Главная страница

конь камень. конь. А. Г. Глаголев первым из тульских краеведов написал работу, посвященную истории и археологии бассейна реки Красивая Меча. Он отмечал важность изучения городищ, курганов археологических методов исследований. Подробно описал один Конькамень


Скачать 19.18 Kb.
НазваниеА. Г. Глаголев первым из тульских краеведов написал работу, посвященную истории и археологии бассейна реки Красивая Меча. Он отмечал важность изучения городищ, курганов археологических методов исследований. Подробно описал один Конькамень
Анкорконь камень
Дата28.09.2022
Размер19.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконь.docx
ТипДокументы
#701610

Конь-камень в народной культуре Тульского края.

Культ «древних святынь», которые имеют архаическое происхождение занимал в дохристианской Руси важное место в духовной жизни. С принятием христианства и уничтожения остатков язычества – этот пласт народной культуры полностью не исчез, а остался на уровне поверий и фольклорных текстов . В качестве почитания выступали природные объекты. Довольно часто в России священным местом становилось места камни – «Конь – камень».

Для написания статьи были изучены различные источники археологические исследования и материалы этнографии.

А. Г. Глаголев первым из тульских краеведов написал работу, посвященную истории и археологии бассейна реки Красивая Меча. Он отмечал важность изучения городищ, курганов археологических методов исследований. Подробно описал один «Конь-камень» у села Козье Ефремовского райна и отметил, что он является местом языческого поклонения древних племен. Название «конь-камень» имеют два мегалита расположенные на берегу реки Дон (поселок Долгое Данковский район Липецкой области и на притоке Красивой Мечи у села Козье Ефремовского района Тульской области.

Древнейший мегалит весит 20 тонн и расположен в группе камней. Сам камень стоит на камнях – подставках.

В народной культуре существуют легенды связанные с этим камнем.

Впервые «конь-камень» был упомянут в 1499 году русским послом Голохвостовым, который описал свой путь в Кафу. Он описал интересную легенду, как засадный полк войска Мамая преследовал до самой и многие Орлы пали и утонули в Мече, а кто смог переправиться застул от уаса и обратился в камень.

В конце 19в.Н. И. Троицкий дал интерпретацию петронима священного камня: Относительно « коней- камней» нужно иметь ввиду, что они имею фигуру коня и это название усвоено и в народном и поэтическом значении и в переносном ( символико-религиозном). Насельники – почитатели камней видели в них источник спасительной и производительной силы, которая пришла к нам с доисторических времен и олицетворяла в коне – источник энергии.

В преданиях неоднократно упоминали о следе, который оставил святой или окаменевший небесный великан. Фольклорный сюжен преобретает другой смысл. Конь мог играть роль «небесного коня и «святого коня», которые изображались на иконе и несли в себе информацию о «идеальности животности» в мире. Виноградов В. В. Указывает неоспоримый факт связи мифологического смысла и магической природы. Связь камней и следа животного это скотоводческая магия.

А. В. Платов в своей монографии «Мегалиты Русской равнины» указывает на связь с культом животного и связь камня по мнению ученого имеет сходную функцию с мифологическим камнем Алатырем.

Русский писатель Н.Ф. Павлов в своей статье упомянул предание о старинном камне в окрестностях Красивой Мечи : «Есть еще предания, есть еще поэзия старины в окрестностях Красивой Мечи. Близ нее лежит так называемый Конь-Камень, окруженный своими обломками и другими камнями, вросшими в землю. У иных это - проезжий витязь, это - безбожный народ, который осмелится творить в честь его игрища и пляски на день св. Вознесения. У иных это - чужестранный богатырь, который ехал по заповедным лугам и не поклонился на привет красных дев да молодых парней, сказав, что на земле не кланяется никому. Гром наказал его».

Тульский краевед и историк И. А. Афремов упоминал о группе камней близ села Козьего, где «главный камень испорчен временем и имеет сходство с всадником на коне». В народной культуре сохранилась сказка, которая была сходна с мифом о Нибе и её детях «В Троицын день хоровод молодых людей во время скачки (пляски) был превращен ударом грома в камни»

Афремов указывал на культ мегалита в фольклоре среди деревенских женщин.

В настоящее время исследователи упоминают обрядовое опахавание вокруг камня и легенду Мамаева нашествия. Также некоторые источники указывают на то, что во время второй мировой войны был подорван и изменил первоначальную форму.

Старожилы рассказывают, что среди местных жителей каждый год мегалит опахивают, чтобы защитить скот от болезней. Есть поверье, что отверстие в камне указывает на овраг в лесу в котором находиться валун, который местные жители называют проклятым. Существует версия, что это было святилище древних язычников от которых остался жертвенник с плитой-алтарём.


  1. И.Афремов. История Тульского края (Историческое обозрение Тульской губернии), Тула, Приокское кн. изд-во, 2002). 

  2. Присенко Г.П. Проникновение в былое. Тула, 1984.

  3. Афремов И.Ф. Собрание сочинений. С. 424.

  4. Глаголев А.Г. Записка о городищах, курганах и других старинных насыпях в Тульской губернии // Вестник Европы. Ч. 114. № 23. 1820. С. 184—191; Макаров М.Н. Другая записка для господина Доленги-Ходаковского // Вестник Европы. № 23. 1820. С. 199-201.

  5. Глаголев А.Г. Статистика о положении и состоянии Тульской губернии вообще // Сев. Архив. Ч. 5. № 3-4. 1823. С. 190.


написать администратору сайта