Главная страница
Навигация по странице:

  • . Название книги объясняется в эпиграфе: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага»[2].

  • Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой — они вынужденная мера.

  • Образ диссидента Гая Монтэга

  • 1) уход в потусторонний мир; 2) испытания (столкновение с противостоящими силами); 3) победа над противником; 4) возвращение в реальный мир

  • Герой читает Евангелие в метро, и на фоне его погружения в мир общечеловеческих истин звучит реклама зубной пасты – материальный мир вмешивается в процесс духовного возвышения.

  • Реалистическая фантастика Р. Брэдбери 451 градус по Фаренгейту. 451 градус по Фаренгейту


    Скачать 18.45 Kb.
    Название451 градус по Фаренгейту
    АнкорРеалистическая фантастика Р. Брэдбери 451 градус по Фаренгейту
    Дата08.05.2023
    Размер18.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла451_gradus.docx
    ТипУтопия
    #1114940

    «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году. Роман описывает американское общество близкого будущего, в котором книги находятся под запретом; «пожарные», к числу которых принадлежит и главный герой Гай Монтэг, сжигают любые найденные книги. В ходе романа Монтэг разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков. Название книги объясняется в эпиграфе: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага»[2].
    Активное развитие жанра в литературном процессе ХХ – начала ХХI в. – следствие разочарования в идеалах утопии, научном и техническом прогрессах и последствиях Второй Мировой войны. В частности, основным «вдохновителем» для Брэдбери стал факт сжигания книг на улицах Берлина во время правления Адольфа Гитлера. Отсюда происходит мотив запрета свободомыслия и возникает идея профессии главного героя – пожарного, который сжигает литературу, неугодную правительству страны. В произведении также прослеживается мотив войны, основные действия которой происходят пусть и за пределами города, но оказывают влияние на жизнь людей в его границах. По ходу повествования автором несколько раз упоминаются пропагандистские речи, которые убеждают население страны в том, что эта война закончится победой. Показательно в данном случае то, что в финале произведения на город падает бомба, которая полностью уничтожает его. Таким образом, Рэй Брэдбери показывает читателю, что от последствий войны никто не может спастись.
    Мысль Брэдбери о том, что фантастика — это «окружающая нас реальность, доведённая до абсурда», является, пожалуй, основной идеей романа «451° по Фаренгейту»

    Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем практически атрофировав у него инстинкт самосохранения. Зато развились стадные инстинкты, именно они и помогают людям выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным. И прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Происходит отчуждение от культуры и естественной среды, и нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями.

    несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой — они вынужденная мера.

    Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач — книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «... Книга — это заряженное ружьё в доме соседа, — заявляет Битти. — Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

    Потому и назначение «пожарников» в «массовом» обществе — не просто сжигать книги. «Мы, — утверждает Битти, — борцы за счастье —Мы охраняем человечество от той ничтожной кучки, которая своими противоречивыми идеями и теориями хочет сделать всех несчастными.»

    Образ диссидента Гая Монтэга

    Процесс становления героя является жанрообразующим в романе и близким по отношению к обряду инициации. Е.М. Мелетинский представляет структуру данного «перехода» в виде формулы:

    1) уход в потусторонний мир;

    2) испытания (столкновение с противостоящими силами);

    3) победа над противником;

    4) возвращение в реальный мир

    В романе нет прямого перехода в потусторонний мир, однако его аналогом служит внутренний мир самого героя. Роль противостоящих сил исполняет общество потребления, чьими представителями являются брандмейстер Битти и даже супруга Монтэга Милдред.

    Гай Монтэг проходит тяжелый путь от полного «неприятия» естественных чувств и эмоций к полному погружению в них и, как следствие, к отрицанию существующего мироустройства. У героя происходят глобальные внутренние перемены: происходит смещение акцентов с тяги к саморазрушению - к желанию заниматься самосовершенствованием, открывать новое, мыслить самостоятельно без тотального надзора со стороны. В этом Монтэгу помогают не только прочитанные книги, но и встреченные им на пути его становления люди: Кларисса, Фабер, отшельники и даже брандмейстер Битти.

    Гай Монтэг предстает перед читателем в роли пожарного, который сжигает книги (здесь) – источник нежелательного свободомыслия. Работа приносит герою удовольствие, вызывающее ассоциации с детскими забавами: «Жечь было наслаждением» и больше всего ему хочется сделать сейчас то, чем он так часто забавлялся в детстве, – сунуть в огонь прутик с леденцом» [Брэдбери, 2013, с. 9]. Механизированность, и искусственность окружающего мира оказывают разрушительное влияние на героя, превращая его в «человекоподобный механизм». Система ценностей антиутопического социума, моделируемая в произведении, вызывает у читателя эффект отторжения [Солдатов, Тузовский, 2010, с. 41]. Такое же воздействие она оказывает и на главного героя.

    Встречи с Клариссой приводят к «внутреннему расколу»: «Ему показалось, что он раздвоился, раскололся пополам» [Брэдбери, 2013, с. 41]. Монтэг читает книги и учится мыслить самостоятельно. В этом ему помогает Фабер – профессор английского языка, который наследует дело погибшей Клариссы: он обсуждает с Гаем прочитанные им произведения, задает вопросы и тем самым окончательно настраивает героя на путь бунтарства. Книги, которым отдает предпочтение Монтэг, – произведения религиозного толка. Герой читает Евангелие в метро, и на фоне его погружения в мир общечеловеческих истин звучит реклама зубной пасты – материальный мир вмешивается в процесс духовного возвышения. Также бесцеремонно в жизнь Монтэга врывается Битти – образ, являющийся «двойником» героя. Вынужденный убить его, герой испытывает ужас и сожаление от содеянного, что позволяет заключить, что внутренний мир Гая претерпел изменения: он научился ценить человеческую жизнь.
    Бегство из города, от разрушенного собственными руками дома – это уход от ненавистного прошлого, от удушающего технократического образа существования в природу. Стремление героя к естественности, к жизни в гармонии приводит его к встрече с сообществом «людей-книг» – духовных единомышленников Клариссы Маклеллан.
    Герой романа проходит тяжелый путь нравственного становления от «человекоподобного механизма» к естественности и духовному единению с миром природы . Лишь потеряв все, герой произведения обретает свободу и возможность начать новую жизнь в окружении таких же изгоев, как он сам. Монтэг учится ценить жизнь, открывает для себя мир духовных и интеллектуальных ценностей, становится носителем библейских и общечеловеческих истин.


    написать администратору сайта