Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия

  • Вопросы для самоконтроля

  • Рекомендуемая литература

  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать

  • V в. до н. э.

  • 3. Исторический обзор западно-европейской и отечественной риторики.

  • Катон Старший, Марк Антоний, Марк Фабий Квинтилиан, Марк Туллий Цицерон

  • Иоанн Златоуст

  • Б.Паскаль, М.Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф.Бэкон

  • Аяз би, Майкы би

  • Бухар жырау, Махамбет Утемисов

  • 4. Ораторское мастерство в науке.

  • 5. Научная проза и ораторская проза - противоречие или взаимодействие.

  • Исходя из вышеизложенного можно констатировать

  • Лекция 1 по АП. Академическое письмо. Место дисциплины среди других гуманитарных дисциплин


    Скачать 46.78 Kb.
    НазваниеАкадемическое письмо. Место дисциплины среди других гуманитарных дисциплин
    Дата27.09.2021
    Размер46.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1 по АП .docx
    ТипЛекция
    #237602

    Лекция№1

    Тема: Академическое письмо. Место дисциплины среди других гуманитарных дисциплин.

    Цель лекции: Закрепить знания о предмете, направлениях и истории становления стилистики.

    Ключевые понятия: Академическое письмо, ораторское искусство (риторика), научная проза, ораторская проза.

    План лекции:

    1. Академическое письмо. Место дисциплины среди других гуманитарных дисциплин.

    2. Возникновение ораторского искусства (риторика).

    3. Исторический обзор западно-европейской и отечественной риторики.

    4. Ораторское мастерство в науке.

    5. Научная проза и ораторская проза - противоречие или взаимодействие.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Место дисциплины среди других гуманитарных дисциплин.

    2. Возникновение ораторского искусства (риторика),.

    3. Обзор западно-европейской и отечественной риторики.

    4. Ораторское мастерство в науке.

    5. Научная проза и ораторская проза - противоречие или взаимодействие.

    Рекомендуемая литература:

    1.Гусейнов Г. Ч. Риторическая рука / Препринты. Постнаука. Серия 18.07.2014

    2. "Все факты о научных проблемах, теориях и понятиях. Текстовые версии видео-лекций". 2014.

    3. Б. Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство. Алматы. 2015.

    Сегодня академическое письмо во всем мире признается главнейшим по отношению ко всем другим умениям, которые необходимы для успешного обучения в вузе, оно представляет собой сложный и многоплановый комплекс. Это, прежде всего металингвистические компетенции: логика, анализ, критическое мышление, объективность и уважение к иным идеям и чужим текстам. Нашим студентам и молодым специалистам зачастую не хватает именно этих умений.

    Систематизированные знания и умения академического письма представляют собой фундамент, на котором они строят свое личное знание, развивая научный опыт внутри дисциплины, реализуя свои изыскания. Они представлены в виде научного текста. В США «риторикой и композицией» называют академическое письмо как высокую ступень, которая представляет собой научную дисциплину. Она помогает преподавателям всех остальных дисциплин развивать у студентов способность генерировать собственные мысли и выстраивать собственную аргументацию. Американский эксперт в риторике и композиции Стивен Линн показал стремительное развитие этой дисциплины в последние десятилетия. В странах СНГ понятие «академическое письмо» все еще часто смешивается с более привычными, но весьма отличными от него понятиями: «исследовательские компетенции», «методология научной работы», «дискурс-анализ текста», «культура речи» или даже просто «русский язык». Во избежание противоречий, преподавателям и студентам необходимо разобраться в академическом письме как дисциплине и открыть для себя ее преимущества. Акцент ставится в понимании самой дисциплины, где и плюсы, и минусы в равной степени представляют собой академическое письмо, только разной степени зрелости. О «срединной площадке» говорил известный ученый Арта Янга - принцип использования групповых обсуждений в качестве промежуточного дискурса между личным и публичным, т.е. между письмом для себя и текстом, адресованным неизвестному читателю. Задания ориентированы на этот принцип, поскольку именно открытая дискуссия и умение донести свою позицию до других является непременным свойством подлинно научной коммуникации.

    1. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

    Академическое письмо, его практические навыки необходимы для того, чтобы: ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ сложные тексты, ПИСАТЬ сложные тексты, ГОВОРИТЬ о сложных текстах НА РУССКОМ ( в нашем случае) языке.

    Целями освоения дисциплины «Академическое письмо» (русский язык) являются ознакомление студентов с основными особенностями научного стиля речи; изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса; формирование навыков создания письменных и устных академических текстов на основе представлений об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях; овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), курсовая работа, научный доклад, презентация к докладу. Основное внимание в рамках курса уделяется именно письменным формам, где цель - сформировать у студентов представления о письменных формах исследований и навыки написания академических текстов.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы оформления научных текстов, документы, регулирующие оформление научных текстов (статей, курсовых работ и т.д.);

    Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах, обнаруживать и исправлять стилистические ошибки, неточности и нарушения в научном тексте; работать с системой «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru);

    Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней.

    Место дисциплины. Дисциплина «Академическое письмо» имеет целью развить у студентов компетенции и способность профессионально на научном языке составлять и оформлять академические тексты, магистерскую диссертацию, научно-техническую документацию, отчеты о проведенных социологических исследованиях, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

    2. Возникновение ораторского искусства (риторика). Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей - умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

    Риторика «ораторское искусство» - первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.

    Оратор (лат. oro — «я говорю») — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и/или владеющий ораторским искусством.

    Значительная роль публичного оратора возможна обычно лишь в демократическом обществе, где возможности умелого оратора соизмеримы, а часто и превосходят, с возможностями воинов, политиков, бизнесменов. Известны случаи захвата власти благодаря лишь красноречию.

    Красноречие играло очень большую роль в истории многих культур, но оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве - риторика, и профессия учителя ораторского искусства - ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы. Однако с появлением христианства - проповедующей религии - ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник - фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви. Хрестоматийный пример - проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.

    В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи - придворный оратор, сочинитель панегириков (хвалебных од).

    В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники.

    В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста - судебный оратор.

    Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.

    Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Возникло ораторское исскуств в V в. до н. э. По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).

    Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба , падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.

    Из школы Лисия вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи). Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К этому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик, знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

    Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел на основании наблюдения дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части.

    Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чем-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь.

    Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их.

    Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

    Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь. Приняв многие положения Аристотеля как догматические истины, риторика в Древней Греции, и, позднее, в Западной Европе, однако уклонилась от эмпирического метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.

    Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности самой риторики. Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля послужили основой для возникновения одного из современных направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский философ Х.Перельман назвал "Новой риторикой". Это свидетельствует о том, что аристотелевская риторика ориентировалась прежде всего на логические принципы убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало стройность и последовательность в процессе аргументации.
    3. Исторический обзор западно-европейской и отечественной риторики.

    Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

    История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

    Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии. И именно в Афинах с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинулся ряд выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, были созданы бессмертные произведения культуры.

    Вообще-то ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено, как отмечено выше, общественными потребностями. Древняя Греция дала много выдающихся ораторов, но итог древнегреческого периода подвел в своих трудах Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его «Риторика», написанная около 330 г. до н. э., представляет собой подлинно научную разработку. Именно он обосновал и доказал, что публичная речь состоит из трех элементов: личность самого оратора; предмет, о котором он говорит; и лицо, к которому он обращается. Каждый элемент очень важен и требует бережного к себе отношения, если человек ориентирован на достижение результата.

    С установлением македонского владычества, вместе с гибелью политических свобод в Греции начался упадок и ораторского искусства. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему суждено было возродиться и пережить второй «золотой век» в Римской рабовладельческой республике примерно со II в. до н. э. благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны. Но перенесение не было чисто механическим, а было качественно преобразовано на более высоком уровне.

    У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, Марк Фабий Квинтилиан, Марк Туллий Цицерон и др.

    Например, Гай Гракх был первым, кто в своих публичных выступлениях повернулся лицом к народу (до него ораторы обращались к судьям, сенату). По примеру Гая Гракха многие ораторы стали обращаться к своим слушателям. Отныне ораторское искусство означало уже не только, что и как сказать, но и кому, какой аудитории.

    Не только теоретиком, но и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». В своих знаменитых трактатах «Об ораторе», «Оратор» он рисует идеальный образ оратора и особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи. При этом он ставил три задачи:

    продемонстрировать истинность приводимых фактов;

    доставить эстетическое удовольствие;

    воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.

    Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35—100 гг. н. э.) был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ораторам был очень высок. Основные требования — тщательное воспитание и разностороннее образование. Часть многочисленных искусных приемов, которым он обучал учеников, достойна внимания и сегодня.

    Главный труд Квинтилиана — «Риторические наставления», который состоит из 12 книг. В своих произведениях он ратовал за возвращение к классическому красноречию Цицерона. Огромное место в его произведениях отведено личности оратора, содержанию речи. «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу», — говорил знаменитый оратор. В его трудах можно найти много полезного современному человеку: как развивать свое дарование тренировкой и упражнениями, как должен вести себя оратор перед аудиторией, какие приемы можно использовать для украшения речи.

    Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее.

    В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие. Христианская церковь обратилась с проповедью ко всем: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения.

    Ораторское искусство средневековья приобретает новое качество. О чем бы ни говорил священник, он соотносил суждения и выводы со Священным писанием. История сохранила имена выдающихся богословских ораторов. Иоанн Златоуст — византийский проповедник (умер в 407 г.). Само прозвище свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову. Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Его труды легли в основу гомилетики — церковного красноречия. На первый план выступают красивость, напыщенность. Главным принципом является не убеждение, а внушение. Важнейшее умение — это завладеть чувствами и сознанием людей.

    Этот тип риторики оказал влияние на страны Центральной и Западной Европы. Распространению способствовало отсутствие языковых барьеров (проповеди читались на латинском языке).

    «Новое время» началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовавшее новую эпоху. Оно сменилось затем эпохой Просвещения.

    Европейские писатели и мыслители Б.Паскаль, М.Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф.Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов оратору, точных рекомендаций. Как и в античных риториках, серьезное внимание уделяется технике речи, манерам, жестикуляции.

    Например, Леонардо да Винчи писал: «Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями».

    Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М.В.Ломоносова (1711 — 1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде «Краткое руководство к красноречию» он писал: «Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению». Он считал, что для этого нужно пять следствий: природное дарование; наука; подражание авторов; упражнения в сочинении; знание других наук.

    Именно Ломоносов закрепил разделение терминов красноречие и риторика в значениях, близких к современным: «...риторика — это «наука», «учение», «правила»; красноречие — «искусство», способность, умение «красно говорить», но также и состав текстов словесности.

    Интересно заметить, что Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, которые спустя века будут сформулированы как социальная психология, теория управления и др.

    К середине XIX века отмечался общеевропейский кризис риторики, который захлестнул и Россию, где о красноречии отрицательно высказался великий русский критик В.Г.Белинский, сам в совершенстве владевший всеми его приемами. Однако определенные результаты в изучении речевых приемов, которыми традиционно занималась риторика (тропов и фигур), были достигнуты и в этот период, и позднее, особенно в связи с функционированием психологической (А.А.Потебня и его ученики) и формальной школ (Р.О.Якобсон и др.).

    Новый подъем интереса к риторике был отмечен в шестидесятые годы двадцатого столетия, когда возникла неориторика, включающая достижения лингвистики и таких междисциплинарных наук, как семиотика и информатика. Новая риторика оторвалась от схоластических наднациональных предписаний. Она не только тонко учитывает возможности национальных языков, но и оперирует понятиями «языковая» и «понятийная» картины мира, отражающими национальный менталитет, закрепленный в языке. Это позволило разрешить проблемы риторической этики, снять с риторики клеймо «искусства лжи».

    Казахи, как и русские, бережно хранят образцы речевой культуры, которые функционируют во всех сферах жизни и быта, отражая исторические события, этические и правовые нормы. Кроме того, в этих метких, точных и выразительных высказываниях проявляются процессы развития самосознания народа. В становлении казахской речевой культуры на рубеже ХІ-ХІІ веков большую роль сыграли народные ораторы, которых называли би, шешен. В казахском языке слова «би, шешен» воспринимаются почти как синонимы и соответствуют русскому слову «оратор». Би-оратор прежде всего хорошо знает историю своей страны, людей и события прошлого, знает порядок решения спорных вопросов, законы адата. Казахские народные ораторы «красоту и изящество выражения мысли черпали из фольклорного источника, из народных речений, пословиц и поговорок, отличающихся точностью и поэтической изобразительностью». Речь таких известных казахских ораторов, как Аяз би, Майкы би (Первый период), Асанкайгы, Жиренше шешен (Второй период), была насыщена пословицами, поговорками, афоризмами и назиданиями. Имена Толе би, Казыбека би, Айтеке би и батыров Кабанбая, Богенбая, Жанибека, Сырыма Датова, живших в ХVII-ХVIII веках и прославившихся участием в государственных делах и успехами в ораторском искусстве связывают с третьим периодом развития ораторского искусства в Казахстане. Обладая искусством красноречия, они выполняли обязанности посланников в соседние государства, во взаимоотношениях народа с ханской верхушкой выражали волю народа, в эпоху бесконечных войн объединяли и поднимали его на освободительную войну. На XVIII век приходится расцвет казахского ораторского искусства, потому что именно в этот период происходили самые значительные события в степи. Хан Тауке объединил раздробленные казахские роды в три обширные группы, подразделив их на жузы, привлек в этот союз киргизский и каракалпакский народы, создал Совет биев (Жеті Санат), в права и обязанности которого входило, в случае необходимости, от имени хана решать наиболее важные проблемы. В это время был издан свод законов «Жеті жарғы» («Семь Уложений»), определяющий общественно-политические отношения степняков, стремившихся к объединению, чтобы противостоять чужеземным захватчикам. Свод этот был основан на взаимном соглашении семи главных биев, что способствовало неизмеримому росту авторитета их в глазах народа.

    «Образцами ораторского мастерства, политически верных и логически безукоризненных, раскрывающих суть народно-освободительной борьбы в эпоху национально-освободительного движения, являются толгау Казыбека Калдыбекулы, адресованные жунгарскому хунтайджй, обращения и письма Сырыма Датова, направленные Оренбургскому генерал губернатору», считает Б. Адамбаев.

    Позже основоположники казахского художественного слова Бухар жырау, Махамбет Утемисов и другие, а также классики литературы Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Шокан Валиханов широко использовали в своем творчестве народные изречения, используя их как в оригинальном, так и трансформированном виде (здесь и далее использован материал из книги Б. Адамбаева «Казахское народное ораторское искусство» и его периодизация казахского ораторского искусства).
    4. Ораторское мастерство в науке.

    Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства.

    Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

    Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

    В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

    Демократизация общественной жизни в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.
    5. Научная проза и ораторская проза - противоречие или взаимодействие.

    Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом.

    Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

    Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мысли в области науки оказывается понятие, а языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой последовательности. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется. Назначение науки – вскрыть закономерности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления, определяющий своеобразие научной речи.

    Научный стиль используется в сфере науки и характеризуется большим разнообразием жанров, среди которых основными являются: научные статьи; научные доклады; научно-учебная литература (учебники, методические пособия и т.п.); научно-техническая литература (инструкции, правила, стандарты и проч.); монографии; диссертационные работы; рефераты; лекции; дискуссии и т.д.

    Научная проза - совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной прозы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим. По социальной функции и назначению в обществе Научная литература - не только продукт, но и орудие умственного труда, «... инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы - непременное условие высокой эффективности труда ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику».

    Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, «поучений», «путешествий», жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты или тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций. К современным формам научной литературы относятся и непубликуемые - отчёты о научно-исследовательских работах, диссертации (по которым впоследствии могут быть созданы и опубликованы монографии). Стилистика современной научной литературы отличается объективностью («обезличенностью») и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью литературного языка в сочетании с использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и др.); наблюдается тенденция к интернационализации научного стиля, что проявляется, в частности, в стремлении к композиционному единообразию научных сочинений (цель, результаты предшественников, метод, материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, предположения на будущее).

    По видам изданий научная литература весьма разнообразна: выпускаются собрания сочинений классиков науки и современных отечественных и зарубежных учёных, серии общенаучного («Классики науки», «Литературные памятники») или специального (например, «Философское наследие», «Механика космического полёта») типа, публикации исторических документов, однотомные и многотомные, разовые и серийные (например, «Литературное наследство»), монографии однотомные и многотомные, индивидуальных авторов и коллективов (например, 10-томная «Всемирная история»). Характерен рост научных периодических и продолжающихся изданий. Из их числа бюллетени и сборники продолжающегося типа («Труды», «Учёные записки» и др.).

    Научная статья используется как основной источник научно-технической информации и представляет собой краткое сообщение о результатах научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы.
    ОРА́ТОРСКАЯ ПРО́ЗА (далее - О.п.), живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы (см. Поэзия и проза).

    Развитые каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племен еще на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре»). В древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.). Но наивысшее развитие древняя О.п. получила в Греции V—IV вв. до н. э. и в Риме I в. до н.э. Здесь разработана подробная теория риторики, почти без изменений унаследованная теориями словесности средних веков, Возрождения, нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т.е. политическое, красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конца V в. до н.э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначенные для чтения), Демосфена, Эсхина (IV в. до н.э.). (А это уже наука!) Затем, с концом греческой демократии, политическое красноречие уступает место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств вырождается в нарочитую пышность (азианизм). О.п. пыталась преодолеть этот кризис путем подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку, а не стилю (аттикизм). Такое сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно для О.п. «второй софистики» (см. Софистика вторая) — Дион Хрисостом (I в. н. э.), Элий Аристид (II в.), Либаний (IV в.) и др. В Риме сенатские речи записываются с III в. до н.э., учителя риторики (первоначально греки) появляются во II в. до н.э. Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн (I в. до н.э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком О.п. Затем, в эпоху империи, определяющим и здесь становится торжественное красноречие, а богатство стиля переходит в вычурность (Фронтон, Апулей, II в. н.э.).

    В средние века О.п. становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр - проповедь, в меньшей степени - полемическая речь на религиозные темы; по образцам О.п. строятся и письма. Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (IV в.), на латинском Западе - Амвросий, Августин, Григорий Великий (IV-VI вв.). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху О.п. достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в XIII в., Серапион Владимирский).

    Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории О.п. и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию О.п. были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж.Савонарола, М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, Дж.Нокс, с католической стороны - П.Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта-Клара, XVII в.). В литературную систему классицизма О.п. входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф. де Саль, Ж.Б.Боссюэ, Ж.Б.Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России О.п. возрождается в XVII в.; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (XVII в.), Феофан Прокопович, М.В.Ломоносов, Г.Конисский (XVIII в.). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентарных речей и памфлетов (Дж. Фокс, У.Питт, Э.Бёрк, Р.Шеридан и др.), но вершиной была О.п. Великой французской революции (К.Демулен, О.Мирабо, Ж.Дантон, М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе XIX в. (У.Гладстон, А.Тьер, Дж.Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России - А.Ф.Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии О.п., органически связанное с английской парламентской традицией, - речи У.Черчилля времен 2‑й мировой войны 1939 - 1945.

    Выступления революционного пролетариата положили начало новой эпохе О.п.; ее мастерами были К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и такие деятели социалистического и коммунистического движения, как Ж.Жорес, К.Либкнехт, А.В.Луначарский.

    Исходя из вышеизложенного можно констатировать: Научная проза и ораторская проза – это не противоречие, а взаимодействие.


    написать администратору сайта