Главная страница
Навигация по странице:

  • Типология локальных поселений

  • Ориентации

  • Рабочий пригород

  • Частный сектор городов

  • Городская иммигрантная община

  • Община среднего класса

  • Самый малый город – «посёлок городского типа» (ПГТ)

  • Локальные поселенческие объединения. 32. Локальные поселенческие объединения Л. Л. Шпак Социология повседневной жизни


    Скачать 34.86 Kb.
    Название32. Локальные поселенческие объединения Л. Л. Шпак Социология повседневной жизни
    Дата11.06.2022
    Размер34.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛокальные поселенческие объединения.docx
    ТипДокументы
    #584769

    32. Локальные поселенческие объединения
    Л.Л. Шпак «Социология повседневной жизни»
    Причины концентрации населения на малых по масштабам территориях:

    • природно-климатические условия (рядом водоисточник; удобная площадка между оврагами; незатопляемая во время разливов прибрежная полоса у реки и т.д.), необжитость и труднодоступность территорий;

    • «привязка» к производственной (промышленной) зоне (стремление обеспечить пешеходную доступность к местам работы);

    • стремление сохранить «элитарную чистоту», самобытность, оградиться от ассимилятивного давления извне, например, старообрядческие общины в Сибири;

    • влияние миграционных процессов и политики государства в отношении мигрантов (беженцы и вынужденные переселенцы нередко предпочитают оседать по земляческому принципу, строить общими усилиями посёлки, создавать местные рабочие места, вводить самоуправление);

    • сегрегация – дискриминационное отношение на бытовом и даже государственном уровнях, заключающегося в стремлении отделить часть населения, унизить, отгородить от общества (так создаются гетто и резервации);

    • локализация культур, несовместимость социокультурных начал совместной жизни (языковые барьеры, ритуалы традиции, ценности, ритм жизни) или асоциальная направленность повседневного поведения.

    Общими чертами любых малых поселений на территории является локализация поселенческого образа и уклада жизни, относительная замкнутость, «обращённость внутрь», самодостаточность социальных связей и отношений для подавляющего большинства жителей, отсюда – преобладание консервативных начал обустройства жизненного пространства, бережное консервирование архаичных форм социального взаимодействия.

    На локальных территориях господствуют обычное право и традиционные регуляторы (система запретов, нравы, обычаи, ритуалы, соседское мнение и т.д.).

    **В таблице дана типология основных форм локальных поселений, характерных для американского общества. В российском обществе также существуют локальные поселенческие образования: местечки, однородные этнические «гнёзда» на территории, заимочные поселения, рабочие пригороды, дачные посёлки, своеобразные трущобы («барачные постройки»), элитные микрорайоны с высотной застройкой и комфортабельными квартирами и др.

    Типология локальных поселений

    Название локального поселения

    Основной состав населения

    Занятия (труд)

    Ориентации

    Отношения

    Коммуникации

    Заводской (шахтовый) посёлок


    отраслевой (по профилю предприятия) базовые профессии

    полная зависимость от технико-производственной структуры предприятия и его социальной сферы

    на интересы своего предприятия

    укоренённые, прочные под влиянием интересов основного предприятия, формальные и неформальные отношения подчинены моносреде

    непосредственная близость от предприятия, но нет отчуждения от «большого общества», однако солидарность и коллективизм эффективны в реализации интересов предприятия; в быту ориентации на локальные малые группы и профессиональное общение, расселение по производственному принципу, соседские связи производный

    Рабочий пригород

    1. как новый современный микрорайон («спальня» для рабочих) где представлены квартиры; жилмассивы;

    2. как доступные (по цене и меблировке) квартиры, предоставляемые впервые или для переезда из трущоб, бараков города; нередко интенсивная застройка близ вокзалов, причалов, шумных и непрестижных мест города (для переселения «под снос»);

    3. расширение черты города (присоединение мелких деревень, ферм, ПГТ)

    чаще «синие воротнички», рабочие базовых профессий или с низкой квалификацией; отделившиеся от семей молодые супруги могут быть образованными, социабельными; до 2/3 переселенцев из трущоб и бараков продолжают «жить трудно», по поселенческому стажу в среднем - не более 5 лет живут здесь

    обычно рабочие или бывшие крестьяне, переехавшие в город недавно; много безработных или частично безработных

    усваивается маргинальный образ жизни: прежние связи рвутся, об утрате горюют, но ориентируются на постоянную работу и образцы поведения традиционных рабочих; намерены стать постоянными жителями пригорода, находят свою прелесть в курсировании из города в пригород; ориентации локальные (в отличие от жителей крупных городских районов), готовность к заимствованиям

    нестабильное экономическое положение, социально уязвимы, обойдены городскими преимуществами в государственной заботе о благоустройстве и т.д.; отношение к власти маргинальное (и прагматичное), на первом месте – соседские связи; есть отчуждение от «большого общества», ценности: дружба, семья, соседское соучастие, взаимопомощь, свободное коллективное время, мобильность, образование, высокий заработок, высокая квалификация

    традиционная культура «высшего низшего класса» (малоквалифицированных рабочих); лишены своих корней, безразличны к «большому обществу», но бьются за решение пригородных проблем; отстранённость от среднего класса, при заимствованиях берут образцы из «поп-культуры» и худшее из жизни среднего класса; референтная среда – «синие воротнички» город; демонстративное потребление («как у людей»); в обращении – смягчение тягот, нейтрализация стрессовых состояний, приниженности информационной изоляции; нет широкого выбора, сильна рутинность, архаика жизни

    Частный сектор городов

    (этносоциальные «гнёзда») – близ значимых производств или учреждений, жилмассивы инициативной застройки по льготным кредитам предприятий, а также создаваемые переселенцами жилые застройки на базе «самостроев» («Шанхай», «Кронштадт» и т.д.) или старых послелений с функциональной специализацией («Немецкая колония», «Металлплощадка» и т.д.)

    «синие воротнички», продавцы, пенсионеры (держатели городских дач, огородов – для младших поколений), служащие

    заняты в городе, чаще всего – на крупных промышленных предприятиях, более молодые имеют свой транспорт и окунулись в «малый бизнес», (доставка и продажа товаров)

    полусельский образ жизни, много бытовых трудностей, которые преодолеваются на основе взаимных услуг или «соседского найма»; крайне мало внимания со стороны властей и мало государственной поддержки в обустройстве быта; главная ориентация – на свою семью и местные «круги общения»

    уважение к жителям способным трудиться в огороде и дома, ценят физический руд, хороший заработок; терпимое отношение к недостаткам и изъянам жизни соседей и «своих», проживающих в данном секторе; агрессивное отношение к новосёлам и «белым воронам»

    прочные межличностные связи, все знают всех; информационная открытость «для своих» и тех, кто живёт в этом секторе; рутинность, ненавязчивый контроль над соблюдением неписаных правил жизни; зависимость от ритмов природы, светового дня, смены времён года; слухи, предубеждения, ксенофобия; доверчивы к СМИ, очень быстро формируют общее мнение, сохраняют верность харизматическим лидерам

    Городская иммигрантная община

    (трущоба в большом городе)

    малоквалифицированные рабочие, мелкие торговцы, безработные

    неустойчивая трудовая занятость, официальный статус безработных или беженцев не у всех из них; нет самореализации в труде; берутся за что придётся

    ценности: стабильная занятость, социальная защищённость, семья; маргинальная трудовая мораль главное – выживание

    мало шансов на продвижение, непрочность трудовых коллективных и межличностных связей – ненадёжность отношений, сохранение консервативных правил в отношениях; изоляция от «большого общества»; сильны враждебность и агрессивность к «чужим»; предубеждения к среднему классу и богатым; слабая локальная активность, неразвитость местных интересов у бедняков, неформальная идентификация, слабая мобильность

    спасаются от посягательств, экспансии «извне», социальная изоляция и принуждённость делают людей гетто и трущоб уязвимыми, символический капитал – «мы не хуже Вас» в отстаивании чести и этнического достоинства; основные связи – в своей «инонациональной» среде; скудный диапазон занятий и форм самоорганизации, социальная жизнь – на улицах, на дискотеках, в местных учреждениях; строгая территориальная идентификация, слабое представительство в городских организациях

    Община среднего класса

    обычно расположена в «буржуазном» республиканском пригороде; новостройки ультрасовременной планировки (коттеджи); роскошные особняки и т.д.

    разнородный социальный состав; некриминальные «новые русские», аристократические семьи, пенсионеры федерального значения, знаменитые люди из мира искусства и т.д.

    творческий умственный физический труд, менеджеры в крупных фирмах и банках, владельцы крупной недвижимости, уникальные виды труда

    главное – труд; мораль, а не праздность; успех, образование интерес к работе; сохранение престижа профессии и символов успеха; мобильны и поощряются кругами общения, группой; самореализация и продвижение в формальных и любительских ассоциациях (религиозные, политические), фиксированное местожительство в респектабельном микрорайоне представляется подчёркиванием статуса

    на индивидуализме, корпоративном интересе, консервативные отношения (есть сходство с фермерами в традиционности)

    включены в «большое общество», активно участвуют в общественной жизни; соседские связи и территориальная идентификация менее важны, чем групповые интересы; общение по предписаниям стратификационного этикета, общежития, общение с акцентом на дом и семью, а не на «дух общности», принадлежности к данной общине

    Самый малый город – «посёлок городского типа» (ПГТ)


    «синие воротнички»; бывшие сельхозрабочие; механизаторы с образованием не выше профтехучилищ, профессиональная дифференциация в сфере услуг, семейном бизнесе и сельхозработах; пенсионеры-труженики, в частных домах; служащие в новых домах или кварталах – новостройках, стабильное население

    занятость местной промышленности; если начался спад производства, то безработица (скрытая и явная) на предприятиях, филиалах, нет перспектив трудоустройства; бытовые услуги по бартеру

    ценности – профессия, продвижение, равенство, членство в стратифицированных ассоциациях; потребительские образцы поведения; молодёжь проявляет готовность покинуть «родное гнездо», чаще это делается через промежуточный этап жизни – обучение в ПТУ, техникуме, затем – в большой город

    рабочие «знают своё место», иерархия малоподвижная, городская аристократия – тоже, круги общения замкнутые; локальная демократия; межличностные отношения превыше дескриптивных (формализованных)

    связь с «большим обществом» через институты власти и социализации; поддерживают локальную общинную автономию, но признают равенство с другими общинами; посредники между «классами» в силу патерналистических отношений рабочих и работодателей


    написать администратору сайта