Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Гуманизм в педагогической концепции А. С. Макаренко

  • Это ли не реальный гуманизм

  • 5. Ученики и последователи А. С. Макаренко

  • Заключение Педагогика XXI века... Какой она будет

  • Библиографический список

  • А. С. Макаренко Введение


    Скачать 145.5 Kb.
    НазваниеА. С. Макаренко Введение
    Дата22.01.2023
    Размер145.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаreferatbank-8518.doc
    ТипДокументы
    #898759
    страница2 из 2
    1   2

    3. Педагогическое мастерство в понимании А. С. Макаренко

    Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руко­водство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспита­ния, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие — вот главная за­дача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководи­теля кружка и любого трудового и творческого объединения де­тей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

    А.С.Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно толь­ко это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значитель­ной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педа­гогических вузов появились кафедры педагогического мастерст­ва, а одноименные спецкурсы читаются чуть ли не во всех педа­гогических учебных заведениях.

    И как символично, что первая кафедра педагогического мас­терства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист — Василий Александро­вич Сухомлинский.

    И все же опять следует признать, что макаренковская кон­цепция педагогического мастерства до сих пор не принята на во­оружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к ма­стерству педагогического воздействия.

    Выступая однажды перед учителями, Антон Семенович ска­зал, что стал настоящим воспитателем, когда научился простень­кую фразу «иди сюда» произносить с 15—20 оттенками в голосе. Однако владение такой, с позволения сказать, актерской техни­кой не исчерпывает мастерства педагога, хотя и является одним из его элементов. Как мастерское владение напильником еще не делает слесаря, гак и выразительная демонстрация своих чувств еще не делает педагога мастером.

    Мастерство педагога в понимании Макаренко — это слож­нейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем сто­ит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, ор­ганизовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

    Воспитатель — всегда учитель и наставник. Работая с деть­ми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкрет­ном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое — уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство — мастер­ство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал. Однаж­ды, готовясь к педсовету, на котором обсуждался вопрос об орга­низации клубной работы в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского, он на машинке напечатал свои советы товарищам по работе, озаглавив их «Вроде методического плана клубной работы».

    Но и этого мало. Любопытно, что свои советы, о которых только что шла речь, Антон Семенович заканчивает очень ак­туальным пожеланием: «Языком болтать надо умеренно и не больше примерно одной пятой всего времени занятий кружка». Какой хороший совет для не в меру говорливых педагогов! Макаренко всегда резко выступал против сведения воспитатель­ной работы к воздействию на сознание учеников путем разного рода разъяснений и поучений, «моральных проповедей». Но это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя. Его соратники вспоминают, как страстно и убедительно умел говорить Антон Семенович, понимая, что воспитатель всег­да пропагандист. И это еще одна составная часть мастерства пе­дагога.

    И, наконец, «педагогическая техника», или, как сейчас мы говорим, «мастерство педагогического стимулирования». Воспи­татель должен уметь влиять на детей непосредственно. А для это­го многое надо знать и уметь: надо верно оценивать ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь ув­лечь перспективой и многое-многое другое, вплоть до подлинно­го артистизма в демонстрации своих чувств.

    Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

    А.С.Макаренко утверждал: мастерство — это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической молодежи несет большую гуманистическую нагрузку. Сколько изломанных педа­гогических судеб и несостоявшихся жизненных планов из-за то­го, что молодые педагоги на начальном этапе своей работы не овладели мастерством! Можно смело сказать, что 99% всех на­ших неудач и просчетов на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического мастерства.

    Совершенно ясно — из одних книг мастерства не почерп­нешь. Для этого нужен упорный труд, самостоятельный поиск и сотрудничество с опытными педагогами. Но чтобы эти поиски и сотрудничество были успешными, надо знать, в каком направле­нии их следует развивать. В отборе верных направлений движе­ния к мастерству книги Макаренко всегда будут добрым и неза­менимым помощником молодого педагога. И никогда на этом пути не следует забывать мудрого замечания Антона Семеновича о том, что подлинный гуманизм в отношении людей, в отноше­нии к детям состоит в том, что надо мастерски, «блистая уда­чей», делать свое дело.

    Педагогическое творчество А.С.Макаренко — педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и С.Т.Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по де­лам их узнаете их... На самый трудный участок педагогического фронта — на спасение беспризорных детей подвигла судьба Ан­тона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеоб­щей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных ре­зультатов.
    4. Гуманизм в педагогической концепции А. С. Макаренко

    В 1994 г. увидела свет удивительная книга «Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый журналист Лев Алексеевич Чубаров, который много лет изучал судьбы воспитанников Антона Семеновича. Вот что он пишет: «Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством, прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семеновича Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы войны, не по­кинул Родину в трудное для нее время; нет среди них ни подле­ца, ни труса, просто плохого человека.

    Имею моральное право судить о том, ибо знавал лично 700— 800 из трех тысяч, общался с ними около сорока лет».


    Это ли не реальный гуманизм?

    Один штрих лучше всего иллюстрирует реализм макаренковского гуманизма. «1 марта 1939 г. Антон Семенович выступил с лекцией по проблемам воспитания в лектории Московского го­сударственного университета. Начиная с 1948 г. текст этой лек­ции неоднократно печатался в сборнике работ педагога и в со­браниях сочинений. И до последнего времени всегда стыдливо опускалась значительная часть текста, где Макаренко рассказывает, как он учил своих воспитанников... пить водку. Да-да. Именно так. Не всех, конечно, а тех, кто уже стал пьяницей. Де­лалось это но секрету...» Впрочем, прочитайте сами этот отрывок на с. 111 — 112 и поразмыслите над ним. Вы поймете, что из всех возможных решений в данной конкретной ситуации Макаренко выбрал единственно верное. А это и есть гуманизм.

    Макаренко всегда творил с оптимистической гипотезой. И в этом его подлинный гуманизм. «Педагогическую поэму» — вер­шину своего литературного творчества — он посвятил Максиму Горькому. Великий русский писатель в июле 1928 г. посетил коло­нию его имени. Дни, проведенные Горьким в Куряже, Антон Се­менович назвал самыми счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно, уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого Алек­сея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и за­ведующим колонией является А.С.Макаренко. Это бесспорно та­лантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он — суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на воен­ного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, со­рванным или простуженным голосом, двигается медленно и всю­ду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотогра­фический снимок с его характера. У него, видимо, развита по­требность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.

    На собраниях командиров, когда они деловито обсуждают ход работы в колонии, вопросы питания, указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные небрежности, ошиб­ки - Антон Семенович Макаренко сидит в стороне и лишь из­редка вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются спорить с ним - как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, чем все они».

    Подытоживая уведенное в Куряже и других трудовых колони­ях Алексей Максимович скажет удивительно точные слова: «за­ведующий Бакинской трудовой колонией, - я забыл его фами­лию – и А.С.Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже - все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего - это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответст­венность перед лицом детей. Бесчисленные трагедии нашего ве­ка возникнув на вулканической почве непримиримых классовых противоречий, убедительно рассказывают детям историю крова­вых ошибок отцов. Это должно бы возбудить у отцов чувство от­ветственности перед детьми; должно бы - пора».

    Прошу прошения за обильное цитирование, но, мне кажется, оценки классика мировой литературы помогают лучше понять реальный гуманизм педагогики Макаренко.
    5. Ученики и последователи А. С. Макаренко

    Рассказ о Макаренко и его творчестве был бы неполным ес­ли не сказать о его учениках и последователях. Ведь Антон Семе­нович принадлежит к тем людям, жизнь которых в определенном смысле не заканчивается с их физической смертью. Их книги и дела продолжают творит добро, а ученики и соратники с еще большей энергией содействуют распространению и пропаганде новых идей. Вспомним - Макаренко при жизни не был признан как педагог и последние слова его были: «Я писатель Макаренко». И если сегодня мы являемся свидетелями мировою при­знания исключительного значения его творчества в педагогике, то этим обязаны самоотверженной борьбе и упорному труду ею последователей. О некоторых из них умолчать нельзя.

    Семен Афанасьевич Калабалин был в числе любимых воспи­танников Макаренко. Все знают его как Семена Карабанова в «Педагогической поэме». Вместе со своей женой Галиной Кон­стантиновной он всего себя отдает заботе о детях лишенных семьи, работая в детских домах. Великолепный рассказчиц Семен Афанасьевич щедро откликался на приглашения выступить либо с публичной лекцией, либо с докладом в школах и на учительских совещаниях. Многие воспитатели «пришли» к Мака­ренко через С.А.Калабалина.

    Виктор Николаевич Терский — в «Поэме» Перский — был талантливейшим педагогом, организатором клубной работы в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Это о нем сказал Макаренко: «Я дрожал, как бы у меня его не смани­ли». Он написал несколько прекрасных книг. Среди них особо выделяются «Клубные занятия и игры в практике А.С.Макарен­ко» (М., 1961) и написанная в соавторстве с О.С.Кель книга «Иг­ра. Творчество. Жизнь», выпущенная издательством «Просвеще­ние» в 1966 г. Можно смело утверждать, что в этих работах Вик­тора Николаевича — основы педагогики клубной работы.

    И С.А.Калабалину, и В.Н.Терскому посчастливилось рабо­тать с Макаренко. Но были и другие его последователи, внесшие также значительный вклад в пропаганду и разработку его идей.

    В мае 1940 г. научным сотрудником кабинета педагогики НИИ школ Наркомпроса РСФСР стал Иван Федорович Козлов, который за несколько дней до начала Великой Отечественной войны успешно защитил первую диссертацию об опыте Мака­ренко. Козлов стал составителем первого сборника избранных педагогических произведений Антона Семеновича. Более 10 лет трудился он над книгой «Педагогический опыт А.С.Макаренко», которая в полном объеме увидела свет только в 1987 г. — изда­тельство «Просвещение» выпустило ее к 100-летию со дня рож­дения А.С.Макаренко. Эту книгу стоит прочитать каждому, кто хочет понять и осмыслить педагогическую систему педагога-гу­маниста. Автор не только дает систематическое изложение тео­рии воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия — важнейших разделов учения Макаренко, но и на основе осмысления совокупности его идей первым в истории пе­дагогики глубоко и верно характеризует предмет педагогики — воспитание как объективно-закономерное явление — и тем са­мым ставит точку в споре: может ли педагогика считаться нау­кой.

    Особо следует сказать об Иване Андреевиче Каирове. Он был одним из тех профессоров, кто приглашал Антона Семеновича писать учебник педагогики. Помните? В небольшой книжечке «Слово о Макаренко. К 75-летию со дня рождения», выпущен­ной в 1963 г., он сам рассказывает об этом. В 1946 г., став прези­дентом Академии педагогических наук РСФСР, Иван Андреевич возглавил работу по подготовке к изданию 7-томного собрания сочинений Макаренко, вышедшего в свет в 1950—1952 гг., а за­тем повторно — в 1957—1958 гг. С этого момента не только худо­жественное, но и научно-педагогическое наследие Макаренко становится доступным широкому читателю. И факт этот пере­оценить невозможно.

    Удивительна судьба всех революционных открытий в науке. На пути ее развития они становятся своеобразным перекрестком, миновать который в дальнейшем поступательном движении науч­ных идей практически невозможно. Мало того, они становятся, образно говоря, мощным детонатором для взрыва новых научных идей. Так в отечественной психологии открытия И.М.Сеченова стимулировали научный подвиг И.П.Павлова, в педагогике идеи и опыт А.С.Макаренко дали толчок творчеству В.А.Сухомлинского и других видных педагогов второй половины XX века.

    Говоря о последователях А.С.Макаренко, нельзя умолчать о Георгии Васильевиче Гасилове. Сотрудник Наркомпроса РСФСР, директор школы, двух детских домов, в течение 17 лет руководитель районного отдела народного образования в Моск­ве, он стал неутомимым пропаганди­стом его опыта и идей. Его ученики — талантливые директора московских школ Э.Г.Костяшкин, С.Э.Карклина, К.Н.Волков — стали крупными учены­ми.

    Помимо назван­ных выше это педагоги Е.Н.Медынский, В.Е.Гмурман, Э.И.Моноезон, И.Ф.Свадковский, писатели и журналисты Ю.Б.Лукин, М.П.Павлова и многие другие.
    Заключение


    Педагогика XXI века... Какой она будет?

    Представить это достаточно подробно и в полном объеме не­мыслимо. Да в этом и нет необходимости. Но некоторые призна­ки ее видятся сегодня отчетливо и зримо.

    Прежде всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией. К этому выводу ведет нас понимание воспитания — предмета педагогики, которое высве­тил для нас А.С.Макаренко. Теория развития личности, возраст­ного созревания детей непременно станет фундаментом педаго­гического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогиче­ского знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им мате­матически точные оценки.

    Педагогика — наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным мето­дом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а так­же точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «в мучительных судорогах кабинетно­го ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагоги­ческого решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться и становиться все более практичной педаго­гика XXI века.

    Педагогика в своем развитии выйдет на технологический уровень. Традиционные отделы любой технологии — материало­ведение и проектирование, производственные процессы и обору­дование, инструментарий и техника безопасности — появятся и в педагогике в виде новых ее разделов. Так возникнет и общая теория целостного воспитательного процесса, ориентированного на руководство развитием цельной личности ребенка. Педагоги­ка, вероятнее всего, откажется от «растаскивания» человека на части по многочисленным видам воспитания: умственного, фи­зического, трудового, нравственного, эстетического и т.п. Отка­жется она и от составления «вечных», «лучших», а поэтому ни­когда и нигде не пригодных программ воспитания, но взамен этого даст воспитателям теорию проектирования личности на ос­нове знания законов ее развития и при учете конкретных обще­ственных потребностей, так называемого социального заказа.

    Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитате­лям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических си­туаций, умением их анализировать и на этой основе безошибоч­но выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

    Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия го­ризонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем даль­ше видишь. «Низко — так близко, а высоко — так далеко», — свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко — высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегод­ня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.
    Библиографический список

    1. А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. – с.207.

    2. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. – с.102 – 105.

    3. Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. – с 222.

    4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогики. Волгоград: Перемена, 1997. – с. 264.

    5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. — М.: Педагогика, 1987. – 314 с.

    6. Макаренко А. С. Сост. Коротов В. М. М.: АМОНАШВИЛИ: Моск. гор. пед. ун-т, 1999. – с. 223.

    7. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). — Ч. 1. - М.: ХАРВЕСТ, 1994. — 487.
    1   2


    написать администратору сайта