Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии

  • Воля может действовать без всякого познания

  • Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

  • О. Шпенглер «Закат Европы»

  • Каждая культура обладает соответствующей душой

  • «Психоанализ З. Фрейда. Его влияние на литературу XX века»

  • «К. Г. Юнг и психологии и творчестве»

  • Х. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства»

  • М. Хайдеггер «Исток художественного творения»

  • М. Хайдеггер «Искусство и пространство»

  • Философия. А. Шопенгауэр Понятие воли


    Скачать 21.56 Kb.
    НазваниеА. Шопенгауэр Понятие воли
    Дата27.12.2022
    Размер21.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #865828

    А. Шопенгауэр «Понятие воли»

    А. Шопенгауэр – великий пессимист.

    Сначала мир существует как воля, воля порождает мир.

    Извне нельзя проникнуть до существа вещей. Существует мир действительный (мир как воля) и кажущийся (представление, отражение в сознании).

    Существует божественный философский разум, который спорит сам с собой.

    Предмет философии – воля. Цель философии – поднять ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю. Нирвана – это подчинение воли.

    Воля уподобляется сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект, представленный хромым, но обладающий зрением.

    Воля в природе – это постоянное стремление, хотение, желание. Все, что познает личность в окружающем мире, сводится в итоге к познанию воли.

    Пути ухода от воли:

    • Художественное творчество – когда человек начинает творить, он подобен творцу, как только мы перестали творить – над нами снова появилась некая сила;

    • Буддизм – есть нечто производящее мир, любой человек – это часть, творение, и когда мы боремся с этой силой, то мы сражаемся с самим собой. Человек – часть целого, целое – много частей. Как только человек перестает быть эгоистом, то он видит гармонию.

    Воля может действовать без всякого познания:

    • В неживой природе – это магнетизм, сила притяжения, все природные катаклизмы;

    • В живой природе – это борьба за существование, инстинкты и рефлексы.

    Шопенгауэр считал: «То, что представляется в восприятии как мое тело, есть на самом деле моя воля», - мое тело – результат моего действия в этом мире.

    Каждая вещь есть сила или явление воли: в этом состоит ее реальность.

    Воля на мировом уровне – это подобие бога, творца. Воля на уровне человека – это энергия.
    Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

    Ницше говорит об идее бесконечного возвращения.

    Ницше говорит, что Бог умер, но здесь имеется в виду, что Бог умер как идея, потому что человек больше в него не верит (бог христианский).

    Я должен только самому себе, и только я сам отвечаю за свои поступки. В первую очередь я должен стать личностью.

    Ницше говорит о войне с самим собой.

    Мы всегда все в первую очередь делаем для себя.
    О. Шпенглер «Закат Европы»

    Субъективная картина мира.

    Понять мир значит разобраться в нем.

    Культура – живой организм, она рождается, существует и умирает, приходя к цивилизации.

    Цивилизация – упадок культуры. Люди становятся массой.

    Псевдоморфоза – петровская Россия. Петр Великий стал для русской сущности роковой фигурой.

    Тайна человеческой сущности: рождение Я тождественно с рождением мирового страха.

    Тело – оболочка, душа – чувства и эмоции, дух – связующая нить с чем-то высоким.

    «Душа культуры» – яркое и точное определение того факта, что культурный фундамент нельзя сводить к разуму. Каждой культуре присуща своя собственная душа, реализуемая в бесконечном количестве индивидуальной жизни.

    Каждая культура обладает соответствующей душой:


    «Психоанализ З. Фрейда. Его влияние на литературу XX века»

    «Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа», - З. Фрейд.

    Есть то, что мы осознаем, а есть «оно», что заставляет действовать.
    Невроз (человек, получивший травмирующий опыт).

    «Учение о вытеснении – фундамент, на котором зиждется всё здание психоанализа» - З. Фрейд.

    Я хочу, но я не сделаю = конфликт сознательного и бессознательного = невроз.

    Сверх-Я – это совесть и идеалы. Я – посредник между Сверх-Я и Оно.

    В России психоанализ явился одним из важных составляющих интеллектуальной жизни. Пропаганда – Вяч. Иванов, О. Мандельштам, Дягилев.
    «К. Г. Юнг и психологии и творчестве»

    Типы творчества:

    1. Психологический тип:

    • Материал – содержание, который движется в пределах досягаемости человеческого сознания;

    • Побуждает читателя к большей ясности и более последовательной человечности;

    • Всегда вращается в границах психологически понятного.

    2. Визионерский тип:

    • Материал – переживание, не имеет в себе ничего привычного;

    • Первопереживание, которое лежит вне пределов сознания;

    • Характер тайны, жизни и сокрытия.

    Визионеры – это провидцы, нечто надчеловеческое, они чувствуют связь реального с нереальным.

    Коллективное бессознательное – опыт поколений, предков, который мы получаем внутри самого себя (опыт заложен с момента зачатия).

    Гёте «Фауст» - первопереживание лишено слов и форм, ибо это есть видение в «тёмном зерцале».

    В своем качестве художника творец есть свой труд, а не человек.

    Мужское начало – рационально, структурированно, женское – иррационально.

    Архетип – воля или могущество богов, а также оракул, морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоим лишь через столкновение с сознанием.
    «Йохан Хёйзинга «Homo Ludens»

    «Homo Ludens» - человек играющий.

    Poiesis – функция игры.

    Игра как форма состязания (agona – состязание).

    Поэзия выполняет более широкую функцию, чем удовлетворение литературных притязаний.

    Миф, в какой бы форме он не передавался, всегда есть поэзия.

    Существует игра, как способ передачи информации.

    Игра может быть серьезной.

    Только драма, благодаря своему свойству быть действием, сохраняет прочную связь с игрой.
    Х. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства»

    Все молодое искусство непопулярно тем, что не народно.

    Произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две противоположных друг другу группы: благосклонные и враждебные.

    Искусство для меньшинства.

    «Поэзия сегодня – это алгебра метафор».
    М. Хайдеггер «Исток художественного творения»

    Исток означает, откуда нечто пошло и посредством чего нечто стало тем, что оно есть.

    Искусство – исток и художника и творения.

    Три понятия: вещь, изделие, творение.

    Истоком художественного творения выступает искусство.

    Искусство определяется через творение.
    М. Хайдеггер «Искусство и пространство»

    Простор – это то, что простирается, свобода. В пространстве может быть только тот предмет, который причастен к этому пространству. Вещь – прямое продолжение пространства, в котором она находится. Пространство создают вещи, которые его наполняют (статуя в аудитории – это неправильно, она не отсюда).

    Пустота (значит, впустить, наполниться содержанием) – пустой стакан способен наполниться содержанием.

    Есть пространство техническое, а есть профанное (искусство). Мы все, в конце концов, будем техноцентричны, уйдем от сакрального мышления и станем обывателями.


    написать администратору сайта