Организация и содержание деятельности преподавателя скрипки ДМШ, ДШИ. Муниципальное бюджетное учреждение. 3 Работа над музыкальным произведением в классе скрипки
Скачать 18.99 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Детская школа искусств» п.Акбулак Оренбургской области Дисциплина«Организация и содержание деятельности преподавателя скрипки ДМШ, ДШИ» ТЕМА 3: Работа над музыкальным произведением в классе скрипки В чем заключается специфика работы над пьесой виртуозного характера, пьесой кантиленного характера, произведениями крупной формы? Задание выполнила: Е.М.Мартынова МБУ ДО «Детская школа искусств» п.Акбулак Оренбургской области 2019 Дисциплина«Организация и содержание деятельности преподавателя скрипки ДМШ, ДШИ» ТЕМА 3: Работа над музыкальным произведением в классе скрипки. 1.В чем заключается специфика работы над пьесой виртуозного характера, пьесой кантиленного характера, произведениями крупной формы? Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения. Выразительное исполнение кантилены на нашем инструменте (скрипка) включает в себя много элементов:это и точные плавные переходы, это и рулевые движения правого и левого локтей, это работа указательного пальца и мизинца, это и красивая свободная вибрация и правильное распределение смычка. Работа над пьесами кантиленного характера благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативе ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью. Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Надо рассказать ученику об авторе пьесы, его творчестве. После прослушивания пьесы в исполнении педагога поговорить о её характере, художественном содержании. Аппликатура кантилены. На этапе разбора текста необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.Неправильная аппликатура, как и неверный штрих, нарушает цельность художественной фразировки и приводит к искажению музыкального смысла исполняемого произведения. Работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. Надо определить форму пьесы, её строение, деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении).Составляется художественный и динамический план исполнения. Значительное музыкально-выразительное средство – это громкость звучания.Динамика. Для создания яркого музыкального образа необходимо продумать динамический план. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию Выбирать произведение нужно соответствующее способностям и развитию учащегося. Задача данного этапа развития должна исходить из музыкального содержания, яркости, конкретности и доступности. Кантилена – певучая, напевная мелодия — является главным ресурсом выразительной игры на скрипке. Работа над пьесой виртуозного характера. В исполнение виртуозных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Данные пьесы предполагают сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень сложности (фактура, выносливость, моторика). Включение в репертуар такой пьесы не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно принять во внимание физиологические особенности ребенка. Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфику нервной системы, сценическую выносливость.Важность взаимосвязи технических сложностей и художественного замысла. Главный принцип работы над виртуозной пьесойсостоит в том, чтобы решая технические сложности, помнить о главном – художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой. Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических(мышечных), так и психических (волевых )свойств учащихся. Требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон, часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «не музыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области. ТЕХНИКА Одно из главных условий успешной работы – не повторять лишнее число раз, не зубрить, повторять осмысленно - только правильное исполнение. Не надо повторять много раз чтобы сыграть легко. Очень важно выяснить, в чем заключается проблема трудных мест, а потом разучивать их Нужно внимательно слушать, что звучит, в чем недостатки, как их устранить. Только потом повторить свой опыт. Надо развивать общую технику - гаммы. Арпеджио, двойные ноты, октавы и др. АППЛИКАТУРА Первый вопрос разучивания виртуозной пьесы (впрочем как и произведения любого жанра) выбор подходящей аппликатуры, пальцев и усвоения этими пальцами техники исполнения. Если пальцы подобраны неудачно, то сколько не учи, не достичь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности; при выступлении ученик будет либо мазать, либо сорвется, либо мелодия не будет звучать как надо. ТЕМП Для достижения технической свободы нужно учить ребенка работать над произведением в рабочем темпе – не медленно и не быстро. Неправильно слишком долго задерживаться на медленном темпе, т. к. слух, руки и пальцы настолько привыкают к медленному темпу, что потом их приходиться долго приучать к быстрому. Много играть в самом быстром темпе опасно, если не работать в среднем, можно испортить всю раннее хорошо сделанную работу и в результате снова все начинать с самого начала, с самого медленного темпа. Одно из главных условий работы в медленном темпе заключается в том, чтобы играть удобно и легко. Всреднем темпе пальцы сохраняют достаточную активность, силу и равномерную опору, действую внутри крупных объединяющих контуров. Путьк быстрому темпу связан, прежде всего, с укрупнением дыхания, ощущения нового пульса, словом, с изменением музыкального представления. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать». Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватываются одним дыханием, одним пульсом. ДИНАМИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ Динамические нюансы связаны с характером и структурой музыкального произведения, поэтому достаточно эффективно уделять часть работы ровному разучиванию в пианиссимо, что дает рукам и слуху отдых, помогая в дальнейшем делать оттенки крещендо и диминуэндо. Полезно применять такие способы как метро-ритмический – учащение метрической пульсации в тактах и артикуляционный вариант - прием членения фразы. Одним из критериев правильного соотношения этих двух способов работы является звуковой результат; это самый надежный «компас». Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству. Наконец, один из важнейших критериев - это опыт и интуиция педагога, которые подскажут ему различное соотношение этих видов работы в занятиях с разными учениками. Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем. Произведениями крупной формы.Начальный этап работы над произведением крупной формы от ученика определенных навыков чтения нот с листа развивающихся систематически и теоретических знаний.Первые трудности в работе над произведениемкрупной формы состоят в осознании сочинения как единого целого, осмысливании отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а также в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению произведения. Начало работы над крупной формой является этапом, определяющим степень музыкального развития и технической подготовки учащегося. Обучающемуся необходимо привыкнуть к нотам, и их графическому изображению, учиться находить ноты-звуки на инструменте, понимать простые ритмические рисунки, которые потом нужно исполнить на открытых струнах, используя типовые штрихи. Необходимо развивать умения обучающихся смотреть вперед, охватывая взглядом следующие такты, мысленно пропевая исполняемую мелодию. Можно выделить основные направления начальной работы над произведением крупной формы: необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем; учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения, понимать образное содержание произведения; обладать ощущением единой ритмической пульсации, мыслить с опорой на сильные доли; ученик должен уметь группировать ноты, объединять их по смыслу; практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов; умение ориентироваться на грифе, не отвлекаясь от нотной записи текста, развивать тактильные ощущения и интонационную чистоту; осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах; понимать сходство и различие мотивов, фраз, предложений, понимать художественный образ произведения; развивать память ученика. Очень полезна для начальной работы над произведением крупной формы ансамблевая игра с преподавателем. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся многие необходимые навыки: умение хорошо слышать партнера, регулировать интонацию, регулировать звучность партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время. Систематически продуманная работа над произведением крупной формы, ее правильное соотношение с прохождением основной программы не только способствует более быстрому продвижению ученика, но что не менее важно, пробуждает творческий интерес к предмету. |