Главная страница
Навигация по странице:

  • Каныш Сатпаев

  • ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ

  • ИЛЬЯС ЖАНСУГУРОВ

  • ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

  • 11 неделя. Ахмет байтурсынов


    Скачать 35.29 Kb.
    НазваниеАхмет байтурсынов
    Дата26.04.2022
    Размер35.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла11 неделя.docx
    ТипБиография
    #498847

    АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ

    Ахмет Байтурсынов — просветитель, биографии которого можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Он попал под каток репрессий в конце тридцатых годов XX века. Узнайте, что преодолел этот великий человек, чем обязаны ему казахстанцы. Ахмет Байтурсынов: биография Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году. Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем. Вот где преподавал Ахмет в те годы: Кустанайский уезд; Актюбинск; Каркаралинский уезд. Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова. Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных. Ахмет Байтурсынов с соратниками: YouTube/Хабар SHOW В 1905 году А. Байтурсынов начал активную политическую деятельность, вошел в число авторов «Каркаралинской петиции», в которой наряду с другими требованиями декларировались такие запросы: не экспроприировать земли у казахского народа; учредить народные земства; остановить поток переселенцев. Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев. С приходом советской власти Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области. Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела. Ахмет Байтурсынов: общественная деятельность Фотография из дела Ахмета Байтурсынова: YouTube/Қурмангалиев Cерікқазы Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым. Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя. Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так: Петиция, составленная Байтурсыновым вместе с соратниками в 1905-м, в которой царскому правительству выдвигались требования по признанию прав и свобод казахского народа, обернулась для него восьмимесячным тюремным заточением. Затем последовала ссылка в Оренбург. В этот период Байтурсынов познакомился с единомышленниками: его соратниками стали Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов. Вместе они организовали издание газеты «Казах» (1913‒1918), в которой освещали политические вопросы, а также занимались просвещением. Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности: они могли стать хозяевами на собственной земле; выстроить собственное свободное государство, основанное на принципах социального равенства; развивать свою культуру и язык; строить собственную экономику. Эти идеи подвигли Байтурсынова и группу казахских активистов к созданию национальной партии «Алаш», а также к провозглашению казахского государства Алаш-Орды (1917). В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы. Цитата Ахмета Байтурсынова: Nur.kz До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий: Обвинение в распространении антисоветских идей, в подготовке вооруженного переворота в КазССР оборачивается для ученого арестом и смертным приговором. В камере смертников великий казахский просветитель провел три года. Затем смертный приговор заменили 10 годами тюрьмы, а годом позже власти отправили Байтурсынова в ссылку. По ходатайству Екатерины Пешковой — супруги Максима Горького — в 1934 году казахского общественного деятеля выпустили на свободу. После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате. В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.


    Каныш Сатпаев

    Каныш Сатпаев — ученый с мировым именем. Особенно ценится его вклад в развитие геологии как науки. Каныш Имантаевич участвовал в разработке и осуществлении грандиозных проектов в Казахстане, которые до сих пор влияют на экономическое состояние и развитие нашей страны. Кто такой Каныш Сатпаев и каков его вклад в науку — тема статьи. Каныш Сатпаев: биография ученого Где родился один из выдающихся ученых Казахстана Каныш Сатпаев? Его биография началась 12 апреля 1899 года. Мальчик появился в в Павлодарском уезде (Семипалатинская область) в семье уважаемого и образованного бия (главы аула) Имантая и его второй жены Алимы. Назвали ребенка Габдул-Гани, мать ласково звала Ганыш, а в школе за ним навсегда закрепилось имя Каныш. Начальные знания Каныш получил в школе родного аула, затем было русско-казахское училище в Павлодаре, которое с отличием окончил в 15 лет. Новой образовательной ступенью Сатпаева стала Семипалатинская учительская семинария. Юноша готовился поступать в вуз, но начались проблемы со здоровьем: доктора обнаружили у молодого человека туберкулез. Этот недуг ранее омрачил детство Каныша — забрал жизнь матери, когда ему едва исполнилось два года. Пришлось отодвинуть планы и отправиться домой на лечение. Образованного 20-летнего юношу назначают председателем Казкультпросвета, избирают народным судьей в Баянаульском районе. Здесь в 1921 году произошло знакомство, которое дало иное направление всей жизни Каныша: На лечение кумысом в эти края приехал ученый Михаил Антонович Усов. Он увлек юношу рассказами о значении полезных ископаемых. После этого Каныш стал студентом технологического института в Томске, где через пять лет получил диплом горного инженера. Работать отправился в Атбасарский трест, с которым связаны дальнейшие 15 лет его трудовой биографии. Сатпаев, изучая местность как геолог, по ряду признаков предположил, что запасы меди здесь большие. Он открыл месторождение, которое было весьма перспективным. Но для его освоения требовалось расширить старый завод и создать вспомогательную инфраструктуру. На этом пути возникали препятствия, которые Сатпаев настойчиво преодолевал: Всесоюзный Совет народного хозяйства не признает выводы молодого инженера, после чего Сатпаев добивается приема у председателя Госплана СССР Кржижановского и убеждает его увеличить объемы исследовательских работ. Позже он обосновывал свои предложения и перед наркомом тяжелой промышленности Орджоникидзе. Нужны были дополнительные средства, их удалось добыть у трестов, заинтересованных в меди. На уровне АН СССР Сатпаев доказывал возможность и необходимость осваивать месторождение. После его доклада АН поддержала идею строительство Джезказганского объекта в 3-й пятилетке, а позже такое решение было принято на государственном уровне. К 1940 году строительство железной дороги и водохранилища завершили. За прорыв в освоении природных богатств Казахстана Каныш Сатпаев был награжден орденом Ленина. В начале Второй мировой войны в СССР возник острейший дефицит марганца. Каныш Имантаевич сделал предложение по освоению обнаруженных ранее запасов марганца в Джезды. Рудник был построен в течение 40 дней, а в июне 1942-го уральские заводы уже работали с добытым в Джезды сырьем. Коллектив получил Сталинскую премию. Каныш Имантаевич Сатпаев: YouTube/Наталья Тележинская В 1940-е годы Сатпаев прославился как авторитетный организатор науки в КазССР: с 1941 года его назначили заместителем председателя филиала АН СССР; вскоре он получил орден Ленина за успехи в развитии КазФАН; ученый обосновал важность организации национальной АН, подготовка к которой началась в 1944 году; АН КазССР открыли в начале лета 1946-го, а выдающегося геолога избрали ее первым президентом. В послевоенные годы страной прокатились новые репрессии. Коснулись они и Сатпаева. Многочисленные комиссии требовали уволить ряд казахских ученых, на что президент АН не дал согласия. Тогда его самого обвинили в ряде нарушений и сняли с поста в ноябре 1951 года. Но он остался руководителем Института геологических наук. При нем учреждение стало крупным центром, изучающим минеральные ресурсы Казахстана, а в научной среде СССР — третьим по значению после Московского и Ленинградского институтов. После изменения ситуации в СССР дело Каныша Сатпаева пересмотрели, его вновь избрали президентом АН Казахстана. В конце 1950-х — начале 1960-х годов ученого избирали депутатом Верховного Совета СССР, делегатом XXI и XXII съездов КПСС. В биографии исследователя недр есть скупые сведения о его личной жизни. Каныш Сатпаев состоял дважды в официальном браке и один раз — в гражданском. Во всех браках у него были дети. Каныш Сатпаев с супругой Таисией Алексеевной: YouTube/NBmedia Умер Каныш Сатпаев на 65 году жизни от туберкулеза, преследовавшего его всю жизнь.

    ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ

    Шакарим Кудайбердиев — талантливый казахский поэт, гуманист и философ. Он пережил две революции, гражданскую войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его труды уничтожены. Прикоснемся к страницам летописи жизни и творческого наследия великого сына Казахстана. Шакарим Кудайбердиев: биография писателя Род Тобыкты был благословлен рождением мальчика в семье Кудайберды — старшего брата Абая Кунанбаева. 11 июля 1858 года Толебике родила сына. Мальчика назвали Шакарим. Радостное событие произошло в Кен-булаке. В царские времена эта территория относилась к Чингизской волости. Так в мир пришел Шәкәрім Құдайбердіұлы — мудрец, поэт и историк, путешественник, преемник Абая. В пятилетнем возрасте Шәкәрім стал учеником муллы. От него мальчик узнал основы арабского и персидского языков. Семилетний рубеж ребенка ознаменовался трагедией: он остался сиротой. Его забрал на воспитание дядя Абай. Величайший казахский поэт Абай стал духовным наставником и учителем Шакарима. Мудрый и талантливый человек, он рассмотрел в племяннике задатки творческой личности и направил его развитие в нужное русло. Шакарим рос и формировался в атмосфере любви к слову, науке, музыке и риторике. Развитие Кудайбердиева было всесторонним. Круг его интересов составляли не только духовные и философские трактаты, но и античные и современные художественные тексты, география, естественные науки, история, физика. Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню. Он научился моделировать и шить одежду, создавал музыкальные инструменты (домбры, скрипки), умело управлялся с лошадьми, охотился с беркутом. Уже в юном возрасте он начинает писать стихи, сочинять трактаты. В 20 лет Шакарим становится волостным управителем. Сталкиваясь по роду службы с тяжбами и спорами, молодой человек приходит к мысли о необходимости упорядочить отношения между родами и разными слоями общества. Демократизм Абая стал источником вдохновения, основой творчества и деятельности Шакарима Кудайбердиева. Административная деятельность открыла для него болевые точки казахского народа, которые мешают ему развиваться и самоопределяться, — чванство богачей и невежество степных жителей. Поиски своего пути, сомнения и душевные терзания этого периода жизни Кудайбердиев описал в поэме «Жизнь Забытого». Шакарим очень быстро понял, что становится рабом должности, поэтому в 1898 году оставил административные обязанности и посвятил себя творчеству и путешествиям. При материальной поддержке Абая и по его настоятельным рекомендациям Шакарим посетил Турцию, где изучал древние тексты в Стамбульской библиотеке, Аравию, совершил паломничество в Мекку. Во Франции Кудайбердиев особое внимание уделил богатому собранию древних книг, что хранятся в Парижской библиотеке. По совету дяди изучал творчество Льва Толстого и Александра Пушкина. Его увлекли произведения арабских писателей Хафиза, Физули, Навои. Знакомится он с творчеством английских и американских писателей и поэтов эпохи романтизма. Драматический поворот в судьбе Шакарима случился в 1904 году. Тогда умер Абай и два его сына — талантливые поэты Акылбай и Магауия. Это стало большим потрясением для Кудайбердиева. На некоторые время он удаляется от мира. Более десяти лет поэт и мыслитель живет отшельником в горах Чингистау. Он посвящает себе науке и творчеству. В начале 1920-х гг. поэт возвращается и поселяется в городке Шакпан. Кудайбердиеву импонирует процесс национального возрождения, охватившего казахскую интеллигенцию. Поэтому он становится участником национально-освободительного движения «Алаш». Поэт погиб в возрасте 73 лет. Он стал одной из многих жертв советского режима. Трагедия случилась осенью 1931 года. Расстреливали Кудайбердиева чекисты из группы Карасартова. Философ путешествовал с небольшим отрядом конных путников, которых чекисты приняли за повстанцев и расстреляли. Шакарим был смертельно ранен, его раздели, связали и бросили в колодец. Власть быстро сфабриковала дело, в котором великого мыслителя и поэта осуждали за антисоветскую деятельность, хотя, по свидетельствам очевидцев, на склоне лет Шакарим Кудайбердиев искал уединения. Мудрый человек с поэтичной душой, он стремился помочь окружающим, предпочитал писать стихи и заниматься охотой. Все его труды, фотографии, кроме одной, были сожжены. Убийцы посчитали, что имя Шакарима Кудайбердиева навсегда сотрется из памяти народа и канет в Лету. Но через 30 лет нашелся тот, кто поведал о тайном захоронении. Этот человек указал сыну поэта — Ахату Кудайбердиеву — на последнее пристанище его отца. В 1958 году была создана комиссия, которая рассмотрела дело Шакарима Кудайбердиева и посмертно реабилитировала его. Летом 1961 года сын философа перезахоронил останки отца. Местом упокоения стал аул Жидебай. Могила Кудайбердиева находится рядом с могилой наставника и учителя — Абая. Так вернулось имя великого хаджи Шакарима и стали возвращаться его рукописи. Его именем назван университет, установлен памятник в городе Семей. В 2008 году был издан трехтомник произведений.

    ИЛЬЯС ЖАНСУГУРОВ

    Ильяс Жансугуров — писатель и мыслитель, классик новой казахской литературы — принадлежит к первой волне советской казахской интеллигенции. В его судьбе сыграли роль и возможности, предоставленные советской властью парню из глубинки, и трагические события в истории страны. Ильяс Жансугуров: биография В далеком ауле Семиреченской области, у которого вместо названия был порядковый номер — 4, родился 1 мая 1894 года мальчик Ильяс. Матери лишился рано, воспитывал сына отец — мастер и кузнец Джансугур. Детство и отрочество Ильяса Жансугурова прошло в ауле. Системные знания получил в Карагашской школе, которую окончил в 17 лет. Очень рано проявилась творческая натура мальчика. Ильяс научился играть на домбре, изучал народную словесность, сам импровизировал. Его привлекали айтысы между местными акынами. Вскоре он сам стал сказителем, любил участвовать в состязаниях-импровизациях, неоднократно побеждал в них. Продолжил учебу Ильяс Джансугуров в медресе «Мамания» — центре знаний в Жетысу в конце XIX и начале XX веков. Здесь он познакомился с произведениями Абая, Шан-Гирея, Байтурсынова и других творцов национальной культуры. Тогда же у молодого человека рождаются первые стихи о любви, красоте родной природы, о народных певцах и музыкантах. В начале 1920-х годов Ильяс Жансугуров поступил на краткосрочные учительские курсы в Ташкенте, участвовал в экспедиции этнографа Абубакира Диваева, собиравшей фольклор в Туркестане и ряде областей края. После обучения на курсах молодой учитель учит детей в аульной школе в своем уезде. Тогда же появляется интерес к журналистике: он сотрудничает с газетами «Тілші» и «Ак жол». Вскоре Ильяса Жансугурова приглашают в институт народного просвещения в Верном (Алматы), позже он стал его руководителем. Во второй половине 1920-х гг. Ильяс Жансугуров три года живет в Москве — стал студентом Коммунистического института журналистики. Здесь появилась возможность вращаться в литературных кругах. Он встречается с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими известными литераторами. Получив высшее образование, Жансугуров становится на родине первым профессиональным журналистом. Как штатный специалист работает в издании «Еңбекшi қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан»). Но наряду с журналистикой продолжает заниматься литературной работой: создает стихи; осваивает новый жанр — поэму. По мировоззрению он был советским интеллигентом, видел будущее Казахстана в социалистическом мире. Поэтому в его творчестве звучат темы промышленного развития страны: он романтически относится к советским достижениям. Ильяс Жансугуров получил новое назначение в 1932 году — возглавил комиссию, готовившую съезд казахских писателей, а затем стал руководителем республиканского Союза писателей. В 1934-м участвовал в работе 1-го съезда советских писателей в Москве, выступал с докладом о том, как развивается национальная литература в республике. На съезде встречался с Максимом Горьким, обсуждал с певцом русской революции развитие метода соцреализма, особое значение придавали переводам произведений классической литературы на казахский язык. Ильяс Жансугуров был редактором Казполитиздата с 1934 года и до ареста. В этот период активно писал художественные произведения. Экспонаты музея Ильяса Жансугурова. Фото: YouTube.com/Таңшолпан бағдарламасы: UGC Насыщенной была и личная жизнь этого талантливого человека. Он четырежды был женат, воспитывал своих и усыновленных детей: Еще юношей его по традиции женили на вдове дяди. Но своенравный молодой человек не подчинился богатым родственникам жены, и супруги расстались через два года. В годы учительства Ильяс знакомится с красавицей Аманшой. Она стала его второй женой. Во время учебы Ильяса в Москве любимая жена, слабая здоровьем, умирает во время родов, погибает и новорожденный ребенок. Чувство боли и утраты от произошедшего поэт позже выразил в проникновенных строках. Третьей женой в 1929 стала Фатима Торебаева. В браке родилось двое детей — сын и дочь. Но Фатима уехала на учебу в Москву, и семья вскоре распалась. Жансугуров в 1932 году женился на интересной и образованной женщине Фатиме Габитовой, ставшей его музой. Она родила ему дочь Умут, мальчиков Ильфа и Булата. К тому же муж усыновил ее сыновей от первого брака. Многочисленная семья жила счастливо. Но в стране в 1937 году поднялась волна репрессий, которым подвергались прежде всего видные представители интеллигенции, партийные и хозяйственные работники. По ложному доносу арестовали и Ильяса Жансугурова. Его обвинили в создании враждебной организации, попытке поднять национальное восстание и провести террористические акты. Он подписал признание под пытками, но никого из других людей за собой не потянул. Был расстрелян без суда в феврале 1938 года.

    ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

    Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора. Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина: Годы учебы С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования: знать русский язык; поддерживать царский режим. Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната. Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами: Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред. Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости. Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант. Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям. Педагогическая деятельность Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе. Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг. Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения. Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты: Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения. В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам. Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование. Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре. Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней. Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.


    написать администратору сайта