Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнили: Мельникова Ирина Беляева Алина Фалеев Дмитрий Новгород Киев

  • Условия договора 911 г.

  • Князь Игорь собирает дань с древлян. Художник К. В. Лебедев

  • Налоговая реформа – создание инфраструктуры и новые правила

  • Князь Святослав Игоревич

  • Ярополк Святославович Владимир Святославич Административная реформа

  • Андминистративные и правовые реформы киевских князей. Административные и правовые реформы первых князей


    Скачать 7.23 Mb.
    НазваниеАдминистративные и правовые реформы первых князей
    Дата19.10.2022
    Размер7.23 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАндминистративные и правовые реформы киевских князей.pptx
    ТипДокументы
    #741125

    Административные и правовые реформы первых князей

    Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА)» Институт непрерывного образования имени Н.С. Киселевой

    Выполнили:

    Мельникова Ирина Беляева Алина

    Фалеев Дмитрий

    Новгород

    Киев

    Первой реформой, проведенной Олегом стал перенос центра княжества из Новгорода в Киев. 

    По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества.

    Политический режим имел признаки демократии народное собрание, с одной стороны, и авторитаризма власть великого князя с элементами принуждения. Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, — система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов холопов, которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.

    Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

    Князь Олег (Вещий)

    Осознавая важность заинтересованности в подчинении ему славянских племен, Олег освобождает русичей от уплаты дани хазарам. С целью развития торговли и укрепления внешнеполитических позиций киевского государства, Олег дважды совершает военные походы в Византийскую империю - 907 и 911 гг. и заключает выгодные торговые договора, созданные с применением первых устных правовых норм Закона Русского.

    С русских купцов не брали пошлины Русские купцы полгода могли бесплатно жить в Константинополе Русские могли посещать константинопольские бани Русские воины могли наниматься в армию Византии Олег гарантировал безопасность и помощь греческим купцам на территории Руси

    Условия договора 911 г.:

    С заключением договора стратегическая цель была достигнута – был создан новый безопасный и короткий торговый путь из северной Европы в Константинополь

    Неизвестными являются подробности исчезновения князя Олега с киевского престола. По наиболее принятой в исторической концепции точки зрения Олег погиб от попадания яда в кровь после укуса змеи. Однако, имеется и иная точка зрения, повествующая, что Олег просто покинул киевский престол, в связи с совершеннолетием Игоря и с частью дружины уплыл по морю для совершения новых набегов.

    Князь Игорь

    Летом 944 года Киев и Царьград (Константинополь) обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911годов) в русской истории. Договор устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит».

    Договор 944 года Великого князя Игоря с Византией во многом повторял мир князя Олега. Это касалось, прежде всего, тех статей, где говорилось об уголовной ответственности за преступления, пребывании торговых людей и посланников, выкупе русских и греческих пленников, сыске беглых невольников, снабжении экипажей торговых судов, отправлявшихся домой.

    Но были в мирном договоре и новые статьи. Русская сторона обязывалась «не творить никакого зла Херсонцам», ловящим рыбу в устье Днепра. Русы не могли там зимовать, обязываясь осенью возвращаться домой. Князь Русский обязывался не пропускать через свои владения «черных болгаров воевать в стране Херсонской». То есть не пропускать болгарские военные отряды с дунайских берегов в Крым, греческие поселения которого являлись частью Византийской империи.

    Оговорено было и военное сотрудничество двух стран.

    Так, статья четырнадцатая мирного договора гласила: «Ежели Цари Греческие потребуют войска от Русского Князя, да исполнит Князь их требование, и да увидят чрез то все иные страны, в какой любви живут Греки с Русью»

    Все это свидетельствовало об исключительной значимости в военно-политическом и торгово-экономическом отношении подписанного Договор и фактически выводило Русь на уровень стратегического союзника Византийского империи, заложив основы дальнейшего развития русско-византийских связей при Владимире Святом и Иване III.

    Особое значение нового договора (944 года) имело то, что после его подписания послы Византии прибыли в Киев, где от имени императора принесли клятву соблюдать его условия. Сам же договор был составлен не только на греческом, но и на русском языке, что свидетельствовало о возросшем авторитете Киевской Руси. В этом же Договоре впервые официально было введено в оборот и само понятие «Русская земля»

    Князь Игорь собирает дань с древлян. Художник К. В. Лебедев

    Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных славянских племен с целью сбора дани. Князья-варяги использовали традиции гостеприимства, по которым хозяин обязан кормить гостя, пока тот живет в его доме. Поэтому князь с дружиной переезжал из города в город и полюдье длилось всю зиму. Дань собирали медом и мехом.

     Княгиня Ольга 

    Расправа над древлянами стала не только способом мести за убитого мужа, но и доказательством решительности новой правительницы, способной самостоятельно управлять государством от имени своего малолетнего сына.

    Однако это не решало проблемы злоупотреблений во время ежегодного сбора дани, поэтому Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

    Летописи также сообщают о поездке Ольги в 947 году в новгородские и псковские земли и назначении там уроков (дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

    Налоговая реформа – создание инфраструктуры и новые правила

    Став великим князем, в ведущих городах Киевской Руси он стал утверждать на правление своих сыновей, чтобы они держали все под контролем тогда, когда он находится в походах. Это было верным и мудрым решением с его стороны. Он мог полностью положиться на своих сыновей во всех вопросах внутреннего управления Киевской Русью.

    Князь Святослав Игоревич

    968 г, после смерти Ольги- разделил земли Руси между своими сыновьями, чтобы они правили в его отсутствие: в Киеве- Ярополка, в древлянской земле - Олега, в Новгороде- внебрачного сына от древлянской княгини Малуши- Владимира.

    Дипломатические контакты с германским императором Оттоном II (русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 г.); Чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка»;

    Ярополк Святославович

    Владимир Святославич

    Административная реформа

    С принятием христианства на Руси появились новые административные единицы – церковные епархии. К концу правления Владимира их было семь: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская. Церковная организация стала надежной опорой для княжеской администрации. Владимир обязался сам и приказал удельным князьям выплачивать из своей казны специальный налог – церковную десятину. Церковь наделялась землей вместе с работающими на ней людьми и сама становилась крупным феодалом. Это приводит к тому, что постепенно светская и духовная власть тесно переплетаются между собой.

    При Владимире утрачивают свое значение вечевые собрания (за исключением Новгорода). Княжеская администрация постепенно отодвигает вече на второй план. Всех полнотой верховной власти обладает киевский князь. Из его окружения начинает складываться господствующий класс.

    В управлении отдаленными землями Владимир последовал примеру отца, назначая правителями своих многочисленных сыновей и наместников. Административный аппарат все больше разрастался. Если раньше должности тысяцкого, сотского и десятского были чисто военными, то постепенно они превращаются в княжих "мужей", выполняют различные судебные и административные функции в мирное время.

    Судебная реформа

    Сразу же после введения на Руси христианства перед Владимиром встала задача обеспечить духовенство источником доходов. Помимо церковной десятины эту задачу призвано было решить учреждение церковных судов. Князь передавал в церковную юрисдикцию очень широкий круг дел: развод, прелюбодеяние, оскорбление, споры при разделе наследства и т. д. Церковь также была обязана контролировать соблюдение мер веса и объема при торговле. За эту работу в пользу церкви взимались особые пошлины.

    Не только духовенство, но и все люди, служащие или работающие на церковь (попович, лечец, прощенник и др.) уже не подлежали княжескому суду. Дела с их участием мог рассматривать только церковный суд. В области светского (т. е. княжеского) суда зарождаются нормы "Русской правды". Закрепление правовых норм приводит к выделению отдельной категории княжеских "мужей", которые занимаются исключительно судопроизводством.

    Ярослав Мудрый

    После смерти Ярослава в 1054 году у него осталось пять сыновей и внук, сын старшего сына Владимира. Кроме того, в Полоцке сложилась уже своя династия, происходившая от сына Владимира Святого Изяслава. Полоцкая земля была для Ярославичей отрезанным ломтем: там они не могли распоряжаться, и там складывались свои, внутренние отношения. Но, умирая, согласно летописи, Ярослав дал своим детям такое наставление:

    «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск».

    Контрольные вопросы

    • Какой договор был заключен в 911 г.?
    • Что такое полюдье ?
    • Что такое уроки ?


    написать администратору сайта