Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Нового времени XVII – XVIII в.в.

  • 4 типа идолов :1. идолы или призраки рода

  • 4. идолы театра

  • 3 типа отношения

  • 2. тип муравья

  • 2 вида опыта :1. внешний

  • Лекции 7-8. 7. Лекция Философия средневековья


    Скачать 26.48 Kb.
    Название7. Лекция Философия средневековья
    Дата31.05.2022
    Размер26.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 7-8.docx
    ТипЛекция
    #561075

    7. Лекция:

    Философия средневековья

    1. Патристика: этапы развития и основные идеи

    2. Схоластика: номинализм и реализм
    Период развития философии средневековья – II в. н.э. – XIII – XIV второго тысячелетия. Она развивается в период становления и развития христианства: новой религии, нового религиозного мировоззрения, когда возникают новые идеи, новые задачи и новые акты познания человека.

    Средневековье это время господства Текста, т.е. описания божественных дел, которые надлежало изучать, знать, чтобы им следовать. Средневековье основано на библейских сюжетах, в которых содержалась абсолютная истина, и потому философии надлежало не искать истину, а только искать аргументы, ее подтверждающие. Античное время искало истину везде и во всем. В средневековье истину искать не следовало, нужно было только обратиться к Тексту – Слову Бога, истина которого абсолютна. Древнность Текст служила своеобразным критерием его истинности.

    И потому интерпретция Текста становится главной целью философии.

    В развитии средневековой философии сложилось несколько ее исторических форм:

    1. патристика II –III в.в. А в ней:

    2. апологетика II – IV в.в.и

    3.систематика V – VII в.в.

    Патристика (от лат. слова патер (отец) – учение отцов церкви) – это период, когда утверждаются основные идеи христианства и когда совершается защита христианских идей от античной философии, от различных ересей, по иному, нежели христианство, объяснявших Бога, и от социальных институтов, в частности, от императорских гонений на христиан.

    Разносторонняя защита христианства и дала особое название периоду ранней философии – апологетика – (апологет – защитник, апология – защита), основными философскими проблемами которой стали следующие:

    1. соотношение веры и разума:

    2.доказательства бытия Бога:

    3. проблема теодицеи – богооправдания.

    Основные представители периода Апологетики.

    Тертуллиан (II в.), в работах которого дано обоснованности идеи, что постижение Бога совершается в первую очередь путем веры, так как Бог есть всеобщее абсолютное начало, в силу чего ограниченными средствами разума невозможно его постичь и объяснить, и потому Бог должен утверждаться только верою. «Верую, ибо абсурдно» (бездоказательно – афоризм, приписываемый Тертуллиану).

    Великий Аврелий Августин и по канонизации Августин Блаженный IV в. Его философия строится на двух началах отношения к Богу: на вере и разуме: вера направляет разум в понимание и постижение Бога, разум же укрепляет веру в её исходных посылках, в её исходных началах.

    Учение Аврелия Августина изложено в большой работе «Исповедь» и « О двух градах: земном и небесном». Он разъясняет, что разум вступает в действие вослед за актом веры.

    В работе «О двух градах…» Августин излагает впервые в истории концепцию исторического прогресса -- история направляется от золотого века прошлого к будущему справедливому общему устроения мира, которое именуется им раем, где не будет негативных общественных действий и актов, воцарится господство справедливости, равенства, любви, красоты и богатства. История, по Августину, направляется Божественной волей или провидением, и потому эта концепция получила название провиденциализм.

    Среди доказательств бытия Бога широкое распространение получил метод негативной диалектики (своеобразный метод доказательства от противного) – если существует земной мир, в том числе и человек, которые несовершенны по природе своей (смертны, греховны и т.п.), то тем паче бытием должен обладать Бог как наисовершеннейшее Начало. Или в более доступной форме: если бытием обладает несовершенный человек, то тем паче им обладает совершенный Бог. Значит, Бог есть.

    И особая заслуга в доказательстве бытия Бога принадлежит великому

    Фоме Аквинскому, который создал пять рационалистических доказательств бытия Бога.

    Третья философская проблема – проблема богооправдания. Какова природа зла, если мир создан Богом по любви и благоволению? Решение этой проблемы достаточно простое: зло порождается несовершенным человеком, который не может распоряжаться великим божественным даром – свободой воли и свой разум направляет по пути зла. Зло имеет земное происхождение, а не небесное.

    Второй этап развития патристики это систематика – время оформления христианского учения в строгие догматы, каноны, молитвы и обряды, это время формирования обрядовости богослужения, это время формирования институтов церкви как мест единения человека с Богом, как пространств очищения человека от пут греховности. Это время широкого распространения ценности христианских идей.

    Великими мыслителями и святыми этого времени почитаются Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, проповеди и религиозные идеи которых и по настоящее время канонически освящают богослужения.

    Схоластика средневековья охватывает период VIII – начало XIV в.в. Буквальное этимологическое значение слова «схоластика» означает «школьная философия». В европейской культуре в конце первого тысячелетия начинается формирование образовательных центров – духовных школ, в учебной программе которых значилась схоластика – уроки толкования религиозных текстов в целях уяснения их смысловых образов.

    И вследствие такой распространяющейся практике в дальнейшей исторической традиции за этим понятием укрепилось его понимание как рассуждения о смысловой коннотации слов.

    Другое смысловое значение понятия «схоластика» сводится к его

    методологическому назначению: это стиль философствования, основанный на логической последовательности и непротиворечивости рассуждения. При этом схоластическое суждение выстраивается как констатация общего положения, из которого следует суждение частного характера. Наиболее конкретный тип схоластического рассуждения был воплощён Фомой Аквинским в доказательствах бытия. В частности, кинетическое доказательство построено им следующим образом:

    1. Все вещи находятся в движении.

    2. Следовательно, есть единое начало всех движений.

    3. Такое начало движений есть Бог.

    К XIII в. в практике философских рассуждений утверждается приоритет разума, который логической строгостью, последовательностью суждений, их непротиворечивостью обосновывает истинность рассматриваемых проблем.

    Стержнем средневековых дискуссий была проблема универсалий – понятий, обладающих безусловной истинностью – объективностью, конкретностью, непротиворечивость. Споры об универсалиях сформировали два философских течения – номинализм и реализм.

    Номинализм – философское учение, логически обосновывающее истинность тех понятий, которые обозначают единичные начала: вещи, состояния, процессы и т.п., т.е. их имена. Nomine – имя, а потому и номинализм как философское учение, признающее универсальным имя единичной вещи, поскольку оно достоверно в си Лу объективности и неизменности. Одним из представителей номинализма является великий мыслитель XIII в. У.Оккам, рационально обосновавший универсализм имени вещи. Ход его рассуждений таков:
    1. Бог создал мир по свободной воле и наделил каждую вещь особым именем.

    2. Среди прочего Бог создал особую вещь, которая содержит в себе божественное имя и одновременно наделена божественными началами: свободной волей и творческой силой. Это есть человек.

    3. Следовательно, в силу богоподобности, может создавать вещи и наделять их новыми именами. Но такие имена будут вторичными.

    4. А первичным именем является то, каким вещь наделяется в акте ее сотворения.

    Другое философское направление решения проблемы универсалий – это реализм, основанием которого является идея творческой силы человеческого разума. Реализм это философское учение, обосновывающее объективность и истинность всеобщих понятий, таких как благо, добро, красота, душа, дух, Бог. Природа, сила и т.п.

    Рациональное обоснование реализма дано в учении Фомы Аквинского, который полагал, что чем выше статус понятия, тем оно обладает большей степенью истинности, так как содержит в себе другие события, процессы и понятия. По мысли Аквинского, всеобщие понятия существуют в троякой форме:

    1. универсалии как Божественная данность – всеобщие понятия пронизывают бытие всюду, везде, всегда. Красота всегда является красотой, а благо – благом.

    2. универсалии присущи вещам – вторая ипостась их бытия – жить в каждой отдельной данности: в цветке, птиц е, времени года и в человеке и т.д.

    3. универсалии укоренены в мышлении человека, в идеях разума о бытии.

    Следовательно, всеобщность жития универсалий есть неоспоримое свидетельство их истинности (своеобразный теологический аналог конвенциональной концепции истинности).

    Таким образом, средневековая философия, будучи теологической по форме, содержательно развивала методологические принципы рационального обоснования знания. И потому можно заключить, что ее историическая ценность заключается в том, что:

    1. она обосновала традицию христианства

    2. она выработала культуру логических обоснований, логических рассуждений

    3. она сформировала культуру и традиции смыслового отношения к слову, понятию, тексту.

    4. утвердила парадигму творческого характера мышления человека (его креативность).

    Отмеченные ценности средневековой философии утвердились в практике философских рассуждений, а равно и в общественно-исторической практической деятельности людей, ориентированной на слово, текст, любое литературное творчество.


    Лекция № 8.

    Философия Нового времени XVIIXVIII в.в.
    Философия Нового времени подразделяется на английский эмпиризм XVII в., французский рационализм, немецкая классическая философия XVIII в., философия французских просветителей XVIII.

    Этот период в европейской истории, как и в нашей отечественной русской характеризуется – интенсивностью, развиваются социально – экономические отношения, что вызывало очень быстрое развитие научных исследований и особенно преуспела наука в английской королевской академии президентом которой был Исаак Ньютон. XVII – XVIIIв. Время быстрого развития техники и производства во всех странах в Европе и как следствие особенностью высокий престиж науки как таковой.

    Наука не тольков университетах, она почитается как наидостойнийший род занятий именно с этого времени сохранилась идея о престижной ценности научного исследования. Философские поиски, философия этого времени в основном ориентируется на методологию познания. Методы способы и приёмы научного познания становится главным предметом философии и особенно английского эмпиризма XVIIв. представленного: Ф. Беконом, Д. Локком, Дж. Беркли.

    Центральной идеей английской философии была идея как возможно наиболее полное знание, с помощью каких методов, можно его достичь.

    Философия даёт 3 концепции отношения субъекта и объекта. В них представлена эволюция опытного знания или эволюционного эмпиризма.

    Ф. Бекон создаёт теорию индуктивного метода и излагает его в книге « Новый органом». Суть этого метода:

    1.перечислить все изучаемые свойства

    2.найти факты с отрицательным значением изучаемого явления

    3.сравнить положительное и отрицательное

    4.извлечь, сделать вывод о действиях положительных свойств.

    Ф.Бэкон по праву считается основоположником индуктивного метода. В своей теории он анализирует при роду человеческих заблуждений, которые мы совершаем в процессе познания. Эти ошибки Бекон назвал идолами или признраками. Он различает 4 типа идолов:

    1. идолы или призраки рода – те заблуждения, которые человек совершает по своей природе.

    2. идолы пещеры – ошибки, заблуждения вызванные способом и характером воспитания.

    3. идолы рынка – слова и понятия, идеи которые мы усваиваем, как социальные существа, в толпе, в коллективе и употребляемые их не обдуманно, это фактически мифы улицы, толпы.

    4. идолы театра - усвоенные как привычка идеи и слова, игра слов, которыми пользуется человек не критически.

    Ф. Бекон считает, что любое познание во избежание ошибок должно быть направлено строго на объект познания, ибо в субъекте много ошибок.

    Ф. Бекон приводит 3 типа отношения познавающего к познаваемому:

    1. тип паука (схоласт) – ибо паук тянет паутину (слова) только из себя, чтобы опутать им собеседника (муху).

    2. тип муравья – собирает бесконечное число фактов, не умея сделать вывод и факты остаются мертвым понятием.

    3. тип пчелы – собирает нектар (факты) и в свою очередь производит мёд (новое знание).

    Развитие эмпиризма представлено в работах Д. Локка – сенсуалиста. Он представляет проблему (акт) познания, в действительной форме открывая противоречивость и объекта и субъекта. Объект имеет первичные качества: форму, тяжесть, (вес), объем. И вторичные качества: цвет, запах, вкус. Первичные качества задаются природой самого объекта. Вторичные задаются субъектом познания. Познание должно быть ориентировано на изучение первичных качеств. В познание всегда будет присутствовать субъективность. В том числе время у субъекта.

    Д. Локк открывает 2 вида опыта:

    1. внешний (чувственный) – то, каким мы видим объект.

    2. внутренний (рефлексивный) – опыт внутреннего мышления,воображения, размышляющего внутри о том, что уже имеется в мышлении (мысль о мысле).

    Он утверждает, что научное знание должно исходно ориентироваться на первичные качества объекта и затем на внутренний опыт субъекта.

    Д. Беркли, который абсолютизирует субъект в процессе познания утверждает, что все познания начинается с ощущения, без чувственного восприятия не имеет смысла никого познания.

    Только ощущение достоверно свидетельствует о наличии объекта. За пределами восприятия нельзя говорить чтобы то ни было объекте. Кредо философии Беркли выражено в следующей фразе: esso percipi – существовать – значит быть воспринимаемым.

    Беркли делает парадоксальный вывод, что познание ограничено пределами и возможностями познающего субъекта. Без субъекта нет объекта.

    Это философское учение абсолютизирует, преувеличивает роль единичного субъекта. Оно получило наименование солипсизм.

    В целом же английский эмпиризм развивается от абсолютной ценности знания объекта (Бэкон), через двойственность объекта и субъекта (Локк) к абсолютной ценности субъекта (Беркли).

    Беркли является представителем субъективного классического идеализма.


    написать администратору сайта