Главная страница
Навигация по странице:

  • Историчес кий период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом

  • Лекция 8. 8. Философское учение об обществе


    Скачать 136.03 Kb.
    Название8. Философское учение об обществе
    Дата19.12.2022
    Размер136.03 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 8.pdf
    ТипДокументы
    #853853

    8.
    Философское учение об обществе
    1.
    Системное строение общества. Основные подходы к пониманию общества.
    2.
    Взаимосвязь общества и природы.
    3.
    Многовариантность общественного развития.
    4.
    Типология обществ.
    -1-
    Общество представлено в форме следующих определений:
    - в широком смысле слова общество можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей;
    - в узком смысле слова (например, как страна или государство, как определенный исторический период - Средневековое общество, общество определяется как круг людей, объединенных по интересам.
    Общество
    как
    система
    – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельные индивиды и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизводства.
    Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать сис- темами; существует взаимосвязь системы и среды.
    Традиционно выделяют политическую, экономическую, социальную и
    духовную сферы общества.
    Политическая сфера связана с осуществлением власти государственными органами (президентом, монархом, парламентом и т. п.) и иными политическими институтами (партиями, политическими элитами, профсоюзами и т. п.), призванными реализовывать интересы и потребности людей, разрешать
    возникающие между ними социальные конфликты, обеспечивать целостность и развитие общества.
    В сфере экономики происходит удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах. При этом определяется, что и в каком количестве производить, как производить, каким образом распределять. В процессе создания, обмена и распределения экономических благ участвуют домашние хозяйства, фирмы, государство. Взаимоотношения между ними зависят от типа экономики. В условиях рынка удовлетворение потребностей людей осуществляется на основе частной хозяйственной инициативы, конкуренции, ограничения монополистической деятельности.
    Социальная сфера охватывает взаимодействие наций, народов, классов, сословий и других социальных групп. В этой части общества происходит распределение групп людей по шкале неравенства в зависимости от доходов, власти, престижа; возникают и находят свое разрешение классовые, межнациональные и другие социальные противоречия и конфликты; осуществляется государственное обеспечение населения путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, строительства жилья, содержания общественного транспорта, предоставления коммунальных услуг и т. д.
    В духовной сфере происходит приобщение людей к «сверхприродной» реальности в виде языка, культурных ценностей, научных достижений, правил поведения, представлений о добре, истине, красоте, справедливости и т. д.
    Духовная жизнь возникает на основе практической деятельности людей как особая форма отражения реальности, как дополнительное средство ориентации в мире, а также взаимодействия с ним. При этом создаваемый человеком духовный мир обладает самостоятельностью и может далеко отрываться от материальной действительности. Духовная сфера общества представлена искусством, наукой, образованием, моралью и религией.
    Сферы общественной жизни связаны между собой многочисленными взаимодействиями. Так, уровень жизни людей и государственное обеспечение
    населения зависят от того, насколько успешно выполняет свои задачи экономика.
    Развитие экономических отношений, в свою очередь, определяется проводимой государством политикой и интеллектуальными способностями работников и предпринимателей, т. е. духовной сферой.
    Таким образом, общество включает в себя четыре основных подсистемы или сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Базовыми потребностями являются: материальные потребности; потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности; потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке; потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.
    Системное строение общества предполагает функционирование социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, направленная на реализацию основных функций общества и на удовлетворение базовых общественных потребностей. Основными
    институтами
    общества
    являются:
    экономические
    институты,
    политические институты, социальные институты, духовные институты.
    Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
    Социальные институты:
    а) организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением; б) включают систему санкций – от правовых до морально-этических; в) упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; г) обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
    Функциями социальных институтов являются: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
    Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества.
    Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
    Общество реализует свою деятельность, выполняя ряд важнейших функций. Функциями общества являются:
    - производство материальных благ;
    - производство духовных благ;
    - управление и контроль за деятельностью и поведением членов общества;
    - воспроизводство и социализации индивидов.
    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

    1.
    Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
    2.
    Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти
    «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
    3.
    Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
    4.
    Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
    5.
    Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
    Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воз- действие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

    6.
    Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества.
    -2-
    Общество и природа две взаимосвязанные системы.
    Природа – это окружающий человека мир, естественная среда обитания человека. Взаимосвязь общества и природы носит исторический характер, особенности которого отражены в таблице.
    Историчес
    кий период
    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с
    обществом
    Античность Природа – совершенный космос, противоположный хаосу.
    Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.
    Средневеко вье
    Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает
    Божественным началом –душой.
    Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат
    Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.
    Возрожден ие
    Природа – источник радости, наслаждения.
    Принцип – единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.
    Новое время
    Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения.
    Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
    Современно сть
    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

    Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
    -3-
    К числу важных проблем относится вопрос о вариантах развития общества. Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
    В истории философии сформировались различные взгляды на направленность общественного развития.
    1.Французские просветители рассматривают историю как непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
    2. Религиозные течения указывают на преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
    3.
    Платону, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались теории исторического круговорота, т.е. движение осуществляется по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла.
    4. Современные исследователи полагают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других. Таким образом, делается вывод о противоречивости прогресса.
    Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
    Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
    Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.
    Реформа (от фр. reforme, лат. reformare – преобразовывать) – это преобразование одной или нескольких сфер общественной жизни, не
    затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
    Виды реформ: регрессивные, реакционные. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
    - экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны
    (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
    - социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
    - политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
    Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Виды революций: кратковременные, долговременные.
    -4-
    Рассматривая системное строение общества важно проанализировать типологию общества.
    Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
    1) по наличию письменности: дописьменные и письменные;
    2) с точки зрения числа уровней управления обществом и степени его дифференциации: простые и сложные (в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
    3) исходя из формационного подхода: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество;
    4) исходя из уровня развития: развитые, развивающиеся, отсталые;

    5) по уровню технической организации: доиндустриальное
    (традиционное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное
    (информационное) общество.


    написать администратору сайта