культурология. Немецкие ученые Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Форстер
Скачать 21.94 Kb.
|
Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII–XVIII вв. Первыми на стезе систематизации представлений о многообразии культуры были немецкие ученые Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Форстер, которых одновременно можно назвать философами культуры и антропологии. В их работах появилась постановка вопросов, характерных для современного культурологического знания. В широко известной книге И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» сформулировано такое понимание культуры, которое составило основу европейской культурологической традиции. И. Г. Гердер утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя. Это составляет закон прогресса в истории. Поэтому в любом событии он пытался выявить тенденцию к высшей цели. Закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд живых существ, в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности. Первым теоретическим представлением, появившимся в результате изучения жизни народов, их культур, стало эволюционистское (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Ш. Ле—турно, Л. Г. Моргану и др.). Идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному стали основополагающими для исследований эволюционистов. Эволюционистская парадигма в изучении культуры много внесла в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития. В XIX в. на волне исследований по проблемам различных культур становится самостоятельной областью научной рефлексии философия культуры, а ее предметом – человек и создаваемый им символический, искусственный мир. Важным направлением в развитии культурологических идей стало социологическое направление (по О. Конту, Э. Дюркгейму, М. Веберу, Г. Зиммелю и др.), исследующее соотношение элементов культуры и социального устройства, показывающее, как культурные ценности воплощаются в социальной реальности. Социологию культуры, особенно ее аналитическое направление, развивали Ч. Кули, У. Томас, Д. Мид. В XIX в. в качестве самостоятельного в науках о культуре выделяется психологическое направление, активно исследующее различные формы проявления духа культуры (мифы, сказки, мораль, быт, нравы). Новый подход в культурологических исследованиях заложило психоаналитическое направление (по З. Фрейду, М. Миду, Б. Бенедикту, К. Г. Юнгу и др.), позволившее более основательно понять не только логику, но и чувственные стороны и основания культурных феноменов. Основные школы и направления культурологии Общественно-историческая школа восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский. Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур. Натуралистические школы З.Фрейд и психоанализ как метод исследования процессов творчества. К.Г.Юнг и теория «культурных архетипов». К.Лоренц и этология как наука об инстинктивных основах человеческой культуры. Взгляды Б.К.Малиновского на культуру как ответ на психофизиологические потребности. Натуралистическая школа и ее стремление подчеркнуть психобиологическую обусловленность культуры. Психоаналитические концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовных процессах. Взаимоотношения между фрейдизмом и марксизмом. Главная черта этой школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека Социологическая школа Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации. Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной. В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер. Структурно-функциональная школа А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и др. (США), а также Б. Малиновски, А. Радклиф-Браун (Англия) и др. Отказ от принципа историзма, то есть признания "развития" в том или ином виде; Отказ от эволюционизма; Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" - они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Что положительного дал функционализм? Помог избавиться от пренебрежительного, унизительного отношения к культуре "отсталых" народов - "дикарей", "варваров", которые вплоть до ХХ века считались "некультурными", "докультурными". СФП имеет свои слабости, раскритикованные некоторыми учёными. Р.Милл показал, что в рамках СФП не может быть сформирована идея конфликта, разногласия, то есть противоречия в целом, в обществе, истории; таким образом, все "революционные" течения оказываются вне теории. Символическая школа Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс. Психологическая школа М.Лацарус (1824-1903) и X.Штейнталь (1823-1899). В.Вундт (1832- 1920). У.Самнер (1840-1910). Л.Ф.Уорд (1843-1913), а) психологически познать сущность народного духа и его действия; б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа" Культурный релятивизм Американский социолог Уильям Самнер в 1906 г. предложил термин «культурный релятивизм». Его поддержали антропологи Франц Боас и Рут Бенедикт. Релятивизм – философская, гносеологическая точка зрения. Из нее, все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются тем положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от его телесно-душевного состояния. Основные работы: Уильям Самнер – «Народные обычаи» (1906), «Наука об обществе» (1927) в четырех томах. Франц Боас – «Психологические проблемы в антропологии» (1910), «Ум первобытного человека». Рут Фултон Бенедикт – «Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Модели культур» (1934). • Главная идея - любая культура уникальна, имеет собственные ценности и заслуживает изучения и сохранения как мировой памятник. ● Основной принцип культурного релятивизма: определенная культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Концепция игровой культуры Йохан Хейзинга (1872-1945), нидерландский философ и историк при помощи морфологического анализа исследовал культуру. • Общеизвестный труд - «Homo Ludens» («Человек играющий») содержит концепцию об игровом характере культуры. Главная идея - утверждение о том, что все культурное творчество есть игра. Игра предшествует культуре и создает ее, т.к. зарождается значительно ранее. Главный элемент общественной жизни - «агональный фактор», т.е. состязательность. ● Но, в процессе развития культуры игровой элемент отходит на задний план. Постепенное его вытеснение начинается в XVIII в. и завершается к XIX в. Структурализм Структурализм сформировался в 20-е гг. XX в. и связан с использованием структурного анализа в различных областях наук о человеке. ● Главная задача - преодоление описательности в изучении культуры и исследование ее на основе методов, характерных для естественных наук: математического моделирования, компьютеризации и т.п. И.А. Бодуэн де Куртенэ первым применил этот метод в лингвистике, затем его стали использовать при исследовании других областей культуры. В широком смысле структурализм охватывает широкий спектр гуманитарных знаний: историю, лингвистику, литературоведение, этнографию и т.д. ● Структурализм научно-философское течение, получил распространение в 60-х гг. XX в. во Франции. Его представители: Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Ричард Барт, Жак Дерида и др. • Культура в структурализме - совокупность знаковых систем и культурных текстов. Леви-Строс использовал методы структурной антропологии, основывающиеся на единстве трех принципов: 1) изучения явлений культуры в синхронном срезе общества; 2) исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования; 3) анализа культуры с учетом вариативности. ► Отечественный аналог структурализма - тартуско-московская структурно-семиотическая школа. ● Главный представитель - Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), литературовед и культуролог, профессор Тартуского университета. Рассматривал проблемы истории и теории русской литературы и культуры с точки зрения семиотики. ● Главный труд «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства» (1994). • Главная идея: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостояние человека» превращает его в историческую личность». Семиотический анализ истории русской культуры позволяет выделить знаковые системы и символические доминанты, характерные для эпохи, понять их смысл и функциональное значение, представить эмоциональные состояния и настроения, которые они вызывали. |