Антикор №4 сро Утеуов Мажит АиУП-20 ро. 6В07101 Автоматизация и управление производством
Скачать 35.52 Kb.
|
Атырау2021 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН НАО «АТЫРАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ САФИ УТЕБАЕВА» Факультет «Информационные технологий» СРО(реферат) СРО: Различные подходы к определению государства, выражающие его сущность Дисциплина: Основа права и антикоррупционной деятельности Группа: «6В07101 - Автоматизация и управление производством» Выполнил: Утеуов Мажит Обучающийся (ФИО): Утеуов Мажит Тулеуханулы Проверила: К.и.н., профессор Нурсултан М.У Содержание: Введение………………………………………………………………………….3. Различные подходы к сущности государства………………………………….5. Заключение……………………………………………………………………….7. Список использованных литератур……………………………………………..8. Введение На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь. Эти и другие им подобные вопросы каждый раз по-особому встают и с неизбежностью будут вставать перед каждым новым поколением людей - исследователей государственно-правового материала. Неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена прежде всего самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления. Вместе с тем она в значительной мере предопределяется также сугубо субъективными факторами - неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правов х явлений разными людьми, а кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления. Важно также иметь в виду, что неоднозначность восприятия, а следовательно, и многозначность подходов к определению понятия государства обусловливаются и усугубляются еще и тем, что данным термином "обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления". Сущность государства как общественного явления представляет собой “многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы”. Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил дать “универсальное” определение сущности государства – государство есть “лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства”. Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а потом ряда других государств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведенную формулировку. Это позволило сделать вывод, что развитие государства – сложный диалектико-логически процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные. Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается”. Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности изменяется и социально-экономически я сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида. Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией. Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути. В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивидов, которая органически включается в общую, экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие; всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, “сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит приближений его к коренным интересам и потребностям общества и личности”. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу. В каждом конкретном государстве есть общее, характерное дня всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Различные подходы к сущности государства Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями разных эпох и различных научных направлений. Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных, начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает”. Цицерон видел в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций), общую безопасность (Гоббс), общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека. Немецкий юрист Р. Моль считал государство постоянным, единым организмом таких установлений, которые, руководимые общей волей, поддерживаемы и приводимы в действие общей силой, имеют задачей достижение дозволенных целей определенного на данной территории народа. Заслуживает пристального внимания то, как определяли понятие государство русские юристы. Преданные длительному игнорированию со стороны советских властей, эти идеи представляют сейчас реальный интерес. Коркунов, например, представляет государство как “общепризнанный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”. Трубецкой считает государство союзом людей, властвующим самостоятельно и исключительно на определенной территории. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Хвостов, Шершеневич и Кокошкин. Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”. Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является “организатором “общих дел”, вытекающих из природы всякого общества”. Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала. Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение. В середине XX века возникает ряд теорий: - “государство всеобщего благоденствия”, - “плюралистическая демократия”, - “правовое государство” и др. Все теории видят главную задачу современной государственности - в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.). Взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые. характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические, периоды существенное влияние оказывают и. субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в, практике государственного строительства. Марксистско-ленинско представление о государстве как орудии классового господства в нашей стране до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. “Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил”. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об “истинности” и “универсальности” теории классового государства. Приверженность лишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинска наука кризис и загнивание капитализма; империализм как преддверие социалистической революции, не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Итак, подавляющее число мыслителей прошлого рассматривали государство, в основном, с точки зрения социологии и права. А представители марксистко-ленинског учения считали основным признаком любого государства классовость, без учета которого невозможно дать определение государства. Заключение Проанализировав основные подходы к определению государства можно свести их к более обобщённому. Так в широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично- властными структурами, олицетворенными в государственно-правов х институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом. Государство является главным институтом политической системы и основным субъектом политики как система органов власти. Подавляющее число мыслителей прошлого рассматривали государство, в основном, с точки зрения социологии и права. А представители марксистко-ленинског учения считали основным признаком любого государства классовость, без учета которого невозможно дать определение государства. Список использованных источников литературы 1. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления: учебник / Г.В. Атаманчук – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2007 2. Гегедюш Н. С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Н.С. Гегедюш– М.: Высшее образование, 2008. 3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н.И. Глазунова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 4. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-110077 |