История. 9. Какими были основные занятия восточных славян
Скачать 117.88 Kb.
|
Повод к войне Ошибка шведских дипломатов в царском титуле при 3-й ратификации Столбовского мира в 1655 г. Цели России Сохранение своего влияния на территориях, отнятых у Польши в ходе военных кампаний 1654 – 1655 гг.; возвращение потерянных земель после русско-шведской войны 1610 – 1617 гг.; захват шведских территорий в Прибалтике – Лифляндии и Эстляндии. Командование русской армией Царь Алексей I Михайлович, князь Яков Куденетович Черкасский, князь Алексей Никитич Трубецкой, князь Иван Андреевич Хованский, Василий Борисович Шереметев, Петр Иванович Потемкин. Командование шведской армией Густав Адольф Левенгаупт, граф Магнус Габриэль Делагарди, Густав Эвертсон Хорн. Территория военных действий Территория Польши (Великое княжество Литовское) в среднем течении Западной Двины (Латгалия). Территория Швеции – Лифляндия (юг и северо-восток), Эстляндия, Ингрия, Карелия. Территория России – Псковский уезд. Периодизация русско-шведской войны 1656 – 1658 гг. Кампания 1656 г. В ходе кампании русские войска действовали на трех направлениях: в Лифляндии, Эстляндии и Ингрии. В польской Лифляндии (Латгалии) был взят Динабург, в шведской Лифляндии – Кокенгаузен, осаждена Рига, в Эстляндии – Дерпт, в Ингрии – Нотебург и Ниеншанц. Осада Риги была снята. Кампания 1657 г. В ходе кампании шведские войска вторглись в Псковский уезд, но потерпели поражение под Гдовом. В Лифляндии русские войска потерпели поражение под Валком. Кампания 1658 г. В ходе кампании в Ингрии русские войска захватили Ямбург и осадили Нарву. Шведские войска, перейдя в наступление, деблокировали нарву и взяли Ямбург и Ниеншанц. Окончание русско-шведской войны 1656 – 1658 гг. Польша в июне 1658 г. возобновила войну с Россией. 22 августа 1658 г. начались русско-шведские мирные переговоры и было заключено временное перемирие. В том же году в войне со Швецией потерпела поражение Дания, потеряв Сконе (южную часть Скандинавского п-ва). 20 декабря 1658 г. со Швецией было заключено Валиесарское перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоеванной Лифляндии и Эстляндии (Кокенгаузен, Дерпт, Анзль, Нейгаузен, Марнауз, Динабург, Лютин и Мариенбург). По Кардисскому мирному договору 1661 г. Россия возвращала Швеции все завоеванные в ходе войны 1656 – 1658 гг. города и территории, получив право держать свои торговые представительства в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве. №47 МЕДНЫЙ БУНТ Медный бунт 1662 года25 июля (4 августа) 1662 года в Москве произошло народное восстание. Около десяти тысяч безоружных москвичей отправились к царю в поисках правды, справедливости и защиты от произвола бояр. Чем закончились события этого дня, которые вошли в учебники по истории под названием Медного бунта 1662 года, поговорим сегодня. Причины Медного бунта Не успела страна оправиться после последствий Соляного бунта (июнь 1648 – февраль 1649), как на пороге новый – Медный бунт, который произошёл в Москве летом 1662 года. Иными словами, прошло 14 лет. За этот период многое изменилось. Одни перемены были к лучшему, другие – привели к росту недовольства различных слоёв населения, которое переросло в большее – беспорядки и мятеж. 25 июля 1662 год – это дата начала и конца Медного бунта. Все произошло в течение одного дня. Какое происшествие всколыхнуло массы, главные участники и итоги антиправительственного мятежа – все события того дня представлены в следующей таблице: События В ночь с 24 на 25 июля 1662 года Ночью по всему городу были расклеены листовки – «воровские листы», которые призывали простой народ выступить против правительства, а именно против бояр из семьи Милославских, окольничего Ф. М. Ртищева, руководителя Оружейной палаты Б. М. Хитрово, дьяка Д. М. Башмакова, иноземных купцов В. Г. Шорина, С. Задорина и других. Их обвиняли в финансовом кризисе и измене в пользу Речи Посполитой. Так же в прокламациях призывали к отмене налогов и медных денег. Раннее утро Рано утром следующего дня огромная толпа собралась на Сретенке. Основные участники – городские низы, крестьяне из ближних сёл и солдаты. Народ громко обсуждал содержание листовок: одно дело – испытывать нужду, голод, а другое – знать имена виновников этих бед. Перед людьми выступил Кузьма Нагаев. Он призвал людей не бояться и выступить против несправедливости существующего порядка. После такого воззвания большое количество людей отправилось к Красной площади. Волнение нарастало и в течение часа охватило все улицы. 9 часов утра Толпа разделилась на две части. Одна – около 4-5 тысяч человек, отправилась к Алексею Михайловичу в Коломенское. В их руках были листовки, а в головах – главное требование выдать бояр и казнить за их махинации и предательство. Русский царь вышел к горожанам и обещал во всем разобраться, наказать «изменников». Люди разговарили с ним грубо, но поверили его словам и повернули обратно в Москву. 11 часов утра В это время вторая часть восставших отправилась громить и жечь дома чиновников. Они желали одного – быстрой расправы. Сына купца Шорина поймали на попытке бегства за границу, что было доказательством измены, и повели к резиденции русского царя. Таким образом, два потока людей встретились на полпути, и, объединившись, вновь двинулись в Коломенское. Толпа насчитывала около 10 тысяч человек. Середина дня Решительный настрой мятежников привел к обратному результату. Царь затягивал переговоры с единственной целью – он ждал верные ему стрелецкие полки. Вскоре они появились, и произошло столкновение, вследствие которого бунт был жестоко подавлен: 12 человек казнены, около 200 утонуло в реке, более 7000 тысяч арестовано. №48 ВООСТАНИЕ РАЗИНА КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С.Т. РАЗИНА – движение социального протеста и сопротивления, охватившее в 1670–71 Нижнее и Среднее Поволжье, Воронежско-Курский край, Сло¬бодскую Украину. До 1930-х гг. это движение называлось разинщиной, после – крестьянской войной. Донской казак С.Т. Разин в 1667–69, собрав вокруг себя отряд из казац. бедноты и беглых крепост. крестьян, совершал набеги в города запад. побережья Каспийского моря. Весной 1670 он возглавил повстанческое движение народ. низов, с отрядом казачьей голытьбы, беглых холопов и крестьян выступил с Дона на Волгу и овладел Царицыном. По пути на Астрахань его отряд возрастал. У Чёрного Яра Разин обратился к народу: «Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас хуже, чем турки... Я пришёл дать вам свободу и избав¬ление». 22 июня войско Разина овладело Астрахан. крепостью. Восставшие стрельцы перешли на его сторону. Правительство направило в Ниж. Поволжье полки дворян. ополчения. Войско Разина пополнялось за счёт посад. низов, бурлаков, беглых крестьян. В занятых городах Разин устанавливал «казац. строй». Разинцы распространили слух, что с ними находится царевич Алексей (умер в 1670), якобы спасшийся от гнева отца и злых бояр. Разин ре¬шил направиться со своим войском по Волге на Москву. 20 июля его войско вышло из Астрахани, 7 августа – из Царицына. Саратов и Самара перешли на сторону Разина без сопротивления. К началу сентября повстанцы подошли к Симбирску, овладели посадом. Началась осада кремля. Разин в своих «прелестных письмах» призывал народ уничтожать бояр, помещиков, приказ. служителей, обещал передать всю землю народу, учредить бестаможен. торг, дать народу свободу и волю. В это время восстали рус. крепост. крестьяне всего Сред. Поволжья, чуваши, мордва, татары, марийцы, к-рые выступали против национально-колониал. гнёта. Восстание охватило также Нижегород., Арзамас. уезды, Подонье, Воронежско-Курский край, Слободскую Украину. В осаде Симбир. кремля вначале участвовало 20 тыс. повстанцев. К ним прибыли десятки тысяч чувашей, мордвы, татар. На выручку осаждён. города из Казани выступило царское войско во главе с Ю. Барятинским. По пути к Симбирску этому войску пришлось выдержать четыре сражения с многотысяч. отрядами чуваш., татар. и мордов. повстанцев. 1 октября под Симбирском восставшие потерпели поражение, Разин был ранен и с небольшим отрядом казаков вернулся на Дон. В восстании участвовали почти все крестьяне Чуваш. края. 9 сентября они осадили Цивильск. Под городом располагался 10-тысяч. лагерь повстанцев. Под Цивильск Разин прислал «прелестное письмо». В октябре повстанцы совершили несколько приступов на Цивильск. Войско во главе с Д.А. Барятинским, направленное из Казани на помощь Цивильску, с 19 по 22 октября по пути выдержало 3 сражения с чуваш. пов¬станцами и 23 октября освободило город от осады. 15-тысяч. отряд разин. атамана Максима Осипова прошёл по Симбирско-Карсунской черте, где к отряду присоединились крестьяне, стрельцы и казаки, в сентябре с боем взял Алатырь, к-рый держали до конца ноября, занял Курмыш, Ядрин (повстанцы оставили город в конце ноября, устроили в засур. лесах лагерь). Отряд атамана Прокопия Иванова (Шумливого) в начале октября занял Козьмодемьянск. Здесь Иван Долгополов собрал отряд в 15 тыс. повстанцев. В указан. городах участники восстания расправлялись с воеводами и приказ. служителями, устанавливали своё управление. В ноябре–декабре 1670 Цивильск вновь был осаждён. Крупным центром повстанцев на Волге стало с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад). Восставшие расправлялись с помещиками, монастыр. властями, приказными служителями, купцами-ростовщиками. В кон. 1670 большие отряды пов¬станцев были расположены в круп. деревнях Ядрин., Цивил., Курмыш. уездов, в районе рус. с. Алгаши и чуваш. д. Алгаши Чебоксар. у. Немалые силы были сосредоточены в д. Большие Туваны Курмыш. у. (ныне с. Туваны Шумерлин. р-на), где атаманом был цивилянин Сергей Васильев. К кон. 1670 в подавлении повстанцев в Чувашии участвовали 4,5 тыс. чел. царских войск, возглавляемых Д.А. Барятинским, М. Кравковым и др. Сражения между восставшими и царскими войсками произошли под д. Яндоба и Сормин. мельницей (ныне территория Аликов. р-на), Хоракасы (ныне Моргауш. р-на) и др. Сохранились сведения о разин. полковниках, атаманах, есаулах и прапорщиках из чувашей. Например, полковник Искеев Байдул (из д. Кибеки Цивил. у.) и его атаман Емайдин Тойдемир (из д. Искеево-Яндуши Цивил. у.) участвовали во главе многотысяч. отрядов повстанцев-чувашей в боях с ратью Д.А. Барятин¬ского на подступах к Цивильску и под этим городом, у селений Досаево, Яндоба, Хоракасы. Правительствен. войска жестоко расправились с восставшими. Их казнили, имущество отняли в пользу государя, множество селений было со¬ж¬¬жено. Сотни повстанцев бежали в Пр謬¬у¬ралье, Закамье. 14 апреля 1671 на Дону С.Т. Разин арестован и в июне казнён в Москве. После восстания царское правительство приняло нек-рые меры, облегчившие жизнь нерус. народов Сред. Поволжья: сбор ясач. поборов был возложен на выбор. людей из представителей нерус. народов, в 1685 издан особый наказ о переписи и размежевании мордов., марийских и чуваш. земель, возвращении ясач. лю¬дям земель, захвачен. рус. землевладельцами. Сохранилось много чуваш¬ских исторических преданий о С.Т. Разине и разинцах. №49 ЦЕРК РЕФОРМЫ НИКОНА. РАСКОЛ Причины и содержание реформ Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями. Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу. Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха. Начало преобразований В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд. «Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры. С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов. Раскол Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества. Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой. Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию. Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни. |