирском шиваизме. Пер. с англ. И. Волковой. М.: Ганга, 2018.
    Ферштайн 2002 –Ферштайн Г. Тантра. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М.:
    ФАИР-ПРЕСС, 2002.
    фон Штитенкрон 1999 – фон Штитенкрон Г. О правильном употреблении обманчивого термина // Древо индуизма. М.: Восточная литература, 1999. С.
    246–264.
    Эвола 2017 – Эвола Ю. Йога могущества. Пер. С. Жаринова. М.: Тотенбург,
    2017.
    Bharati 1964 – Bharati A. The Tantric Tradition. L.: Rider, 1964.
    Bhattacharyya 1982 – Bhattacharyya N. N. History of the Tantric Religion. An historical, ritualistic and philosophical study. N.D.: Manohar Publisher and
    Distributors, 1982.
    Evola 1949 – Evola J. Lo yoga della potenza: (saggio sui tantra). Milano: Bocca, fratelli, 1949.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта