билеты. 76. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан с крупными компаниями сша, Западной Европы, ЮгоВосточной Азии и Ближнего Востока
Скачать 48.46 Kb.
|
В рамках дальнейшей реализации программы «Культурное наследие» в Концепции на 2009–2011 годы намечены приоритетные направления: Продолжить работы по реставрации и консервации объектов историко- культурного наследия. Планируется отреставрировать золотые сокровища нашей государственности – курганы Иссык, Берель и ряд значимых памятников в городе Туркестане (мавзолеи и захоронения ханов Есима, Тауке, Жангира, бия Казыбека, батыров Богенбая, Жанибека, Жаугаша и Койгелды) и городище Отрар — духовной колыбели, имевшей крупнейшую в мировой истории библиотеку, а также формирование их в качестве национальных символов. Все перечисленные объекты являются священными символами и священными местами, консолидирующими народ. Пропагандировать национальное историко-культурное наследие на международном уровне. Изучать и воссоздавать памятники истории и культуры, непосредственно связанные с историей Казахстана в странах ближнего и дальнего зарубежья (осуществить реставрацию копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями, найденными на территории Монголии и других стран). Успешно осуществлены зарубежные проекты– реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске. Будут созданы высококачественные и содержательные документальные фильмы о курганах Берель и Иссык, памятниках в городе Туркестане и городище Отрар, других исторических местах Казахстана и организованы их показы по мировым телеканалам, таким, как «Би-би-си» и «Дискавери». Такие проекты будут содействовать мировому признанию казахской земли и увеличению потока туристов. Провести широкомасштабные научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа, в том числе историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной культуры (Единственный в мире уникальный музей сакской культуры под открытым небом намечено создать на северо-западе Алматы). Продолжить обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, выпустить серийные издания по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана. Развивать культурный туризм на базе исторических мест Великого Шелкового пути, проводить мероприятия, раскрывающие их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ, станет одним из основных стратегических направлений государства. Территорию Казахстана необходимо представить миру как основную ветвь Великого Шелкового пути, создать систему конкретных маршрутов по музеям-заповедникам. Каждый музей должен отражать пройденный народом путь, показывать поэтапно историю Казахстана. Музеи-заповедники ярко представят быт кочевников, передавая атмосферу, создавая ощущение той эпохи. Включить накопленные и систематизированные знания в учебный процесс. Одна из главных задач – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны. В Республике Казахстан растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но молодежь, не усвоившая духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Долг государства заключается в воспитании молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу. Обеспечить подготовку профессиональных кадров. Необходимо: обеспечение подготовки специалистов – переводчиков, историков и этнографов, которые сумеют осуществить качественный перевод исторического наследия и национального фольклора на другие языки и перевод на казахский язык важнейших материалов по разным сферам мировой науки и общественной мысли; реставраторов для восстановления древних сокровищ; Обеспечение участия молодых специалистов в международных обучающих программах; Организация стажировок работников культуры на базе лучших организаций культуры страны и зарубежья; Организация обмена опытом в страны ближнего и дальнего зарубежья. Президент Н. Назарбаев о перспективах и значении программы «Культурное наследие» (Астана, 13 февраля 2007 года): «Для чего была задумана такая масштабная программа, что она дает нам? Хочу подчеркнуть, что программа „Мәдени мұра“ („Культурное наследие“) отнюдь не ограничивается сугубо утилитарными целями восстановления нашего историко-культурного наследия. Ее главное предназначение — достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение. Во-первых, речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации, что является одной из важнейших духовных основ нашей государственности Национальное возрождение может произойти только тогда, когда оно покоится на живительной почве многовековой культуры, питается благородными соками исторического прошлого… Восстановление историко-культурного наследия — это еще и воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего. Во-вторых, программа „Мәдени мұра“ стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности. В эпоху глобализации историко-культурное наследие — основа самоидентификации… В-третьих, усилия по реализации данной программы приводят к постепенному формированию нового культурно-исторического ландшафта страны… В-четвертых, реализация госпрограммы „Культурное наследие“ имеет большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре. Овладение культурным наследием — это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения». Комплексное решение обозначенных проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана. 78. Возрождение исторического сознания. «Семь граней Великой степи». Новая статья Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Семь граней Великой степи» является логическим и конструктивным продолжением идей, высказанных им ранее в программе «Рухани жаңғыру». Лидер нации поставил перед научным сообществом задачу, не принижая роли других народов в истории, раскрыть и показать мировое значение достижений материальной и духовной культуры Великой степи. Великая евразийская степь тянется посредине Евразийского континента, от Уссури до Дуная, окаймленная с севера сибирской тайгой, а с юга – горными хребтами. Западная часть Великой степи как вмещающий ландшафт культурного ареала включала, в прошлом, не только территорию Казахстана, но и степи Причерноморья и даже, в отдельные периоды истории, венгерскую пушту. Как известно, в евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита. Так, в ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч лошадей. Глава государства указал на то, что впервые в мировой истории лошадь была приручена в Казахстане 5000 лет назад. Таким образом, среди обстоятельств, позволивших появиться феномену «Великой степи» как явлению мировой цивилизации, одно из первых мест принадлежит приручению лошади. Она была не просто видом транспорта, лошадь была «танком» тех времен и незаменимым партнером воина. Лошадь также доставляла несравненный степной напиток – кумыс, обеспечивала кочевника мясом на зиму. Кочевание на дальние расстояния также не могло обойтись без лошади. В древности кочевники Евразии разводили также двугорбых верблюдов – бактрианов. Обнаруженные изображения верблюдов на скалах, а также их глиняные статуэтки. Тюрки успешно разводили разные породы овец. Выведение пород скота, способного к сезонному кочеванию, выработка методов использования пастбищ и водных ресурсов территории позволили создать экологическую материальную базу развития кочевой цивилизации. При отсутствии внешних воздействий такая цивилизация вела к интенсификации производства, без ущерба экологии, что очень важно и в наше непростое время. Затрагивая вопрос о роли кочевников в мировой истории, Президент РК подчеркнул, что кочевниками были изобретены штаны, которые сейчас носит весь мир, седло, стремена, сабля. Номады довели до совершенства стрельбу из лука на скаку, первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника, что привело к появлению тяжеловооруженной конницы. В статье показано, что казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, была одним из первых центров появления цветной металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа. Обращаясь к искусству древних кочевников, лидер нации, высоко оценивает значение «звериного стиля», который, по его мнению, является одной из высочайших вершин в мировом искусстве. «Золотой человек», костюм которого состоит из 4000 золотых пластин, найден только на территории Казахстана и представляет собой непревзойденный и уникальный шедевр мирового искусства. Глава государства высоко оценил также достижения тюркской цивилизации, представляющей симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, а в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи. Кочевники обеспечивали безупречную организацию и безопасность на всем протяжении Великого шелкового пути. Степная зона соединяла китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации. С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй. По мнению Президента РК, именно во времена господства тюрков в Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе. Казахстан является родиной яблок и тюльпанов, что подтверждается научными исследованиями. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов нашей страны носит название «Алматы», отметил Глава государства. Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов и большая их часть – «потомки» наших местных цветов. В Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов. В заключение своей статьи, Президент РК отметил, что все эти вопросы требуют серьезного осмысления. Они касаются фундаментальных основ нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа. В связи с этим, он поставил вопрос о необходимости модернизации исторического сознания казахстанского общества. Президент РК считает, что эту работу следует начать с таких крупных проектов, как: Архив-2025. Великие имена Великой степи. Генезис тюркского мира. Музей древнего искусства и технологий Великой степи. Тысяча лет степного фольклора и музыки. История в кино и на телевидении. По мнению главы государства, все эти новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру» позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации. Президент выразил свое убеждение в том, что у народа, который помнит, ценит и гордится своей историей - великое будущее. «Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», - отметил в заключение лидер нации. 79. Съезды лидеров мировых и традиционных религий. Борьба против угрозы терроризма и экстремизма Наша республика исконно является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь вместе жили и трудились представители разных народов и этносов. Здесь складывались прочные культурные и хозяйственные связи, способствовавшие взаимному обогащению и процветанию. И это колоссальное богатство народ страны стремится сохранить и передать своим потомкам. За 30 лет своей государственной независимости Казахстан сумел проторить свой Казахстанский путь, создать собственную уникальную модель общества межэтнического и межконфессионального согласия. Сегодня в нашей стране живут представители более 130 народностей и этнических групп. Число религиозных объединений достигло 3088, представленных 17 религиозными конфессиями. То, что считалось едва ли не тонкой нитью, даже слабостью нашей государственности, Президент и правительство сумело превратить в стратегический ресурс развития республики. Именно поэтому Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, казахстанский народ созидает современное светское государство.Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь.Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие между ними диалога, способствуя полноценной реализации ими своих функций.Все вышеизложенное позволило накопить Казахстану богатый, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных религий, культур и цивилизаций. В свою очередь это способствовало формированию сходных ценностных ориентаций большинства населения страны, созданию толерантной атмосферы межконфессионального согласия и взаимоуважения. Глава государства Нурсултан Назарбаев, осознавая возрастающую роль религии в обществе, а также реальную угрозу со стороны террористических организаций, в 2003 году выдвинул беспрецедентную идею о проведении межрелигиозного форума духовных лидеров в столице Казахстана – городе Астане. Инициатива Н.Назарбаева была широко и позитивно встречена религиозными авторитетами, такими как: Генеральный секретарь Всемирной Исламской Лиги Шейхом Ат-Турки, Патриархом Русской Православной церкви Алексием II, Папой Римским Иоанном Павлом II, Главным ашкеназийским раввином Израиля Ионой Мецгером и многими другими известными в миру религиозными лидерами. Благодаря поддержке глав государств и лидеров мировых и традиционных религий на казахстанской земле 23-24 сентября состоялся Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий.Для участия в его работе в Астану прибыло 17 делегаций из 14 стран мира:Ислам был представлен делегациями из 5 стран: Саудовской Аравии, Египта, Индии, Пакистана, Ирана.В адрес Съезда поступили приветственные послания глав крупнейших мировых держав и всемирных организаций, а также высших иерархов различных церквей в лице Патриарха Русской Православной церкви Алексия II, Папы Римского Иоанна Павла II, Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, Патриарха Константинопольского Варфоломея. Каждый из них благословил эту встречу религиозных лидеров и пожелал успехов начавшемуся диалогу. Между участниками Первого Форума состоялся открытый обмен мнениями о роли религии в современном мире и общечеловеческом характере основных моральных ценностей всех религий. Был поднят важный блок проблем, связанные как с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, так и на необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умении учиться на традициях других народов. Таким образом, на I Съезде был сделан решительный шаг на пути укрепления согласия и установления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами. Было отмечено, что межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов. Работа Первого Съезда завершилась принятием Декларации, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и обеспечения стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем.По итогам Съезда делегаты пришли к мнению, что диалог религий должен быть углубленным и строиться на умении вести дискуссии. Были подняты проблемы, связанные с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умении учиться на традициях других народов.Успех прошедшего мероприятия был закреплен в Решении I Съезда, проводить межрелигиозный форум на регулярной основе раз в 3 года. Казахстану была оказана высокая честь организации и подготовки II Съезд лидеров мировых и традиционных религий в столице Республики Казахстан - городе Астане в 2006 году.На вопрос о том, в чем значимость Первого Съезда, можно ответить так: Первый Съезд выполнил свою историческую миссию и своей эффективной работой проложил магистральный путь для подготовки и проведения второго, третьего и четвертого Съездов духовных лидеров. За десять лет со дня созыва Первого Съезда проведено 11 заседаний Секретариата Съезда. В сентябре предстоящего 2013 года планируется проведение юбилейного 12 Секретариата Съезда. Что касается инициатив участников Съезда, то Казахстан стремится воплотить их в дело. К примеру, по итогам решений Первого Съезда в Астане возведен величественный Дворец мира и согласия, построенный по проекту известного архитектора Нормана Фостера. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в Астане 12-13 сентября 2006 в этом уникальном архитектурном сооружении. Мероприятие прошло под общей тематикой: «Религия, общество и международная безопасность» по двум направлениям: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности». Для участия в работе форума в Астану прибыли 25 религиозных лидеров и 14 почетных гостей из 26 стран Европы, Америки Азии, Африки и Ближнего Востока. В его содержании четко определены исходные концептуальные положения, принимаемые лидерами разных вероисповеданий как незыблемые постулаты межрелигиозного диалога, без которых практически невозможно строить собственно диалог. В заключении работы Съезда участники приняли итоговый документ – Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. Значимость содержательного контекста документа в том, что в нем емко и принципиально отражена глобальная потребность эпохи в замене «идеологии противостояния» – на «культуру мира». Одной из важных инициатив, озвученных на данном Съезде, выступила идея о создании Международного центра культур и религий. Круг целей и задач Международного центра культур и религий четко обозначен решениями Второго и Третьего Съездов духовных лидеров. Согласно этому Центр должен: -стать интеллектуальной лабораторией мира, согласия и справедливости; -прорабатывать и выдвигать предложения к глобальной повестке дня; -быть рабочей структурой Съезда, питающей всех его участников новыми идеями и предложениями; |