история. Демократия в Афинах. Афинская демократия
Скачать 113.08 Kb.
|
Тема: «Афинская демократия» Кутузов А. А. Гр. ДКЛД-112 Становление демократии в Афинах Демократический строй в Афинах появился на рубеже архаической и классической эпох благодаря реформам Клисфена. В последующие годы демократия видоизменялась, пока в 5 веке до н.э. не достигла своего наивысшего развития. Создание Фемистоклом в 80-х годах 5 века до н.э. мощного военного флота поспособствовало приданию голосу фетов, бедных афинян, бывших гребцами на афинских триерах, большую значимость. Демократия оказалась ориентированной на низшие слои населения. Другая же реформа Фемистокла, по которой архонтов стали выбирать по жребию, привела к тому, что высшие посты стали занимать совершенно случайные люди, часто из низших слоев, что снижало значение архонтской магистратуры. Стремительную радикализацию афинской демократии остановили Греко-персидские войны, а в частности - нашествие Ксеркса. В ситуации войны Афинам было необходимо жесткое руководство, похожее на государственное устройство Спарты, которое нашлось в лице Кимона, решения которого поддерживал Совет ареопага. Ареопагиты достойно проявили себя в сложной ситуации, сумев, например, в 480 году успокоить граждан полиса и устроить экстренную эвакуацию жителей из Афин, однако демократические реформы были приостановлены. В 461 году до н.э. Кимон был подвергнут остракизму, а пришедшую к власти группировку возглавили Эфиальт и Перикл. По предложению Эфиальта ареопаг лишился незаконно присвоенных по время войны полномочий, а его обязанности были распределены между гелиэей (судом), народным собранием и Советом пятисот. После убийства Эфиальта демократические реформы продолжил Перикл. Он ввёл мистофории - оплату труда должностных лиц. Эта реформа лишила аристократию монополии на государственные посты. Теперь даже феты могли хоть и не формально, но фактически выставить свою кандидатуру на жеребьевку и стать архонтом. В гелиэе перешли к тайному голосованию, что уменьшило возможность давление аристократии на рядовых граждан и сделало суд более справедливым. Стало чаще собираться народное собрание. В 451 году до н.э. был принят закон о гражданстве, воспринятый неоднозначно. Согласно этому закону, гражданами Афин считались только лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по материнской, и по отцовской линии. Гражданский коллектив Афин превратился в сословие «избранных». Основные принципы афинской демократии Классическая афинская демократия была не первой, но самой развитой во всей античной истории. Её характеристики были свойственны всем античным демократиям. Античная демократия была прямой и предусматривала реальное участие всех граждан полиса в управлении государством: демос был суверенным, а народное собрание обладало неограниченной властью. В условиях полиса политическая активность граждан была не столько правом, сколько обязанностью, а демонстративный уход в частную жизнь порицался. Одним из важнейших принципов была исономия - равенство всех граждан перед законом, отсутствие привилегий у кого-либо по принципу богатства или знатности. Однако для некоторых должностей (должности архонта или казначея) имущественный ценз все же существовал. Античная демократия гарантировала не только свободу слова и выбора, но и свободу частной жизни граждан в рамках закона. Однако интересы государства ставились выше интересов отдельных людей, демократия была коллективистской. Государственно устройство Афин Верховным и ничем не ограниченным органом власти была экклесия - народное собрание. В нем состояли все совершеннолетние взрослые граждане мужского пола, то есть те, которым исполнилось 20 лет. Собрание созывалось 40 раз в год, на нем решались все сколько-нибудь важные государственные вопросы. Местом проведения изначально была Агора, но собрание мешало торговле, и экклесию перенесли на холм Пикс. Решение в народном собрании принималось общим голосованием - хиротонией (поднятием рук). В особо важных случаях голосовали тайно - опускали в урны псефы - простые камешки, замененные впоследствии металлическими дисками. Так как разделения властей в Афинах не существовало, то народное собрание сосредотачивало в своих руках различные государственные функции. Между заседаниями экклесии собирался Совет пятисот. Он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Совет избирался сроком на год, по 50 человек из каждой филы. Основной и важнейшей функцией Совета, собиравшегося на Агоре почти каждый день, было обсуждение и подготовки повестки дня экклесии. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике, контролировал военное обучение и состояние флота, следил за казной, порядком в городе. Совет был разбит на 10 отделений, дежуривших по очереди для большей эффективности. Из пританов, членов дежурного отделения Совета, выбирался на один день их глава - эпистат, на краткий срок, являющийся как бы главой государства. Исполнительную административную власть исполняли коллегии магистратов. Их было около 700 человек, круг обязанностей каждого был узок. Магистрат занимал свою должность в течение года. Выборная система занятия постов привела к тому, что античный полис не знал бюрократии. На эти должности избирают поднятием рук. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности. Считалось, что жребий выражает волю богов и является наиболее демократичным способом назначения на должность. Архонты, бывшие в Афинах классической эпохи высшими должностными лицами, утратили свои полномочия и сохранили лишь формальный авторитет, надзирая над религиозной жизнью полиса и организовывая государственные праздники. Самыми же влиятельными должностными лицами были десять стратегов. Они обеспечивали оборону государства, командовали войском и руководили всеми военными мероприятиями. Но из-за неразрывности войн и жизни полиса стратеги приобретали все большую политическую значимость. Недостатки афинской демократии Афинская демократия, в сущности, была «демократией для меньшинства». У рабов, метеков, женщин не было политических прав. Все полнотой гражданских и политических прав пользовалось 13% населения. Афины процветали лишь благодаря форосу, присылаемому ежегодно союзниками и составлявшему приличную сумму, беспощадно эксплуатировали города, входившие в Афинскую морскую державу. Управляющие органы не обладали должной профессиональностью и компетентностью. Непропорционально большую роль в управлении государством играли ничем не занятые бедняки, легко подверженные влиянию демагогов, так как все без исключения граждане не имели физической возможности часто приезжать на заседания экклесии. Непрофессионализм управления объяснялся и широким применением жеребьевки, и на ответственные посты попадали случайные люди. Роль Перикла в становлении афинской демократии С именем Перикла связана эпоха наивысшего расцвета Афин. Она даже была названа в его честь «Перикловым веком». Перикл (494-429 до н.э.) принадлежал к знаменитому старинному аристократическому роду Алкмеонидов, но выбрал защиту интересов народу своим приоритетом и стал лидером афинской демократии. Феномен Перикла заключается в том, что он в течении десятилетий был практически единовластным правителем всей Афинской морской державы при весьма успешном функционировании демократических учреждений. Внутренняя политика Перикла была направлена на укрепление демократии: именно он ввел мистофорию - плату за исполнение должности, выдачу «театральных денег»; при нем основывались клерухии - военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов. Используя огромные суммы фороса, Перикл превратил Афины в, как он сам говорил, «школу Эллады». Заключение Самый блестящий в истории Афинского полиса период расцвета его экономической, социальной, политической и культурной жизни наступил после окончания греко-персидских войн, и он совпал с временем правления главы "демократической партии", первого стратега Перикла. Во многом благодаря его усилиям в Афинах были доведены до логического завершения демократические реформы, начатые в VI в. до н.э. Однако первый исторический опыт осуществления "народовластия" не был свободен от ошибок. Оппозиция внутри Афин, неблагоприятная внешнеполитическая ситуация (поражение от Спарты в Пелопоннесской войне) привели к кризису, а затем и быстрому перерождению демократии. Уже во время Пелопоннесской войны, в 411 г. до н.э., после катастрофического поражения афинян в Сицилии, в Афинах произошёл государственный переворот. Легально, по решению народного собрания демократический строй был заменён на олигархический. Была установлена "тирания тридцати", свергнутая спустя несколько месяцев. Хотя демократия в Афинах была вновь провозглашена, она являлась бледной тенью своей великой предшественницы - демократии середины V в. до н.э. Список используемой литературы . Древняя Греция : учеб. пособие для вузов / Б. С. Ляпустин, И. Е. Суриков, Москва, Дрофа, 2007 История: учебное пособие Автор: Давыдова Ю. А. , Матюхин А. В. , Моржеедов В. Г. http://www.bibliotekar.ru/index.htm |