ок. История Казахстана, 5 класс. Общественное устройство и хозяйстве. 4142 Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов стр. 108111
Скачать 1.8 Mb.
|
30.04.20 г. История Казахстана, 5 класс Учитель: Зиядина Мадина Муратовна Тема урока: §41-42 Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов. стр.108-111 Цель урока: 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; 5.2.2.3 – описывать особенности прикладного искусства древних племен. Исследовательский вопрос: Каковы особенности сарматского общества? Ход самостоятельной работы: 1. Внимательно посмотри учебное видео: https://www.youtube.com/watch?v=c9kT2s_Vf0U 2. Изучи! Посмотри на какой территории находится территория Сарматов, с кем они граничат. Запиши в тетрадь территорию расселения Сарматов. Внимательно изучи текст учебника и данные схемы. Сарматские воины. 3. Это важно знать! Прародина сарматов – территория северной части Устюрта до р. Эмба. Термин «сармат» употребляется в античных источниках с III в. до н.э., в основном в книгах греческих и римских авторов Диодора, Плиния и Полибия. Из них известно, что в состав племенного союза сарматов входили такие племена, как роксоланы, языги, сай, верхние аорсы, сираки, аланы (ассы). Ранние сарматы довольствовались территорией от Поволжья до Эмбы и Арала. Следующие сарматские племя – аланы начали активно завоевывать соседние территории.
В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (даи, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Савромато-сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. В их обществе женщины были равны в правах с мужчинами. Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам. По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III–II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II–I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в I в. до н.э.–I в. н.э. всего 5–7 тысяч человек. Резкое уменьшение численности савроматов сарматов ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Племена, населявшие побережья Арало-Каспия. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1-м тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков массагетов. Союз даев состоял из нескольких родов и племен. В 248–247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании. Таким образом он основал здесь династию Аршакидов. По некоторым современным гипотезам, древние даи являются предками адаев – одного из племен Младшего жуза казахов, потомки которых живут на полуострове Мангистау. Это предположение небезосновательно. Во-первых, названия дай и адай созвучны. Во-вторых, оба племени исконно обитали на полуострове Мангистау и в близлежащих районах. Такое совпадение географических рамок расселения, а также созвучность названий относится и к уйсунам (сравните китайское название «усунь»), и к кангюям (казахское племя канлы). Однако неправильно говорить, что даи и адаи – одно и то же племя, т.к. их разделяет более чем тысяча лет времени. Тем не менее, несомненно, что даи, как и сако-массагетты, участвовали в этногенезе (формировании) казахского народа. Общественный строй. По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников. У саков и сарматов военная демократия отличалась от подобной системы управления других кочевых племен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин, а точнее – для мужчин, носивших оружие, и взрослых женщин. А в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому военная демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода. 4. Обратная связь: Перейди по ссылке и ответь на тестовые вопросы. https://forms.gle/7T9RMpvtbtzvXeH68 |