Главная страница

вопросы к экзамену философия 2 курс. Вопросы к экзамену философия. 42. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь


Скачать 24.73 Kb.
Название42. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь
Анкорвопросы к экзамену философия 2 курс
Дата26.05.2020
Размер24.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы к экзамену философия.docx
ТипДокументы
#125723

42.Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами — классами, нациями и др.; система социальных институтов — экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формыдеятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.

Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека.

Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания — философии истории.

Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Философия истории как самостоятельная часть философского знания появилась в XVIII в. В древних обществах Востока и Запада в философии и культуре преобладала идея вечного повторения (колеса) жизни, связанная с трактовкой мира как Космоса — живого, гармоничного, но замкнутого в себе целого. В средневековой теологии и христианской философии идея исторического изменения обрела вид разомкнутого движения человечества из прошлого через настоящее в будущее по пути искупления греха и обретения прощения Бога. В ХVIII в., в ответ на социально-исторические изменения, вызванные развитием индустриального общества, формируется устойчивый исследовательский интерес к проблемам социально-исторической динамики. В обществознании появляются новые понятия — «цивилизация», «культура», «прогресс» и др.; формируется классическая философия истории, представленная Дж. Б. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтером, И. Кантом, Г. Гегелем и др.

Концепции классического периода имели целый ряд общих идей и ценностных установок, которые делали их созвучными либерально-прогрессистским настроениям, доминировавшим в обществе и культуре этого периода. История общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, фундирующих его прогрессивную направленность.

Классическая модель истории во многом была умозрительной, глубина ее расхождения с социальными реалиями была критически осмыслена в социальной философии марксизма. Неклассическая философия истории оформилась к концу ХIХ—ХХ вв. в творчестве В. Дильтея, О. Шпенглера, К. Ясперса, А. Тойнби, П. А. Сорокина, Ж. Броделя, П. Бурдье и др. В центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии исторического познания (история в человеке). Отказ от объективистских и умозрительных установок инициировал интерес к многообразию исторической реальности, единичности и уникальности культур, особенностям исторического времени и пространства, проявлениям нелинейности в истории и др.

Принципиальный плюрализм современных историко-философских воззрений не исключает постановки ряда инвариантных проблем, раскрывающих специфику исторической реальности: становления общества и закономерности его развития; источника и факторов исторического развития; направленности и периодизации истории; субъектов и движущих сил исторической динамики; единства и многообразия истории и др.

3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов, ценностей человека на мир и место человека в этом мире.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - называют такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми социальных процессов и своей роли в этих процессах.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранним типом мировоззрения.

Основные формы мифологии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основном миф имеет место быть там, где отсутствует реальный опытно подтверждения знаниями, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Также мифотворство может носить и искусственный характер, преднамеренно осуществленный с тем, чтобы вместо реально имеющейся достоверной информации предлагать не соответствующие действительности мнения и оценки.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия обращается к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды). Однако в отличие от мифа религия "не смешивает" земное и сакральное, а наоборот разводит их на два противоположных полюса. Всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Существуют различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, так сказать обеспечивающие контакт с Богом. Эти организации призваны обеспечивать религиозное воспитание и контроль над разумом (умами) людей.

Религия ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Философия - всегда подкрепление теоретическими доводами, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются необходимым и естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.

22. Философское понимание мира:


бытие, материя и сознание как исходные категории философии.
Проблема бытия является центральной в философии. Эта проблема неразрывно связана с вопросом существования мира. Парменидовская постановка вопроса состоит в рассмотрении бытия как первоначала мира. Что значит быть, существовать? Если мир существует, то каковы его границы, прошлое и будущее? Мысль о существовании мира как целого, сопровождается тезисами либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира.

В философии проблема бытия разворачивалась от вопроса о существовании мира здесь и теперь к вопросу преходящего или непреходящего существования мира. Ещё одна проблема стороны бытия – вопрос о единстве мира. Данный вопрос вытекает из поисков всеобщего, формируется такой подход к миру, как единство многообразного, т. е. несмотря на различие все предметы, идеи наличествуют, имеются существуют и образуют целостное единства мира. Т. е. существование всего есть предпосылка единства мира. Мир как таковой в различии и единстве является реальностью для сознания и действия каждого человека. Человек находится в определенном отношении к миру как к совокупной реальности, целостности. Эта реальность предпослана сознанию человека. Сознание в свою очередь – это осознанное бытие. Сознание постигает, рефлексирует (отражает) эту реальность. Самосознание отражает индивидуальное бытие. Ещё одна сторона вопроса бытия – мир и всё, что в нем существует, есть действительность, которая предпослана сознанию. Категория бытия связана с глаголом «быть» или «есть». Рассматривая проблему бытия, философия отталкивается от существования мира и главным становится не сам факт наличествования, а его смысл.

Категория бытия дает возможность осмыслить и полнее раскрыть саму проблему. Данная категория позволит интегрировать идеи о существовании мира: 1) мир – это беспредельная непреходящая целостность; 2) природная и духовная, всё существует и существование является предпосылкой единства мира; 3) мир образует совокупную реальность, предзаданную сознанию конкретных индивидов.

Философская категория бытия переводит нашу мысль на уровень абстрагирования, когда мы отвлекаемся от каких-либо предметов, признаков. Потребление понятия бытие одним из первых было у Парменида. В общем, абстрактном значении, Парменид изображал бытие в виде шарообразного футляра, который можно постичь только разумом. Бытие Демокрита заключалось в атомах, Платон превращал бытие в идею.

Основные формы бытия:

Бытие вещей;

Бытие человека;

Бытие духовного/идеального;

Бытие социального.

Специфика человеческого бытия заключается во взаимодействии трех измерений: 1) телесность; 2) разумность; 3) социально – историческое измерение бытия.

Индивидуализированное бытие духовной сферы включает сознание индивида. Как существует сознание? Сознание функционирует, существует или бытийствует? Несмотря на тесную связь с природно-биологическими процессами существование сознания принципиально к ним не сводимо.

Проблема бытия человека в экзистенциализме связана с переживанием субъекта своего бытия в мире. Мартин Хайдеггер говорит, что бытие невозможно определить однозначно. Экзистенциальное бытие – это я сам, мое сознание. В бытии – сознании выявляется в единстве субъекта и объекта. Хайдеггер различает понятие бытия и сущего, для него они противоположны. Сущее – это различные предметы и явления. Сущность человеческого бытия по Хайдеггеру лежит в экзистенции и её сущность надо искать внутри того, кто спрашивает о бытии. Сущее существует как «мое сущее». Мир – это мир отдельного человека. Человек есть бытие в мире. Всё, что рассматривается вне отношения к человеку лишено смысла. Только человеческое существование посредством заинтересованности, озабоченности возводит их из «Ничто» в ранг «Сущего».

Сартр считает, что сознание и мир даны одновременно. Человек такое существо, в результате появления которого и существует мир.

Для Ясперса анализ бытия является анализом сознания, состояние любви, трепета, страха является априорными характеристиками человеческого существования.


написать администратору сайта