Тема 5. Развитие музыкального восприятия у детей младшего школьн. А. Н. Сохор выделяет стадии музыкального восприятия, такие как 2
Скачать 29.08 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Факультет психолого-педагогического образования Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль «Начальное образование и дошкольное образование» Исполнитель: Ушакова Анна студентка Нт-501о НДО Научный руководитель: Трофимова Е.Д., к.п.н. доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук. Нижний Тагил 2020 Развитие культуры восприятия музыки у школьников происходит посредством музыкально-слушательской деятельности. Термин восприятие музыки имеет два значения [1]: 1. Восприятие музыки — естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке. 2. Восприятие музыки — слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей, жанров, форм, композиторами и исполнителями. В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. А. Н. Сохор выделяет стадии музыкального восприятия, такие как [2]: 1) возникновение интереса к произведению и установки на его восприятие (интерес к музыкальному произведению возникает у слушателя под воздействием различных обстоятельств); 2) слушание как физический процесс; 3) понимание и переживание музыки; 4) интерпретация и ее оценка. Разделение этих стадий надо признать условным, потому что в действительности указанные стадии не обязательно следуют друг за другом, а зачастую накладываются друг на друга. Начинать становление умений и навыков восприятия музыки обучающихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную. Обоснованием подобного видения методики организации музыкального восприятия является понимание обращенности искусства «не к рациональному изучению, а к переживанию — в мире художественных образов человек должен жить, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального». В данном утверждении М.С. Кагана особенно важно для урока музыки понимание эстетического удовольствия, наслаждения, вызываемого искусством у младших школьников. Следующим этапом музыкально-слушательской деятельности в начальной школе должно явиться умение ориентироваться в музыке, исходя из более обобщенных представлений стиля, жанра, формы, музыкального образа, средств его создания и развития. Так, например, начиная со 2-го класса, согласно программе Д. Б. Кабалевского, дети знакомятся с первичными жанрами (песней, танцем, маршем и их разновидностями), с изобразительными и выразительными способностями музыки, обучающиеся открывают для себя мир оперы, балета, симфонии, особенности развития музыкальной речи, многообразие интонаций, способов творчество и построения (формообразования) музыки. Изучая отдельных композиторов, младшие школьники постепенно формируют и расширяют свой «интонационный запас», познают некоторые черты индивидуального стиля композиторов. Одновременно дети знакомятся с исполнителями-инструменталистами и вокалистами, хорами и оркестрами. Особое внимание уделяется народной музыке, так как знание ее особенностей помогает понять стилистику национальных школ. Обретение детьми музыкальных знаний способствует более осмысленному восприятию музыки. Исследователи процесса восприятия выделяют несколько типов восприятия искусства и музыки, в том числе, где каждый тип восприятия соответствует определенному возрастному периоду [3]. Наивно-реалистическое восприятие является начальной или первой ступенью к восприятию эстетическому. Оно свойственно детям дошкольного возраста и некоторым младшим школьникам. При наивно-реалистическом восприятии самосознание ребенка базируется в основном на эгоцентрическом мышлении детей. Ребенок, эмоционально переживающий художественное произведение, воспринимает ситуацию, описанную в нем, как реально происходившую на самом деле, а его героев принимает за реально существовавших или существующих людей. Главной задачей для этого этапа развития эстетического восприятия у детей произведений искусства является оказание помощи в выявлении определенных героев того или иного музыкального произведения, которые могут быть представлены музыкальными интонациями. Интуитивно-эстетический тип восприятия искусства — следующий этап развития восприятия у детей. В младшем школьном возрасте у детей формируются и развиваются рефлексивные способности, благодаря которым ребенок имеет возможность сосредоточить внимание на самом себе. Способность сопоставить собственные эмоциональные переживания и переживания другого человека также выводит детей на интуитивно-реалистический тип восприятия искусства. Учащиеся уже самостоятельно, без предварительного размышления приходят к выводу о том, что произведение искусства кем-то создано. Реально существующий автор, который создал художественное произведение, позволяет младшим школьникам провести границу между жизненностью и вымыслом. Более высоким уровнем развития восприятия искусства, когда в его процесс «включается» образ автора, является собственно эстетическим восприятием. Выявляя образ автора, ребенок выходит на понимание его как нереальной личности, идеи, чувства и переживания которой воплощены им самим же в содержании и художественной форме. В организации восприятия музыки и музыкально-слушательской деятельности условно выделяют следующие этапы [1]: вступительное слово учителя; слушание произведения; беседа о прослушанном произведении; анализ услышанного; повторное слушание. Вступительное слово учителя имеет большое значение. Словесные комментарии учителя рекомендуются с направленностью на то, чтобы заинтересовать детей произведением, которое они будут слушать. Кабалевский отмечал, что увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определенным образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы. Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации восприятия музыки должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Продумывая вступительное слово, учитель должен понимать, что его речь служит общению, поэтому основной установкой должна явиться доступность восприятию обучающихся. Настраивая обучающихся на восприятие музыки, учитель должен излагать свои мысли ясно и просто; точно употребляя слова в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены; логично; без речевых штампов, так как употребление таковых свидетельствует о бедности словарного запаса говорящего. Существенное значение имеет также содержательность и выразительность речи учителя музыки, ясность произношения, убедительность тона. Активизируют слушательское внимание обучающихся общепедагогические приемы [1]: прием новизны и удивления: учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации; прием персонификации и соучастия: учитель моделирует конкретную ситуацию, в которой он сам и слушатели становятся соучастниками какого-либо события. Также активизации восприятия способствуют методические приемы вокализации — пропевания. К методическим приемам активизации внимания детей относится сформулированный перед прослушиванием музыкального произведения конкретный вопрос или ряд вопросов. Иногда дети, найдя ответ на поставленный вопрос, сразу поднимают руку, чтобы ответить. Разумеется, что музыка в этот момент для них отходит на второй план, что нельзя считать правомерным. Поэтому до начала слушания обязательно следует предупредить детей, что необходимо дослушать музыкальное произведение до конца и только после этого поднять руку для ответа. Во время исполнения музыкального произведения важно, чтобы учитель помнил, что он является эталоном слушателя для обучающихся, учитывая склонность к подражанию младших школьников. Поэтому недозволительно в этот момент читать конспект урока, заполнять журнал. Учителю необходимо самому слушать и наблюдать, как слушают дети, чтобы потом оценить восприятие музыки каждым учеником. После прослушивания в начальной школе следует обязательно отметить тех ребят, кто внимательно и проникновенно слушал, что будет стимулировать других ребят к аналогичному отношению к музыкально-слушательской деятельности. После прослушивания произведения необходимо провести его анализ. Задания в анализе музыкального произведения направлены на развитие эмоционального-ценностного отношения к музыке, а также совершенствование музыкального мышления обучающихся, педагогическими условиями формирования которого явятся установки учителя на сосредоточенное вслушивание в музыку, внимательность и наблюдательность за развитием музыкального материала. В процессе анализа музыки у детей развиваются музыкальные способности и формируются навыки, умения оперировать в дифференциации музыкального материала знаниями теории и истории музыкального искусства. Особенно ярко музыкальное произведение воздействует па ребенка в «живом» звучании, однако можно использовать технические средства, что позволит детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями, концертными залами, театрами оперы и балета, а также синтетической природой жанров балета, оперы, мюзикла. Разумеется, что необходимый музыкальный материал следует приготовить заранее. Учитывая, что организация восприятия музыки на уроке моделирует атмосферу концертного зала, можно часто наблюдать, как, пережив катарсис от встречи с музыкой, дети аплодируют. Поэтому учителю следует рассказать, как выражают свой восторг слушатели на концертах, в театрах оперы и балета, а также постоянно обращать внимание младших школьников не только на исполнителей, но и на слушателей во время просмотра фрагментов выступлений из различных концертных залов. В формировании музыкального восприятия учитываются возрастные особенности детей. У младших школьников музыкальное восприятие развивается от эмоционального, обобщенного к осознанному и дифференцированному. Литература: 1. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М.,2012. — 272 с. 2. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. Композитор. — 1980. — 296 с. 3. Тагильцева Н. Г. Эстетическое воспитание обучающихся: учебное пособие по дисциплине «Психолого-педагогические основы восприятия детьми искусства» для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, УрГПУ. — 2010. — 142 с. Тест к теме «Развитие музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста» Вариант 1
Вариант 2
|