А. Г. Кислов, В. Плотниковаопыт подготовки педагоговфасилитаторов
Скачать 0.63 Mb.
|
А.Г. Кислов, В. Плотникова ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ФАСИЛИТАТОРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБРАЗ И МЫСЛЬ» С 1999 г. В Свердловской области (преимущественно в Екатеринбурге) осуществляется образовательный проект, сосредоточенный на решении проблемы подготовки и переподготовки таких кадров, которые готовы к практической реализации принципов гуманистической педагогики, прежде всего, в сфере художественного образования, и именно той его части, на которую в среде художников-профессионалов смотрят не без снобизма. Речь идет о художественном образовании, обращенном, прежде всего, к потребителю, в данном случае, юному зрителю, способному к глубокому общению с произведениями изобразительного искусства. Образовательный проект Образ и мысль предлагает не только общую концептуальную модель (которая уже давно существует, а работающий вариант ее технологического воплощения - тиражируемый и экстраполируемый, воплощенный в нескольких десятках школа в России - в сотнях. Программа Образ и мысль была разработана специалистами Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства при участии специалистов Русского музея и Эрмитажа на основе предложенных педагогами Музея современного искусства в Нью-Йорке (группа «Devel opment Through Art» - Развитие через искусство) Стратегий визуального мышления - «Visual Thinking Strategies» («VTS»). «VTS» претерпели существенную переработку, предпринятую специалистами Санкт- Петербурга с целью их адаптации к условиями традициям отечественной школы, нов тоже время ими была сохранена методология и педагогическая технология, составившие основу и специфику «VTS». Образ и мысль в настоящее время имеет достаточное научно-методическое обеспечение Программа Образ и мысль призвана формировать потребность всматриваться и вдумываться, осознавать и интерпретировать зрительные образы, даже такие сложные, как произведения изобразительного искусства. Цель программы - содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению ш собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Стимулом такого развития служат произведения изобразительного искусства всех времени народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения ив меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная групповая дискуссия. Программа позволяет комплексно решать стоящую перед современной школой задачу создания условий для развития качеств личности, способной жить в демократическом, открытом обществе, таких как независимость и креативность мышления, способность к саморазвитию, к ответственности, к уважению собственного и чужого мнения, к собственной и чужой свободе, умения аргументировать и слышать аргументы. Программа строится на использовании широкого диапазона произведений мирового изобразительного искусства. Петербургские специалисты значительно увеличили долю произведений отечественных авторов в ви деоряде программы, а также предусмотрели заметное место произведениям изобразительного искусства из местных экспозиций. В видеоряде программы Образ и мысль не менее пятой части произведений - из Музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга, знакомство с которыми осуществляется как непосредственно, таки посредством слайдов. Большую роль в эстетическом и художественном росте начинающих зрителей играет обнаружение ими грандиозной дистанции между репродукцией и оригиналом. Благоговейное отношение к музею как собранию подлинных произведений живого искусства возникает уже вовремя первого его посещения детьми и не снижается даже после привыкания к его посещениям как части их жизни. Общение с искусством в подлинных его произведениях становится благодаря воздействию программы Образ и мысль нормой и потребностью жизни детей (и учителей. В ней заложены механизмы, позволяющие зародить и укрепить интерес начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства, подготовив, таким образом, детей к другим урокам, осмысленному посещению других музеев и восприятию игр, бесед, лекций. Важным эффектом программы является ее воздействие наличность педагога и организацию учебного процесса в целом. Общеизвестно, что стереотипы мышления, отсутствие глубоко укорененных демократических традиций в преподавании, нередко низкий уровень общей культуры массового учителя являются существенным тормозом демократического преображения как школы, таки общества в целом. Метод работы с искусством, применяемый в программе, позволяет изменить стиль отношений учитель перестает быть носителем «истины»-лектором, мэтром и ментором, а это расшатывает авторитаристскую педагогическую парадигму. Кроме этого важного организационно-педагогического воздействия, программа дает толчок эстетическому развитию не только детей, но и самих учителей. Она доступна, технологична и не требует специальной искусствоведческой подготовки. Немаловажным достоинством программы является возможность вовлечения родителей обучаемых по ней детей, часто почти безнадежно далеких от изобразительного искусства, в совместное общение с искусством, в том числе в общение непосредственное - на экспозициях музеев и выставках. Поскольку программа Образ и мысль рассчитана на педагогов, не имеющих профессионального искусствоведческого образования, ее реализация предъявляет особые, повышенные требования к их подготовке. В программе повышения квалификации педагогов Образ и мысль четко определены логика развертывания содержания и этапы освоения этого содержания слушателями, что отражено в учебно-тематическом планировании. Но фасилитарная педагогика предполагает актуализацию содержания не столько в соответствии с всегда предзаданным учебным планом, а в соответствии с потребностями здесь и сейчас обучаемых. Развертывание содержания, таким образом, должно происходить в соответствии с ситуативной логикой познания обучаемых, адекватно возникающим у них проблемам В центре внимания оказываются не предметные знания сами по себе и не деятельность в ее абстрактных, инвариантных, воспроизводимых составляющих, а знания и деятельность, изначально погруженные в социаль но-культурный контекст, в ситуации общения, диалога, взаимопонимания, сотрудничества - знания и деятельность, растущие из личностно и индивидуально неповторимых, становящихся миров учащегося, а не предзадан- ные им императивно [1, с. 154]. Так ведется работа педагогами с детьми, также ведется работа с педагогами-слушателями программы повышения квалификации. При этом общий объем необходимого содержания может быть прописан достаточно определенно, но его развертывание в реальном образовательном процессе всегда индивидуально, неповторимо и зависит от особенностей сложившейся группы слушателей. Поэтому учебно тематическое планирование воссоздается для каждой сессии ив каждой из группе, разумеется, с учетом уже освоенного слушателями материала. В традиционной модели образования педагогов используются лекции, практические занятия, круглые столы и т.д. Этот порядок применяемых организационных форм соответствует порядку убывания процента занимаемого учебного времени и рейтингу значимости. В проекте Образ и мысль рейтинг применяемых форм учебных занятий иной фасилитиро- ванные дискуссии, практикумы, лекции. Практические занятия проводятся в виде демонстрации метода, тренингов, посещения открытых уроков, анализа и корректировки содержания учебной программы и консультаций у коллег-педагогов, методистов, психолога, искусствоведа. Посещения открытых уроков обязательно сопровождается анализом занятия по различным аспектам в соответствии с программой мониторинга развития детей и программой мониторинга профессионального развития педагогов. У слушателей формируется культура профессионально-педагогической суперви- зии. Особенностью лекций в проекте является обязательное участие педагогов в определении темы через формулирование своих профессиональных потребностей и проблем, возникающих входе освоения программы и погружения в проект. Как правило, лекции требуют или предполагают предварительную основательную самоподготовку слушателей. Поэтому лекции часто включают элементы диалога или дискуссии. Кроме того, как занятия с детьми, таки занятия по образовательной программе повышения квалификации Образ и мысль происходят в соответствии с принципом открытости- педагоги организуют презентации проекта с демонстрацией применяемой педагогической технологии- все желающие могут посещать занятия педагогов по программе, разумеется, соблюдая правила педагогической этики- участники проекта готовы всем интересующимся отвечать на вопросы относительно программ- педагоги-участники проекта используют происходящие в своем образовательном учреждении профессионально значимые события и мероприятия для ознакомления коллег с целью, содержанием программ и применяемой в них педагогической технологией. Каждый год участия в образовательной программе имеет свою специфику. В первый год слушатели осваивают роль педагога-фасилитатора, знакомясь с методологическими основами педагогики фасилитации и вводя в свою практическую деятельность программу Образ и мысль. Важную роль играет здесь авторитет координатора-методиета, в основном определяющего содержание и форму проведения занятий, осуществляющего частое посещение уроков и консультирование педагогов, являющегося ведущим при обсуждении занятий и проведении тренингов и фасилитиро- ванных дискуссий. Содержание и форма проведения занятий очередной сессии предлагается слушателям для обсуждения и при необходимости корректируется. Во второй год слушатели, продолжая совершенствоваться в роли пе- дагога-фасилитатора, начинают осваивать роль коллеги-фасилитатора, активно и организованно помогая друг другу в профессиональном развитии. Поэтому слушатели становятся инициаторами включения того или иного содержания в образовательную программу, являются ведупщми при обсуждения открытых уроков, на тренингах, готовят и проводят самостоятельно некоторые теоретические занятия или их фрагменты, а также участвуют во взаимоконсультировании. Именно поэтому при комплектовании группы участников желательно, чтобы в ее составе были педатги разных специальностей (учителя начальных классов, преподаватели мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, педагоги- психологи. Особое внимание в этот год уделяется контактам с коллегами по образовательному учреждению, с родителями детей как коллегами по воспитанию. Третий год работы в проекте посвящен освоению педагогами роли методиста-фасилитатора (супервизора. Роль методиста по отношению к педагогам первого года обучения участники проекта реализуют через посещение уроков, консультирование входе подготовки молодых коллег к проведению семинаров, участие в формировании содержания сессий для участников первого года обучения. Участники третьего года обучения кроме обычных семинаров с обсуждением открытых уроков, тренингами метода и решением возникающих проблем, участвуют в подготовке и проведении конференции по фасилитарной педагогике, написании текстов теоретического и методического содержания на тему педагогики фасили- тации и проекта Образ и мысль. Это требует углубленного самостоятельного освоения специальной литературы по истории и теории педагогики, по психологическим основам фасилитации и эстетического развития, по искусствоведению. Программа повышения квалификации построена большей частью как совместная взаимная коллективная профессионально педагогическая супервизия, показывающая свою высокую эффективность. Образовательную программу такого рода может реализовать только команда координаторов с четким распределением функциональных обязанностей. В ее состав входят руководитель, методисты, психолог, искусствовед. Несмотря на четкое распределение обязанностей, очень часто требуется участие всей команды в решении тех или иных вопросов. Желательно также участие всей команды в проводимых занятиях, особенно в фасилитированных дискуссиях, где необходимо выполнять роли ведущего, ассистента ведущего, наблюдателя, критика или провокатора в зависимости от ситуации. Важнейшее значение в данной образовательной программе имеет и создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, соразвития. При этом продолжалось знакомство педагогической общественности области с программой Образ и мысль посредством публикаций [3], а также многочисленных методических семинаров городского, районного и школьного уровней. Программа встречала и встречает поддержку педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений. Нов последнее время школы вовлечены новых, ставших приоритетными, задач. Уральское отделение РАО в 2005 г. подхватило инициативу Свердловского областного института развития регионального образования в поддержке проекта. Будем надеяться на его дальнейшую реализацию. Библиографический список. Андрюхина Л.М. Культура и стиль Педагогические тональности. Екатеринбург, 1995. 2. См Музей и школа Диалог в образовательном пространстве. Вып. 6: Программа Образ и мысль. 1 класс Картины рассказывают истории Методич. рекомендации. СПб., 2000; Музей и школа Диалог в образовательном пространстве. Вып. 7: Программа Образ и мысль. 2 класс Вглядываясь - учимся Методич. рекомендации. СПб., 2001; Музей и школа Диалог в образовательном пространстве. Вып. 8: Программа Образ и мысль. 3 класс Как картину написали Методич. рекомендации. СПб., 2001. 3. См Кислое А.Г Образование в нетоталитарном смысле Музей и школа Диалог в образовательном пространстве. Выи. 6. СПб., 2000. С. 93- ЮЗ Кислое А.Г. Педагогика прикосновений Музей и школа Диалог в образовательном пространстве. Вып. 8. СПб., 2001. С. 50-58; Кислое А.Г. Образ и мысль методология и методика образного мышления Соци ально-гуманитарное образование в средней и высшей школе методологические и методические проблемы Материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2000. С. 104-107; Кислое А.Г., Мельник Н.Б. Образ и мысль в Уральском регионе Образование в Уральском регионе научные основы развития Тез. докл. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2000. С. 117-119; Кислое А.Г., Мельник Н.Б., Сыманюк Э.Э. Образ и мысль методология и методика развития визуального мышления Человек в современном обществе социальная ориентированность образования По материалам обл. пед. чтений. Краснотурьинск, 2000. С. 90-93; Кислое А.Г., Мельник Н.Б. Образование педагогов-участников экспериментального проекта Образ и мысль (уральский опыт Образование взрослых - ключ к XXI веку Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 165 ГМ. Ковган СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛУЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ Почему так долго приходится человеку двигаться по пути к профессиональному совершенству от ученика до мастера своего дела В учебниках по традиционной педагогике можно увидеть, что всякое учение представляет собой восприятие, осмысление и запоминание знаний и лишь в последнюю очередь говорится о применении этих знаний. Структура учебного процесса, построенного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, имеет вид, совершенно непохожую на традиционную. Методика обучения, по нашему мнению, состоит в следующем) обучаемый читает задание, которое не знает как выполнить по причине начала своего обучения) прочитав задание, он, следуя схеме и опираясь на нее, проделывает нужные действия в соответствии с условиями заданиями) если он строго следует указаниям схемы (при необходимости обращаясь за консультацией к преподавателю, то через какое-то время задание будет решено. Для непрерывного и параллельного формирования теоретических знаний и практических умений, возможно применить в подготовке специальные средства позволяющие быстро и эффективно формировать профессиональные умения и навыки. Такими зрительными средствами в методике |