ответа на истоию. История (1). 3. Неолитическая революция понятие, причины, последствия
Скачать 0.93 Mb.
|
14. Проблема образования Древнерусского государства в исторической литературе.Вопрос о возникновение государства у Восточных славян традиционно связан с двумя проблемами. 1. Какое именно событие послужило началом становления государства на Руси и 2. Происхождение термина «Русь». В «повести временных лет» и зависящих от неё летописных сводов под 862г. Помещено сообщение о призвании на земля славян ильменских варяжских князей: Рюрика и его братьев. Существует вторая версия происхождения государства. В Россию приехали немецкие ученые, взялись за изучение русских летописей и сделали вывод, что государственность к восточным славянами принесли норманны (ученые Байер, Миллер, Шлейцер). Им противопоставлен Ломоносов. Он согласился, что окончательно все оформили конечно варяги, но предпосылки для образования государства у славян все же были. Русь к 9 веку представляла собой конгломерат союзов крупных племен. У каждого племени был главный город, у некоторых военные предводители - князья. К 9 веку сложилась соседская община, существовало местное право, 2 ярких центра государственности: Киев и Приильменье. За счет своего удобного географического положения и защиты лесными массивами Киев развивается очень быстрыми темпами. Приильменье также развивалось быстро за счет торговли и различных промыслов. В Приильменье проживал целый конгломерат племен в том числе и не славянского происхождения, отсюдо не исключено, что существовала межплеменная рознь, что могло явиться поводом призвать князя-«арбитра» со стороны. Летопись рассказывает о призвании варяг полулегендарно, но, возможно, это была необходимость, чтобы защитить славян от других варяжских дружин активно действующих на Руси. Первым русским князем был Рюрик. В 862 году Рюрик сел править в Ладоге. Затем он основал Новгород. После смерти Рюрика в 879 году власть захватывает Олег, который правил от имени малолетнего сына Рюрика — Игоря. В 882 году Олег предпринимает поход на Киев. Он обманом выманивает киевских князей (Аскольда и Дира) из города и захватывает Киев. Под властью Олега образуется государство восточных славян во главе с варягами. Главный город Киев. Управление осуществлялось за счет сбора дани. Это было ещё пока протогосударство. Но некоторые государственные функции все же были. Олег отбил у хазар 2 славянских племени, северян и радимичей. Обеспечил безопасность торговых путей на Восток и на Балканы. Также Олег вел активные и успешные войны с Византией, целью которых был грабеж и обеспечение льгот для купцов. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю (912-945), который продолжал политику Олега. Он вел войны с Византией, но в то же время с ней был заключен союз против Хазарии. При Игоре мы узнали как производится сбор дани с подвластных земель: полюдье осуществлялось с осени до весны. С дома (семьи) собирали мед, воск, меха, лён. Фиксированной дани не было и превышение полномочий Игоря привело к убийству его древлянами. Дальше княжила жена Игоря княгиня Ольга (945-962). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга установила фиксированный размер дани и погосты — места её сбора. В 957 году Ольга заключила военный союз с Византией против Хазар и предположительно приняла личное крещение в Византии. Сын Игоря и Ольги — Святослав (962-972) был ярым язычником. Он проводил мощную внешнюю политику. Он подчинил себе княжество вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Так же Святослав предпринял ряд походов на Византию. После одного из которых по приказу Византии был убит печенегами. 15. Принятие Русью христианства: причины, ход, последствия.Владимир Святославович пришел к власти после первой распри между братьями. Он правил в Новгороде. Окончательно пришел к власти в 980 году, убив брата Олега, таким образом Русь на протяжении 8 лет (972-980) находилась без правителя. Свою внутреннюю политику Владимир направил на оформление единства русский земель. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения своих сыновей, которые являлись его наместниками. В время правления Владимира была проведена первая религиозная реформа, по которой были объединены почти все восточно-славянские боги. В главе общественного пантеона встал киевский военный бог Перун. Цель этой реформы оформление религиозного единства всех русских земель. Рост русского государства, попытки оформить договоры с соседними странами натыкались на проблемы язычества древней Руси. По летописной легенде перед Владимиром открылась возможность принять несколько религий: мусульманство, иудаизм, а также христианство в его западном (католическом) варианте. Однако важнейшим государством того времени была Византия, к тому же у Руси были с ней давние торговые связи. Русь хотела использовать крещение для возвышения государства и укрепления авторитета династии на внешней арене. Византия же в будущем видела возможность политического влияния на Русь как на весьма неспокойных соседей. Владимир согласился принять христианство, но потребовал себе в жены, сестру императора Византии Василия 2 Анну. Это могло сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Византия, нуждавшаяся в русской помощи против мятежников, согласилась с требованием Владимира. Русский отряд был отправлен на преодоления мятежа в Византии. Мятеж был подавлен, но греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Вероятно, одной из причин было то, что Владимир был язычником, несмотря на то, что он обещал креститься в христианство, а другой причиной было то, что в Византийским домом, стремились породниться многие монархи Европы и Азии, и Русь была не лучшим кандидатом на эту должность. И когда Владимир увидел, что Анна не едет он в 988 году двинулся на центр Византии в крым в город Корсунь и осадил его. В конце концов Владимир добился того, что Анна вышла за него замуж и он принял крещение. С крещением Владимира на Русь прошла мощная волна христианизации. Вначале крещение приняло население Киева. Горожан крестили коллективно и часть насильно. Особенно трудно крещение Руси проходило в деревнях и на севере. Крещение Руси укрепило престиж Руси на мировой арене. Не было теперь сложности с заключением договоров и княжеских браков. Укрепился авторитет княжеской власти. Русь принимает у Византии культурные достижения: возводятся храмы, появляется иконописание, развивается литература. Своеобразный итог был в том, что принятие именно православного христианства, способствовало отделению Руси от западных стран. |