Главная страница

Ориентация в пространстве тюрков. Антропология. А. Н. Кононов констатирует у древних тюрков и монголов, а также в остаточном виде в современных тюркских и монгольском языках наличие нескольких типов ориентации по странам света на восток, на юг, на север к Поля


Скачать 15.28 Kb.
НазваниеА. Н. Кононов констатирует у древних тюрков и монголов, а также в остаточном виде в современных тюркских и монгольском языках наличие нескольких типов ориентации по странам света на восток, на юг, на север к Поля
АнкорОриентация в пространстве тюрков
Дата11.05.2021
Размер15.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнтропология.docx
ТипДокументы
#203426

Как и в других архаичных культурах Евразии, у тюрков зафиксирована четкая ориентация по четырем основным и четырем промежуточным странам света, при этом Средний мир людей окружен четырьмя морями, чьи названия повторяют названия стран света, а сама Земля в фольклоре носит постоянный эпитет «а5ыс иилээх-сабалаах*
(Восьмиконечная-Восьмигранная) по числу стран света (Там же, 80).

Интересно отметить, что излюбленная орнаментальная фигура у тюрков крестообразная розетка и лучевая с восемью лучами, присутствующая, например, на поверхности якутского стола сандалы, — по мнению специалистов, «воспроизводит, несомненно, горизонтальную модель мира — юг, север, восток, запад плюс промежуточные направления.

А. Н. Кононов констатирует у древних тюрков и монголов, а также в остаточном виде в современных тюркских и монгольском языках наличие нескольких типов ориентации по странам света: на восток, на юг, на север (к Полярной звезде), а также в понятиях вертикали – верх-низ, где верхом может быть или юг, или восток

ВОСТОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Древние тюрки, как это явствует из памятников рунической письменности, начиная с 8 века нашей эры, имели вполне определенную солярную ориентацию с выделение восточной страны света, как сакральной. Знаменитая орхонская надпись в честь Кюль-тегина это обстоятельство выражено следующими словами: «Впереди, где восходит солнце, справа, где солнце в зените, позади, где заходит солнце, слева, где ночь в зените,- обитающие там народы все мне подвластны»

Существует множество свидетельств того, что восточная сторона, восточная часть неба издревле почитались и во многих случаях до сих пор почитается тюрками как предпочтительная и благоприятная, при этом запад как место исчезновения солнца связывался со страной предков, с мотивом ухода из жизни, с умиранием. По китайским источникам, гуннский правитель утром выходил из своей ставки поклониться восходящему солнцу, а когда он садился, то всегда поворачивался к востоку, при этом его юрта открывалась на восток.

Уже тот факт, что большинство камней, на которых были выгравированы надписи древних тюрков, были обращены на восток, говорят о сакральности этого направления. А. Габэн полагает, что и самоназвание тюрков — Koktiirk «синие тюрки— предполагает такую направленность их, так как согласно цветовой символике стран света «синий» означал «восточный»

ЮЖНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Помимо китайской ориентации большое влияние на принятие и развитие южноориентированной системы у тюркских народов мог оказать ислам, распространение которого среди некоторых тюркских народов в V III— IX вв, приводило к принятию в качестве киблы — священного направления в сторону Мекки в архитектуре мечетей, в молитве и погребении — южной стороны, поскольку кибла в этих регионах практически совпадала с южной стороной.

СЕВЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

X. Людат считал, что все тюрки изначально переняли от китайцев сакральное направление на юг (Ludat, 149— 155); ему возражал О. Придан, полагавший, что, в отличие от китайцев, ранние тюрки имели северную ориентацию, хотя и заимствовали от первых цветовую символику стран света; при этом правая (восточная) сторона (рука) была предпочтительней, более высокого ранга. Прицак считает, что позже северная ориентация тюрков сменилась на восточную (как зафиксировано в орхонских надписях), а затем у уйгуров и монголов Чингнз-хана на южную.

Тем не менее следы какой-то ориентации на север, возможно* присутствуют в некоторых ареалах тюркского мира (Кононов, Способы, 81— 82; Он же. Семантика, 166— 168). Так. например, киргизы делились на правое (от/) и левое (сол) крыло- При этом «левые занимали крайний запад территории киргизов, именно местность у Таласа. Из этого можно заключить, что киргизы при определении стран света становились лицом на север, а не на восток, как древние турки, и не на юг, как монголы (Бартольд, 2, 1, 533). Кононов добавляет к этому соображению еще древнеуйгурское словосочетание kodUn jynaq «южная сторона, южное направление», первое слово которого родственно турецкому goiiin — «назад, позади»

Несомненно, наблюдения древних тюрков за звездным небом должны были приводить их, как и другие народы, к заключению о неподвижности Полярной звезды, которая становилась осью мира, опорой
мироздания и ориентиром на местности. Недаром она называлась «Золотым колом»-Алтын казык ,или «Железным колом» — Темир казык. Возможно, что именно с Полярной звездой как ориентиром была связана северная ориентация древних тюрков.

Любопытные данные об этой роди Полярной заезды в представлениях современных кумыков - тюркоязычного народа в Дагестане — привела С. Ш. Гаджиева. «Дуньялар тербенсе де тербенмес Темир къазыкъ»(Если даже закачается весь мир, не сдвинется с места железный кол»-выражение кумыков)

ОРИЕНТАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ «ВЕРХ-НИЗ»

Существует еще одно переживание стран света, связанное с восприятием севера/запада и юга/востока как стороны «нижней» (север/запад) и «верхней» (юг/восток). Человек, обращенный к востоку, имел, таким образом, справа
юг, верх, добро, свет и мужское начало (мужская половина юрты находилась на южной- правой стороне), слева — север, низ, зло, тьму и женское
начало.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ

Из-за отождествления благоприятного юга с
правой стороной последняя считалась у тюрков благоприятной. А левая сторона воспринималась как ложное и неискреннее.


написать администратору сайта