Конспект. Презентация по литературе 11 класс. М. Горький. Пьеса _На дне_ (. А. М. Горький Пьеса На дне 11 класс История создания пьесы
Скачать 4.63 Mb.
|
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 классИстория создания пьесыДрама «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Смысл названия пьесыПервоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца».Почему «На дне»?В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Новаторство А.М.ГорькогоВпервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов. Проблематика драмы
Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру Конфликт пьесы
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру Обитатели ночлежкиОбитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем гореФотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру Клещ и АннаКлещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».Акт I. Художник С. Гонков. БаронРазорившийся дворянин.Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?»Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. АктерБывший театральный актер.Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился.Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.Актер — Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин. НастяПроститутка.Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».Настя — О. Книппер. Московский Художественный театр. Васька ПепелВор. Сын вора.Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. . БубновОказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького СатинБывший телеграфист. Шулер.Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин. ЛукаИмя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый».Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя.Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра Три философии – три ответа на главный вопрос пьесыФилософия ЛукиФилософия Сатина Философия автора Философия ЛукиЛука – носитель философии веры. Он верит в любого человека.Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть».Акт II. Художник С. Гонков. Философия СатинаСатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»Акт IV. Художник С. Гонков. Философия автораА.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.Композиция пьесы разоблачает философию Луки.Кто прав? Чья философия побеждает?Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.А.М.ГорькийВечный вопрос?..А.М.Горький Использованные материалы:
|