Колокольность музыки и виды колокольных звонов.. колокольный звон. Колокольность музыки и виды колокольных звонов
Скачать 9.51 Kb.
|
ТЕМА:Колокольность музыки и виды колокольных звонов. Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма. На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами. Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения. Колокольный звон... Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры. Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов. Виды колокольных звонов. 1. БЛАГОВЕСТ - это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. 2. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола. 3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз. 4. Перебор - похоронный или погребальный звон - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу , начиная с самого малого и до большого , выражает грусть и скорбь об усопшем. а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу , и так повторяют много раз. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. 5. Существует ещё так называемый Красный звон во все колокола ("во вся тяжкая"). Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше. Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви. Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия "Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече , т. е. на народное собрание. Охранный звон - В бурю указывал дорогу путникам, звучал призывно и размеренно. КОЛОКОЛА – ЧАСЫ – Кремлёвские куранты, с перезвона которых начинается в нашей стране каждое утро. |