история. 7. Образование Казахского ханства как закономерный результат политического развития на территории Казахстана в 1415вв
Скачать 34.81 Kb.
|
7.Образование Казахского ханства как закономерный результат политического развития на территории Казахстана в 14-15вв. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Могулистана. В XV в. ханство Абулхаира и Могулистан утратили былую мощь и пришли в упадок. К тому же в обоих ханствах шла непрерывная междоусобная борьба за власть. Наиболее влиятельные вожди племен Жетысу и на востоке Дешт-и-Кыпчака стремились к политической независимости и искали себе могущественных покровителей. Предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного ханства являлись беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV в. Султаны Жанибек и Керей сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они откочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство. Главное отличие Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе местных исторических, экономических, этнических предпосылок. Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем за пределы ханства. В такой обстановке на юге Казахстана хан Абулхаир стал расправляться с теми, кто не хотел повиноваться его власти. Эти действия еще больше усиливали отчуждение султанов и народных масс от своего правителя. Султаны Жанибек и Керей во главе с недовольными Абулхаиром племенами откочевали в Жетысу, которое входило в состав Могулистана. Есен-Буга (1434–1462 гг.) – правивший в это время в Жетысу хан Могулистана – благосклонно принял султанов Керея и Жанибека и выделил земли им для поселения на берегах реки Шу. У хана Есен-Буги были свои планы: он хотел использовать султанов в борьбе против хана Абулхаира.Есен-Буга также хотел использовать силы казахов для отпора ойратам, которые в начале XV в. не раз нападали на Жетысу. Поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жанибек создали здесь в 1465–1466 гг. Казахское ханство со ставкой в Козыбасы. Процесс образования и укрепления Казахского ханства описал в своем труде «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати. Согласно его сообщению, временем образования Казахского ханства считают 870 год хиджры (1465–1466 гг.). Султаны Керей и Жанибек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – Керей. Его советником стал Жанибек. Жанибек был сыном Барака, последнего хана Ак Орды, а Керей – сыном его старшего брата Болата.Откочевав из ханства Абулхаира в 50–70-х гг. XV в., около 200 тысяч человек собрались на единой территории под властью Керея и Жанибека. Сначала Казахское ханство занимало земли Западного Жетысу, поймы рек Шу и Талас. К концу XV в. Казахское ханство относительно сильно укрепилось экономически, что привлекло туда другие разрозненные казахские племена. Первые казахские ханы ставили перед собой следующие задачи: 1) восстановить порядок использования пастбищных угодий, прежде существовавший в Дешт-и-Кыпчакской степи, что отвечало интересам кочевых скотоводов; 2) подчинить Казахскому ханству присырдарьинские города (Сыгнак, Сузак, Отрар, Туркестан и др.), расположенные вдоль торгово-караванных путей; 3) объединить казахские племена с целью создания единой этнической территории казахов. В 1470 г. войска хана Керея вторглись в Туркестан, а хан Жанибек – в Сузак. Вскоре и Сауран вошел в состав Казахского ханства. Образование Казахского ханства и его укрепление способствовали прекращению феодальных междоусобиц и распрей внутри страны. Был наложен запрет на межплеменные разборки, восстановлены традиции пользования пастбищами и земельными угодьями. В ханстве воцарились мир и спокойствие, начался процесс единения казахской народности. 97.Статья Президента РК К.К.Токаева «Абай и Казахстан в XXI в» В статье Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке» творческое наследие великого просветителя рассматривается в контексте развития и вызовов мировой духовности. В работе красной нитью проходит мысль о том, что у каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих — визитная карточка народа и земли, взрастившей их. Так, Касым-Жомарт Токаев в своей статье подчеркивает, что имена Лао-цзы и Конфуция ассоциируются с Китаем, Достоевского и Толстого - с Россией, Вольтера и Руссо - с Францией. По мнению Президента, мы должны стремиться к тому, чтобы упоминание имени Абая во всем мире рождало ассоциации с Казахстаном. Ведь известные люди любой страны - это отдельная страница истории и культуры. Их биографии и достижения - это то, что должен знать каждый гражданин. - Наверное, недостаточно только ограничиваться знанием, нужно, чтобы и другие люди, другие народы знали о достижениях нашей страны… Статья Президента Касым-Жомарта Токаева призывает нас, казахстанцев, узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана, одним из которых является Абай. В этой связи, как показал Глава государства, в республике проводится масштабная работа по популяризации наследия великого Абая не только в нашей стране, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья. Он упомянул о литературном челлендже - об эстафете, которую подхватили не только в Казахстане, но и за рубежом.К поэтической эстафете, начатой Ляйлим Шамшырак, подключились сам Президент, певец Димаш Кудайберген, композитор Игорь Крутой, бывший посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов и многие другие. У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, и его размышления представлены в книге наставлений «Гаклия» («Слова назидания»), цитаты из которых щедро использовал в качестве примеров Касым-Жомарт Токаев. В словах-назиданиях Абай последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали. Гуманист Абай очень высоко оценивал возможности и значение человека. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь - образование, мораль, духовный рост, и задача нашего вуза состоит в том, чтобы донести эту мысль Абая до каждого студента. 27.Цели,задачи,методы и темпы Коллективизации Коллективизация - политика насильственного преобразования сельского хозяйства в СССР в конце 20-х - 30-х гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Цели коллективизации: - ликвидация кулачества как класса, - укрепление тоталитарного государства в борьбе с кулаками, - получение средств на индустриализацию в стране, - механизация сельского хозяйства, - централизованное управление сельским хозяйством, - налаживание эффективного сельскохозяйственного производства, - получение дешевой рабочей силы, - повышение эффективности труда. Одной из главных причин коллективизации можно считать хлебозаготовительный кризис (1927 - 1928гг.). Признаки кулацкого хозяйства: применение наёмного труда; наличие мельницы, маслобойки, сушилки, крупорушки и т.д.; сдача в аренду сельскохозяйственных машин и помещений; торговля и ростовщичество. Осуществление коллективизации в 1929 – 1937гг. 1929 год стал для Советского Союза началом сплошной коллективизации. В популярной статье И.В.Сталина «Год великого перелома» опубликованной 7 ноября в газете «Правда» главной задачей было признано ускоренное строительство колхозов, решение этой задачи через три года поможет сделать СССР одной из самых хлебных стран в мире. Выбор сделали за раскулачивание, огосударствления экономики деревни, ликвидацию единоличных хозяйств, разгром рынка хлеба. 1929 год стал началом сплошной коллективизации Советского Союза. Голод собрал в Казахстане обильную дань. Например, согласно результатам первой переписи 1926 года на территории Казахской АССР проживало 3628 тысяч коренного населения. Но уже через 12 лет по переписи 1939 года фиксируется убыль в 1321 тысяч человек, то есть происходит уменьшение совокупности на 36,7%. Каковы итоги коллективизации? По данным статистики она нанесла мощный удар по агарной экономике. В результате коллективизации произошло сокращение посевных площадей, урожая зерновых. Сократилось, причем резко количество скота. 47. Особенности политических репрессий казахской национальной интеллигенции в 1940-1950-е гг Как известно, политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и в начале 50-х гг. На этот раз они были связаны с перетряской на идеологическом фронте. В Казахстане они охватили область науки, литературы и искусства. Объектом жестокой критики cтала «История Казахстана», изданная еще в 1943 году. Оценка антиколониальных восстаний в Казахстане, данная в этой коллективной работе, вызвала в научной среде острые дискуссии. В это же время вышла монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837-1847 гг. Взгляды автора, данные в этой работе, были объявлены развитием концепции буржуазных националистов, и монография Е. Бекмаханова была признана политически вредной. Вскоре было сфабриковано так называемое «дело Бекмаханова». Незамедлительно последовала расправа над ученым: изгнание из университета, исключение из рядов партии, лишение научных степеней и званий. «Дело Бекмаханова» было передано в суд.2 декабря 1952 тода коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы. В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменра, Е Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики. 55. Политическая реабилитация государственных и общественных деятелей и оценка ее «половинчатого» характера В феврале 1956 года в Москве прошел ХХ съезд партии, который разоблачил культ личности Сталина. Благодаря 3-х часовому докладу Н. Хрущева все злодеяния сталинского тоталитарного режима, механизм массовых политических репрессий были изобличены. Выполняя решения съезда о преодолении последствий, руководство страны выпустило и реабилитировало из тюрем и лагерей миллионы людей – жертв политических репрессий. В этом состоит главная заслуга нового советского лидера. Вместе с тем процесс реабилитации не был полным, тысячи людей продолжали томиться в лагерях и тюрьмах. В Казахстане не были реабилитированы представители национально-либеральной интеллигенции, бывшие члены партии «Алаш». Не были восстановлены в своих правах некоторые депортированные народы, которые не смогли вернуться на свою историческую родину – крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы и немцы. 56. Развития народного хозяйства казахстана в 1965-1985 гг К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства. В 1970-1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32% от всех капиталовложений в народное хозяйство. Вкладывая капиталовложения в строительство объектов тяжелой промышленности, министерства забывали строительстве жилых домов, школ, вузов. Падение темпов роста производства, ухудшение структуры производства и качества продукции сопровождалось нарастанием и отставанием в сфере научно-технического прогресса. В экономике республики в 70-80-е гг. проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это прежде всего упрочение командно-административных методов управления. Система игнорировала экономические стимулы. Народное хозяйство несло огромные потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологи. Производительная активность также не повышалась, а снижалась. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, безынициативность, хищения и другие черты бесхозяйственного отношения к делу. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. 57.Экстенсивный путь развития экономики республики в 1965-1985гг В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых B середине 60-х. Поднять эффективность Общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет Экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности - более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко,Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы Мангышлакский, Каратау-Джамбульский,Павлодар-Экибастузкий.B основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленость, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик,причем часто они изготавливались Из казахстанского сырья.Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись. Командно-административные методы управления экономикой,игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности,отчуждение работников от средств производства,диктат центра привели экономику Казахстана к кризису.Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство,за исключением птицы,было убыточным. В 70-80гг. снизились реальные доходы населения 68.Значение и роль государственных символов в культурно-историческом наследии и формировании патриотизма 4 июня 1992 года – произошло важное событие: были приняты Государственные символы Казахстана. Важный атрибут государственной символики – герб, в переводе с немецкого языка означает «наследство» или «доля в наследстве». Флаг – особый знак самобытности, независимости, государственности. Его история, насчитывающая 5 тысяч лет, начинается на Ближнем Востоке. История казахского народа находится в генетической связи с историей саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Древние тюрки, исповедовавшие тенгрианство поклонялись Голубому небу, Солнцу, Воде, Воздуху, Земле. Поэтому голубой цвет флага и символика отражают историческую преемственность народов, проживавших на территории Казахстана. Орел, изображенный на флаге, известен как символ власти и силы Гимн, олицетворяющий духовное единство, является еще одним важнейшим государственным символом. За годы независимости было принято два Гимна (1992,2006). Авторами текста первого Гимна были Т.Молдагалиев, М.Алимбаев, К.Мырзалиев, Ж.Дарибаева и композиторы М.Толебаев, Е.Брусиловский, Л.Хамиди. Мелодия гимна советского периода осталась без изменений. Однако, 9 мая 2000 года Глава государства Н.А. Назарбаев поставил вопрос перед правительством о не- обходимости замены Гимна. В результате в январе 2006 года песня «Менің Қазақстаным» стала официальным Гимном. Песня была написана в 1956 году Ш.Калдаяковым и Ж.Нажимеденовым. Этот марш, сочиненный в годы освоения целины, создавался с целью пробуждения национальной гордости и духа казахского народа. Он звучал и в декабре 1986 года. Сегодня наши Государственные символы широко известны в мире. Республика Казахстан признана всем миром. Флаг нашей страны развевается на флагштоке перед зданием Организации Объединенных Наций и зарубежными представительствами Казахстана. Казахский Голубой Флаг побывал в космосе вместе с Талгатом Мусабаевым. Во время церемоний награждения казахстанских спортсменов на международных соревнованиях звучит наш Гимн и поднимается Голубой Флаг. Это все является предметом особой гордости для каждого гражданина Республики Казахстан. 86.Значение достижений спортсменов суверенного Казахстана на международных соревнованиях Казахстанский спорт за прошедшие годы независимости страны знал немало ярких запоминающихся страниц. Наши успешные спортсмены не только вызывали чувство гордости и радовали своих соотечественников, но и заявляли всему миру о нашей молодой суверенной республике. В том числе, благодаря этим достижениям, о Казахстане узнал весь мир. Сегодня мы вспоминаем большие победы на международной арене. Первая, по-настоящему значимая победа сборной Казахстана произошла еще на заре независимости. На зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере золотую медаль завоевал лыжник Владимир Смирнов, который вмиг стал национальным героем. За всю историю игр казахстанцы завоевали 72 медали, 15 из которых – высшей пробы. Первые медали нам принесли соотечественники в 1996 году в Атланте. Это был первый опыт сборной страны, выступившей самостоятельной командой на летних играх. В 2004 году в Афинах Казахстан завоевал лишь одну золотую медаль, но какую! Боксер Бахтияр Артаев оставался последней олимпийской надеждой страны, который мог принести золото. И он сделал это. В 2008 году в Пекине казахстанцы завоевали два золота. В 2012 году в Лондоне Казахстан вернулся к своему стандартном набору золотых медалей, вновь завоевав три награды высшей пробы. В 2016 году Олимпиада в Рио-де-Жанейро принесла Казахстану те же три золотые медали. Также наши спортсмены становились чемпионами мира в боксе, дзюдо и других видах спорта. Несомненно, мы испытываем гордость за страну, когда наши спортсмены поднимаются на высшую ступень. И мы верим, что флаг республики еще не раз будет поднят в честь победы наших соотечественников! Идея «Малого Октября» – суть и последствия Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. руководителем краевой партийной организации. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости «пройтись по аулу Малым Октябрем». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции. Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла. Не имеющие скота хозяйства не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам. Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать имущество и скот около 700 хозяйств. Согласно документам, скот был отобран у 696 хозяйств, однако наделе это цифра была гораздо выше. Следует заметить, что конфискации подвергались не только крупные скотовладельцы, но и середняки, замеченные в нелояльности властям. Усиливался также налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога. Так, в 1927-28 гг. 4% хозяйств уплатили 33% всей суммы налогов. Кроме того, существовала система «самообложения», по которой сумма могла превышать первоначальную в два-три раза. 72.Основные приоритеты Стратегия "Казахстан-2030" "Казахстан-2030" — программа развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученная в Послании Первого Президента страны народу в 1997 году. В программе были утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года: Национальная безопасность. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Энергетические ресурсы. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Профессиональное государство. 83.Основные направления политики по делам молодежи Молодежная политика в Казахстане осуществляется на основе Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», принятый 9 февраля 2015 года; Для реализации молодежной политики были приняты более тридцати нормативно-правовых актов. Правовыми основами формирования и развития государственной молодежной политики являются Конституция РК Основные направления государственной молодежной политики Основными направлениями государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются: 1) обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи; 2) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; 3) содействие предпринимательской деятельности молодежи; 4) государственная поддержка молодых семей; 5) обеспечение условий для реализации конституционного права на получение среднего бесплатного образования молодежью; 6) обеспечение условий для воспитания и всестороннего образования молодежи; 7) обеспечение гарантий прав и социальной защиты молодежи - инвалидов и воспитанников детских домов; 8) обеспечение условий для патриотического и гражданского становления молодежи; 9) обеспечение условий для развития национальной культуры и языка у молодежи; 10) обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни; 11) обеспечение социальной помощи молодежи, нуждающейся в социальной поддержке; 12) обеспечение условий для культурного досуга и отдыха молодежи; 13) государственная поддержка талантливой молодежи; 14) сотрудничество уполномоченных государственных органов по осуществлению молодежной политики с молодежными некоммерческими организациями; 15) содействие международному сотрудничеству молодежи. 87.Основные приоритеты стратегии «Казахстан - 2050» В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов: 1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. 2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики. 3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность. 4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. 5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. 6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности. 7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. 95.Конфессиональная политика Казахстана в контексте вопросов безопасности Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма». Для обеспечения конфессиональной безопасности общество должно своевременно реагировать на специфические угрозы и риски, возникающие в данной сфере, учитывать все социокультурные, этнические, собственно религиозные и геополитические факторы, особенности духовно-культурного и исторического наследия нашей страны. I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23-24 сентября 2003 года в Астане. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма и буддизма. По итогам форума была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и сохранению стабильности в обществах. Успех мероприятия был закреплен в Решении I Съезда, проводить межрелигиозный форум на регулярной основе – не реже одного раза в три года. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 12-13 сентября 2006 года в Астане. Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума здании «Дворце мира и согласия». По итогам второго Съезда участники приняли совместную Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В этом документе отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» на «культуру мира». III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в котором приняли участие уже 77 делегаций из 35 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки состоялся 1-2 июля 2009 года в Астане. Главной его темой стала повышение роли духовных лидеров в позитивном решении любых вопросов, в контексте их посильного вклада в обеспечение толерантного мира, основанного на взаимном уважении и сотрудничестве. По итогам третьего Форума участники приняли совместную Декларацию, в которой призывают общественность постоянно поддерживать и способствовать усилиям религиозных лидеров и организаций для установления истинного межрелигиозного диалога, способствовать поддерживать диалог религий и цивилизаций, направленный на улучшение взаимопонимания и уважения. IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 30-31 мая 2012 года в Астане. Главной тематикой IV Съезда стала «Мир и согласие как выбор человечества». В форуме приняло участие 85 делегаций из 40 стран мира. По итогам работы Съезда принято Обращение его участников. В этом документе прозвучал призыв, наполненный высоким духовным смыслом. Религиозные лидеры обратились ко всему человечеству – стремиться к взаимодействию, согласию и миру, справедливости и созиданию во имя будущего нашей планеты. V Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 10-11 июня 2015 года в Астане. Тема форума - "Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития". V Съезд состоял из двух пленарных сессий и четырех секционных заседаний. Темами дискуссий на секционных заседаниях стали: "Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством", "Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации", "Религия и политика: новые тенденции и перспективы", "Диалог на основе взаимного уважения и понимания между лидерами мировых и традиционных религий ради мира, безопасности и гармонии". В рамках форума прошло второе заседание Совета религиозных лидеров. По итогам V съезда лидеров мировых и традиционных религий его участники приняли Декларацию. |