Главная страница

История. 9. Какими были основные занятия восточных славян


Скачать 117.88 Kb.
Название9. Какими были основные занятия восточных славян
АнкорИстория
Дата08.06.2021
Размер117.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория.docx
ТипДокументы
#215516
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Что же составляло суть опричнины?

В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.

Характеристика опричнины

К характерным чертам опричной системы стоит отнести:

• Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.

• Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.

• Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.

• Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.

• Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.

• Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться.

Отмена опричнины

В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство.

Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя.

В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории.

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.

Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.

В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит.

Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине.

Итоги опричнины и её значение

Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена.

Вот каковы были основные последствия опричнины.

• Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации.

• Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.

• Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.

• В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.

• Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.

• Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины.

С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский.

Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными.

Осенью 1575 году Русское государство снова было разделено на две части: удел царя («двор») и земщину, возобновились казни и массовые переселения. Такой порядок сохранялся до самой смерти царя Ивана Грозного в 1584 году.

№40 КАКИМ БЫЛО ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

Михаи́л Фёдорович (12 (22) июля 1596, Москва — 13 (23) июля 1645, Москва) — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный по летописям представитель этого рода и нескольких других родов — Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Симеона Ивановича Гордого[2].

Михаил Фёдорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны, урождённой Шестовой. Приходился двоюродным племянником Фёдору Иоанновичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей[2].

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенёв донёс, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооружённое нападение на подворье Романовых. 26 октября (5 ноября) 1600 года братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича: Фёдор (позже Филарет), Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в 1601 году в Ныроб на Северный Урал, где Александр, Михаил и Василий погибли[3].

Михаил Фёдорович родился 12 июля — в день святого Михаила Малеина, в честь которого он был крещён; также по традиции он был назван в честь дяди — Михаила Никитича Романова[4].

В эпоху Смуты.

В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. С осени 1602 года Михаил несколько лет жил в Клинах (ныне Владимирская область, Кольчугинский район), в имении своего дяди Ивана Никитича, а после свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины оказался в Москве, где и находился всё то время, пока город осаждали русские ополченцы.

Зимой 1612 года Марфа Ивановна с сыном Михаилом жили в своей костромской вотчине Романовых, селе Домнине (читайте о подвиге Ивана Сусанина), а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Избрание на царство.

По версии известного советского историка, профессора А. Л. Станиславского, специалиста по истории русского общества XVI—XVII вв., ключевую роль в воцарении Михаила вместо иноземных королевичей и короля Англии и Шотландии Якова I, которого хотели избрать дворянство и боярство, сыграло объединившееся тогда с московским простым народом великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии отбирали всеми возможными способами. Казаки получали хлебное жалованье и опасались, что тот хлеб, который должен был идти на их жалованье, будет вместо этого продаваться англичанами за деньги по всему миру[5][6][7][8]. 13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 (24) марта они были приняты в Ипатьевском монастыре. Здесь они огласили решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Его мать, инокиня Марфа, была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя[9]. Михаил и сам долго колебался[10]. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол[9]. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству»[11].

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крёстным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

В мае 1613 года думный дьяк Иван Чичерин подписывает грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Правление

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили инокиня Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н. И. Костомаров говорит следующее[12]:

Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать.

После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В его царствование были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой (1634), возобновлены отношения с иностранными державами.

В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма».

В 1627 году Михаил Фёдорович ограничил местничество.

В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского).

На эти же года приходится Русско-польская война (1632—1634), закончившаяся невыгодным для России Поляновским миром.

В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1642 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Итоги правления

Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир в 1617 году). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 гг. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тем временам контрибуцию 20000 рублей.

• Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от притязаний на русский престол.

• Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.

• Для определения размера налогов по всей стране была произведена точная опись всех поместных земель. Был учреждён особый «приказ» (канцелярия) для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей».

• Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.

• Присоединение к России земель по Яику, Прибайкалья, Якутии, выход к Тихому океану.

• Реорганизация армии (1631—1634 гг.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.

• Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).

• Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют важную роль в реформах Петра I Великого.

• Начало светской живописи в России: по государеву указу 26 июля (5 августа) 1643 года на службу в Оружейную палату был принят житель Ругодива живописного дела мастер Иоанн Детерс, который обучал живописи русских учеников[13].

№41 СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА

СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА 1632-1634 ГГ.

Попытка России вернуть Смоленск (ход кампании)

Война между Россией и Речью Посполитой, у которой Россия стремилась отвоевать Смоленск и земли, вошедшие в состав Польши по Деулинскому перемирию 1618 г.

В июне 1632 г., воспользовавшись ситуацией, при которой после смерти Сигизмунда III королевич Владислав еще не успел утвердиться на престоле, Россия объявила Речи Посполитой войну. Однако активные боевые действия долгое время не начинались, поскольку русская армия, призванная наступать в сторону Смоленска, находилась в процессе формирования. К этому времени удалось собрать двадцатичетырехтысячное войско, часть которого составляли иностранные наемники, под руководством воеводы М. Шеина. В октябре Шеин выдвинулся в сторону Вязьмы. По пути к этому городу русские отряды взяли Серпейск, Дорогобуж, крепость Белую. Продвижение войск затрудняли погодные условия, однако к концу 1632 г. русским войскам удалось овладеть Невелем, Рославлем, Стародубом, Почепом, Себежем, Трубчевском и Суражем, и осадить Смоленск.

Осада Смоленска продолжалась многие месяцы и шла тяжело для русских войск. Предпринимавшиеся ими штурмы отбивались поляками, сказывалась и нехватка пороха. В августе 1633 г. к Смоленску подошла тридцатитысячная польская армия во главе с королем Владиславом, которая принудила русские отряды к отступлению. В то же время русский отряд из Невеля совершил разорительный поход на г. Полоцк, хотя ему и не удалось занять город.

Положение русских войск осложнялось тем, что на помощь польской армии пришли отряды запорожских казаков Я. Острянина и крымские татары Мубарек-Гирея. В отрядах под командованием Шеина участились и случаи дезертирства.

В августе 1633 г. польские войска под командованием Владислава предприняли решающий штурм русских позиций. Однако русскую оборону им прорвать не удалось. Только после повторного штурма в сентябре воевода Шеин отдал приказ оставить позиции. Ситуация ухудшилась и после того, как воевавшие на стороне России западноевропейские наемники начали оставлять места сражения, а часть их перешла на польскую сторону. В начале 1634 г. армия Шеина капитулировала.

Но развить свой успех полякам не удалось. Путь на Москву был перекрыт десятитысячной русской армией во главе с князьями Д. Черкасским и Д. Пожарским. Поляки были отбиты при попытке взять крепость Белую.

В июне 1634 г. между Россией и Польшей был заключен Полянский мир, по которому в состав России был включен город Серпейск, в остальном же границы между Россией и Речью Посполитой оставались довоенными

№42 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший[1] (9 (19) марта 1629[2], Москва — 29 января (8 февраля) 1676, Москва) — второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — (29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

Детство

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С течением времени у ребёнка (11—13 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, среди прочего, «Лексикон» и «Грамматика», изданные в Литве, а также «Космография». В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу, а в возрасте 16 лет он вступил на московский престол.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта