Главная страница
Навигация по странице:

  • ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • ИГРЫ ТРЕНИНГИ Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬФормула

  • ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ Формула

  • Управление классом СОУПРАВЛЕНИЕ

  • ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

  • ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ Формула 1

  • СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ Формула

  • СОВЕТУЙТЕСЬ! Формула

  • ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА Формула

  • ОТДЫХ Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет еще и середину.Формула

  • ЗАДАНИЕ НА СТОЛ Формула

  • ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ  ЧЁТКАЯ КОМАНДА

  • приемы педтехники. А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге


    Скачать 481.5 Kb.
    НазваниеА. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге
    Анкорприемы педтехники
    Дата08.04.2023
    Размер481.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаpriemy_pedagogicheskoy_tekhniki.doc
    ТипДокументы
    #1047080
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    ИСТОРИЯ

    По всем нашим представлениях древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было 50 лет, а правую руку он потерял в юношеском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся у учеников знания о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы).

    ЛИТЕРАТУРА

    Предложите оригинальную идею памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

    ФИЗИКА

    1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.

    2. Электромагнит используют в качестве "крюка" при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.

    ХИМИЯ+ФИЗИКА

    1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалится. Найдите возможные причины.

    2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект.

    ФИЗКУЛЬТУРА

    Какими способами может человек без помощи предметов перепрыгнуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются).

    ТРУДЫ

    1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, классной доски…

    2. Предложите модели одежды без ниток и клея.

    ГЕОМЕТРИЯ

    Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может использоваться учителем как поводка к учебной теме "Подобные треугольники".)

    БИОЛОГИЯ

    Найдите возможные причины вымирания динозавров.

    ЧЕРЧЕНИЕ

    Как соединить две вращающиеся оси, чтобы передавать вращение от одной из них к другой? Сделайте чертеж соединения.

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

    На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации и раскрытия темы учителем.)

    ЭКОНОМИКА

    Придумайте новый вид товара и услуги, который бы пользовался широким спросом у покупателей независимо от пола и возраста в 21 веке.

    ДЕТСКИЙ САД

    1. Каким бы вы построили "сад для взрослых"?

    2. Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? (Дети выбирают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.)

    3. Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели-сказочники жили дольше и писали больше книг?

    КРУЖОК, ФАКУЛЬТАТИВ

    1. Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.

    2. Предложите конструкцию движителя-вездехода для незнакомой планеты.

    3. Необходимо проверить глубину озера вдоль диаметра. Глубина меняется от 2 до 5 метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить?

    ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разрабатывать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов. Может быть, эти займетесь вы?

    ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
    Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность.

    В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.
    ¤ Игра 1. "КОМПЕТЕНТНОСТЬ"

    Участники: конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

    До игры:

    1. Учитель знакомит со схемой игры.

    2. Формируются команды, определяется состав "Фирмы-нанимателя".

    Во время игры:

    1. Учитель задает тему.

    2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируются заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.

    3. Команды дают поочередно друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной каждый ответ.

    4. Наниматели совещаются, учитель делает краткий "разбор полета", обращает внимание на ошибки, делает выводы.

    Диалог: - Сколько игроков в каждой группе?

    • По моему опыту, от 4 до 6 человек, нанимателей от 1 до 5.

    • Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?

    • Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы – ответ просто прочтут в учебнике.

    • А что в это время делают остальные?

    • Браво! Эт главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задавать командам-

    • соперницам по несколько вопросов и тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо.

    • А разве нельзя сформировать больше двух команд?

    • Можно. Игру можно "закольцевать". То есть команда А дает задание команде Б, та в свою очередь, команде В…, а последняя команде А. И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторяю: дорогу смекалке и творчеству!

    Еще одна разновидность игры "КОМПЕТЕНТНОСТЬ".

    До игры: тема игры заранее известна, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Желательно, чтобы приготовленные задания заранее просмотрел учитель – а то такое иногда бывает! (Впрочем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно "такое".)

    Во время игры команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого участника. А значит, сильные подтягивают слабых.
    ¤ Игра 2. "НИЛ"

     Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ – это всего лишь научно-исследовательская лаборатория.

    Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи, или решатели, в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников; приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя сам учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.

    До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решать эту задачу!

    Пример: КРУЖОК ТРИЗ

    Речь задачедателя:

    - Известно, что нефть нужна всем. Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возникает такая задача: "В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, это может привести к аварии. Как избавится от нежелательного эффекта?"

    Попробуйте обратится к разным людям – каких только советов не услышите: полить лед и поджечь, перенести вышку в южное море, или пусть вокруг ее ледокол каждый день плавает… А вот мнение специалиста: предлагается распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем, очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, организовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение, более экономичное. Поскольку читателю интересны результаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили несколько решений, среди которых 2-3 представляют собой практический интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится дизель-двигатель, и при этом раскаленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицитным на севере теплом. Наверняка, можно использовать это тепло, чтобы "задаром" защищать вышку ото льда.

    Во время игры:

    1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. с. 32). Задачедателя можно привлекать как консультанта.

    2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикеров, которые будут представлять результат классу.

    3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.

    Можно предложить разновидность игры, назовем ее "ТЕНДЕР". Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет чьи решения лучше.

    Пример: Кружок ТРИЗ

    - Уважаемые сотрудники! Не секрет, что за последнее время конкурентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм изготовителей поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги!

    Это не стенограмма производственного совещания – идет очередное занятие кружка ТРИЗ. Задача поставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за работу. На этом этапе совместного творчества мне приходится вмешиваться. Зато есть прекрасная возможность понаблюдать, как рождаются идеи.

    Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей? Алина убеждена в его необходимости: - Мама недавно собирала вещи. Каблуки туфель то с одной стороны вылезают, то с другой. Так замок закрыть не удалось. – Значит, необходимо сделать эластичные стенки. – Ну, конечно, - иронизирует девочка, пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так? – Тогда сформулируем противоречие: Эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковать негабаритные предметы, но эластичной стенки не должно быть, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан. – Верно: одну стенку можно сделать твердой, а другую – эластичной, - завершает обсуждение Алина. Молодцы ребята, четко сформулировали противоречие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе. Здесь тоже кипят страсти….

    Пример: Физика, 9 класс

    Вы знакомы с простейшим устройством для измерения силы пружинным динамометром. Теперь разработайте конструкцию прибора для измерения максимального усилия трактора, тянущего за собой бороную Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.


    Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры "Нил" может быть разработка какого-либо проекта.

    Пример: Физика

    Речь задачедателя:

    - Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает резиновые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов – мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического и магнитного полей… Вам предстоит разработать проект серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде.

    Понятно, что учитель получит результат имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лабораторных работах на физическом практикуме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебника. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.

    Диалог: - Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре "НИЛ"?

    • Конечно! В том числе домашние эксперименты.

    Пример: Естествознание, Биология

    Ученики на уроке получают задание разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: отобрать 10 примерно одинаковых луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду, пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращивания луковиц.

    После разработки проекта той же группой учеников были организованы домашние эксперименты. А другие группы параллельно прорабатывали проекты: как зависит рост лука от количества воды? Как зависит рост лука от освещения?

    Диалог: - Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема "Театрализация" (см. с.38). Можно ввести роль психолога, который будет наблюдать за "лаборатории" и оценивать их с позиции дружности работы и делать замечания тем, кто ведет себя "непсихологично". Может быть, даже штрафные баллы давать…

    • Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой-то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников?

    • А можно ли сыграть в педагогические "НИЛы"?

    • Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики, которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать, мы уже подробно говорили на с.15.

    • Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.

    • Согласен!


    ¤ Игра 3. "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

     Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.

    Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох….

    До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

    Во время игры:

    1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

    2. Группы вступают в диспут.

    3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?




    Пример:

    Один из крупнейших ученых экспериментаторов, академик П.А. Капица, рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать, что черное – это белое, а белое – это черное. Подготовка к такому диспуту заключалась именно в "перевертывании доски", то есть в обдумывании того, что может сказать противник.

    Диалог: - И это все?

    • Все. В этой книге. Конечно, сюжетов деловых игр больше. Но изобретательный читатель давно принял к сердцу наш общий лозунг: дорогу смекалке и творчеству!


    ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении таких игр с детьми различных возрастов?
    ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Неблагодарное это дело – строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.

    Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию.
     ИГРЫ ТРЕНИНГИ

    Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

    Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

    Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

    Пример: Начальная школа

    Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.

    Пример: Грамматика

    Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди и исправь их. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, а сколько придаточных и т.д.).

    Пример: Математика

    "Эстафета". На доске написаны примеры в три столбика. Ученики делятся на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно выходят к доске, решают первое задание из столбика, затем возвращаются на места, отдав мел другому члену команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.



    Схема 2. Логическая цепочка

    Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

    Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните известную игру в города. Это типовой пример. Если участник1 называет Новгород, то участник2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград…. То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова.

    Пример: Иностранный язык

    Игра проводится так же, как и описанная выше в города. Но называются не только города, но и любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day – yard – desk…. Естественно, слово нужно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например, называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные.

    Пример: Физика

    И гра на повторение или проверку формул. Цепочка может выглядеть примерно так:

    То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части формулы.


    ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ

    Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора

    Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти шикарную, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздику. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используем игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик в кого попадет… А одна учительница "по секрету" призналась, что делает шуточное "гадание по журналу".

    Пример: История

    Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал, на уроке истории полетайте с ними на "хронолете". Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции – простой бумажный самолетик, который мои мальчишки делают за минуту, вполне пригоден для "полетов во времени". Обычно в 5-8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игру. Карандашом пишу дату, место события и запускаю "хронолет": к кому на парту оно сядет, тот и попадает в "другое время". Ученик оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности.

    ¤ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

     Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны

    Формула: разыгрывается сценка на учебную тему

    Пример: Иностранный язык

    Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.

    Пример: Физика

    Вообще-то "Аристотеля" из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем он же был только на время урока…

    - Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, - обратился он к ребятам, и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму.

    Ребята тут же "вошли в предлагаемые обстоятельства", и разгорелся спор. А когда в их речь проникали термины из учебника, "Аристотель" только недоуменно пожимал плечами: "Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю". В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений, но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежал.

    Для чего это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич.

    - Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо было только вывести ребят на "искреннюю" работу. чаще всего ребенок работает в системе навязанных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственного мировоззрения. Это и есть "искренняя" работа.


     ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ

     "Да-нетка", или Универсальная игра для всех

    Пусть из нашей классификации эта игра выламывается – неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

    "Да-нетка" учит:

    • связывать разрозненные факты в единую картину;

    • систематизировать уже имеющуюся информацию;

    • слушать и слышать соучеников.

    Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интегрирующей ситуации (см. прием "Удивляй!" на с.6), организации отдыха на уроке, да и не только.

    Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".

    Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

    Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).



    Вопросы детей

    Ответы

    Комментарии

    1.

    Этот предмет используется людьми давно?

    и да и нет

    Вопрос слабый. Понятие "давно" – очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом ученикам ничего не удалось пояснить.

    2.

    Это предмет сельского быта?

    и да и нет

    Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно разделить на "сельские" и "городские".

    3.

    Это приспособление для приготовления пищи?

    нет

    Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на этот предмет задав еще несколько предметов из этой серии.

    4.

    Прямое назначение предмета – отдых?

    нет

    5.

    Это инструмент для обработки чего-то?

    нет

    6.

    Может ли человек обойтись без него?

    и да и нет

    Вопрос слабый. Что значит – "обойтись"? В какой то момент времени или всегда?

    7.

    Им пользуются и взрослые и дети?

    да

    Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.

    8.

    Вопрос относится к мебели?

    нет

    Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом.

    9.

    Предмет относится к посуде?

    нет

    10.

    Это электрический прибор?

    да

    11.

    Это магнитофон?

    нет

    Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к гаданию методом сплошного перебора…

    12.

    Это прибор используется для передачи звука?

    нет

    Вопрос хороший отсекает целую группу электронных приборов?

    13.

    Это осветительный прибор?

    да




    14.

    Это лампа?

    Да!





    После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

    Подобные "Да-нетки"на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках.

    Примеры:

    История древнего мира

    Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех кто знаком с мифами древних греков.)

    Литература

    Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых душ" Гоголя).

    Литература. Физики. Химия

    Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов).

    Геометрия

    По геометрическим свойствам отгадайте задуманную фигуру.

    Информатика

    Летающая тарелка с существами, у которых три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5 + 12 = 21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13?. Объясните ситуацию. (Ведение в тему "Шестеричная система счисления").

    Химия

    Загадана химическая реакция. Какая?

    Математика. Химия. Физика.

    Задумана формула. Какая?

    Физики. Биология.

    Химия. История.

    Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие…) Какое?

    География. Астрономия

    Глубокая ночь. В городе открыты магазины, работают люди. Почему?

    Биология. Физика. Химия.

    Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма поднесла ему в день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп… С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти странные болезни можно лечить!)

    Последняя "Да-нетка" хороша как ввод в темы "Микроскоп" и "Оптические приборы" на уроке физики или "Микроорганизмы" на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно – используем прием "Отсроченная отгадка" (см. с. 7).

    Диалог: - Я применяла эту игру после того, как прочитала о ней в сборнике "Педагогика + ТРИЗ" №2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть?

    • Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: - Оно живет в воде? Учитель: - Нет. Следующий ученик: - Теперь мы знаем, что это животное в воде не живет. Мой вопрос: оно имеет крылья? - ….

    • Мне кажется "Да-нетки" нетрудно придумывать самостоятельно.

    • Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать "Да-нетку" для своего урока. Получилось? Несколько лет я провел серию семинаров по ТРИЗ - педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке 50 отличных "Да-неток" только из этих семинаров. Вот несколько из них:

    Что никогда не пропадает? (Энергия, импульс, температура…)

    Вот она была и нету…. (Скорость при торможении, испарение жидкости…)

    Задумано явление, соответствующее пословице: "Как аукнется, так и откликнется". (Закон Ньютона, или эхо, или радиолокация…)

    Не смог учесть он расстояние и поплатился за незнанье… Какие физические явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.)

    Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.)

    ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку "Да-неток" по разным учебным предметам.
    Управление классом
    СОУПРАВЛЕНИЕ

    Управление группой людей требует авторитета.

    Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.

    Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

    В реальных условиях авторитет учителя включает в себя обе составляющие: авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры – какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая…

    А сейчас нас интересуют конкретные примеры поддержания этой составляющей – демократической, дружеской, сотруднической.
    ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

    Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедится, что учитель досконально владеет предметом.

    Формула: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

    Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.

    Пример:

    Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической мысли и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция такая: учитель по одну стороны "баррикады" – задачи, а ученик – по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются над задачей. И, победив, поздравляют друг друга.

    А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе – в бой…

    Пример:

    С.Ю. Курганов (автор замечательной книги "Ребёнок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!



     ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ

    Формула 1: учитель выходит за пределы учебника.

    Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последнее событие, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала – восторг и признательность ему обеспечены.

    Пример:

    - Я долго, - продолжал он, - мучался над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях – рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг отрывок из "Песни о Буревестнике". Его пре исполняет Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях… Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если вглубь кирпича посмотреть – ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика. 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения….


    Формула 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета

    Если физику приходится заменять заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора в рамках которой не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественным помогут: Данте, Ломоносов, Верхарн, Гете, Брюсов….
    Формула 3: учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры.

    Для этого стоит потратить время на чтение молодежного журнала.

    Пример:

    Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличии от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок – музыкантов…

    Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очередного круга знаний помогает картотек. О картотеке учителя разговор впереди.
     СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ

    Формула: учитель сам себя ставит в позицию оцениваемого.

    Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором. Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, - они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хоть это не просто – автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но – риск вознаграждается.

    Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку. Но не в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

    Диалог: - А как быть, если например, конкретные Петя с Ваней мешали мне вести урок?

    • Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справится с дисциплиной на уроке.

    • Действительно, не просто такое произнести…

    • Да. И ученики это то же понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель это увидит ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. с. 53 и 55).


     СОВЕТУЙТЕСЬ!

    Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений, учитель советуется с детьми!

    Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действительно так. Но не устраивайте плебисцит – это может поставить вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо общая честность – либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все-таки за вами. И, конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение…


    ТРАДИЦИИ УРОКА
    Полезные ритуалы педагогического общения

    Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слажено.
    ВХОД В УРОК

    Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.

    Формула: учитель начинает урок "с настройки".

    Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема для повторения)"

    Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет музыкальная фраза. Она может быть мажорно - возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатруяна или "Болеро" Равеля, или минсоно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начинать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной

    разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо его основная цель – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

    Пример:

    У нас такая традиция входа в урок: после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке.

    Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением не, то вход в урок можно разнообразить.
    ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

    Формула: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

    Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.

    Пример:

    Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время, само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.


     ОТДЫХ

    Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет еще и середину.

    Формула: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.

    Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Читатель уже мысленно оглянулся и на раздел "Игровая учебная деятельность" и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "Да-нетка" (см. с.39).

    Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
     ЗАДАНИЕ НА СТОЛ

    Формула: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды. И кладут тетради всегда на определенное место учительского стола.
     РУКИ ПРОЧЬ!

    Стенания пятиклассника: "Первый раз учительница устроила головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз – за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?

    Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? – А я не знал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?

    Что ж, и эта задача разрешима. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого – не трогать! Можете, даже объявить конкурс на эскиз знака – это только поспособствует его известности.

    Формула: при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.

    Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого – ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.

    ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы хорошие традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?

    Диалог: - Я учитель химии. В кабинете всегда лежит мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться, глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?

    • Да.



    ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ
    ЧЁТКАЯ КОМАНДА

    Что такое четкая команда? Урок. Учитель показывает одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают места, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?

    Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены и даже откорректированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.

    Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.

    Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.

    Пример:

    Кому не знакома такая сцена. Сдается контрольная работа, распоряжение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: "Я забыл подписать тетрадь!" – и, как бы подписывая тетрадь лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходными вариантом – ответ сверяет. Немногим лучше дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно понаблюдать бой гладиаторов не за жизнь – за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают педагога, который не справляется в этот момент с классом и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.

    Но возможен и другой сценарий. Пользуясь правилом: любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой же команде ученики сразу откладывают ручки, карандаши и т.п. в сторону. Обмануть в этом случае нельзя – пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста… У тебя неправильно? Не переживай, может, только ошибся в расчетах…

    Главная цель – успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. Н напоследок о маленькой хитрости: за 2-3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например, звонком колокольчика.

    И опять автор рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.

    Пример:

    Команда "Внимание!". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач…) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы…). Тогда учителю не придется говорить и даже кричать, перекрикивая многие голоса.

    Диалог: - Не напоминает ли это казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли… Слишком технологично.

    • Вспоминаю старый добрый фильм "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому что не любил. А потому что четкая организация и ритм позволяют выжить в данной ситуации. В том числе и освободить время для нормального человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология – это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи… Хорошая – комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании – прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.

    • Оправдывается ли время, потраченное на отработку четких команд?

    • Такие команды оправдываются только для повторяющихся ситуаций. Один раз отработали – много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта