Главная страница

9. Натуралистическое направление в философии языка xix века (А. Шлейхер)


Скачать 12.17 Kb.
Название9. Натуралистическое направление в философии языка xix века (А. Шлейхер)
Дата18.01.2023
Размер12.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvopros_9.docx
ТипЗакон
#892114

9. Натуралистическое направление в философии языка XIX века (А. Шлейхер)

Основоположник – Август Шлейхер. Он считает, что язык = живой организм.  он живет и развивается по законам естественных систем, независимо от воли человека. Следовательно, языкознание - это естественная наука и метод исследования языков должен быть натуралистическим, как при изучении растений и тд.
Мозг, органы речи и чувств – материальная основа языка.

Сущность языка по Шлейхеру, определяется двумя моментами: значением и отношением, которые дают возможность языкового выражения мыслей.

Носителем значения является корень или основа слова, а носителем отношения являются формообразующие аффиксы, и прежде всего флексии.

По характеру взаимодействия этих двух моментов Шлейхер пытался разделить все языки мира на три типа, по сути, предвосхитив, современную морфологическую классификацию языков (Эти три типа Шлейхер рассматривал как три стадии роста биологического организма):

1. Языки, где есть элементы значения, но нет элементов отношения (точнее было бы сказать, что элементы отношения - аналитические, то есть находятся вне структуры слова (порядок слов, предлоги и т. д.)). Это языки, в которых слова состоят из одного корня (китайский или вьетнамский). Они так и были названы - корневые языки (более позднее название — изолирующие) - детство языка.

2. Языки, где есть значение и отношение, но нет единства этих элементов. Это агглютинативные языки (в частности, тюркские) - стадия зрелости и возмужания.

3. Языки, в которых элементы значение и отношения образуют единство. Это флективные языки (индоевропейские) - состояние упадка, старости.


написать администратору сайта