слайд. Аксиология Аксиология философская теория ценности и оценки
Скачать 199.79 Kb.
|
Аксиология1. Аксиология — философская теория ценности и оценки2. Аксиология в истории Западной философииАксиология исследует ценностное отношение человека к явлениям действительности, то есть установление их значенияБлиже всего из философских дисциплин к аксиологии находится гносеология – философская теория познанияВ современной западной философии (в неокантианстве, феноменологии, в новом позитивизме) аксиология представлена достаточно широкоВ отечественной русско-советской философии она долгое время оставалась вне интересов исследователейАксиология как отрасль философии оформилась поздно — лишь в первой половине и середине ХХ столетияТрадиционная классическая теория познания, рассуждающая только об истине и путях ее достижения, неспособна ответить на многие вопросы, касающиеся жизненно важных вещей и понятий, связанных со смыслом жизни человека и человеческой истории, с установлением критериев доброго, должного, прекрасного, святого, правильного и т. д. в жизни, поведении, культуре людей, со всем тем, что принято называть духовной жизнью«Аксиа» означает ценность, а «аксиос» — ценностный (греч.)Буквально: аксиология — учение о ценностяхВ русском языке существует двузначие: ценность — нечто положительное; ценность — всякое значениеТочнее: аксиология — учение о значенияхНе в смысле значение понятий, значение слов, а в философском смысле: значение всего, чего угодно, для кого (чего) угодноАксиология является той частью философского знания, в которой отвлеченная философия ближе всего подходит к практической жизни людей, имеет выход в повседневную жизненную практикуИскусственная (социальная) среда обитания людей — преимущественно ценностная, среда «опредмеченных ценностей»Повседневные поступки людей определяются не какими-то абстрактными мировоззренческими представлениями, а конкретными ценностными ориентациямиДля повседневной жизни людей важны вопросы:«Каково значение этого (предмета, явления, процесса) для меня, для нас, вообще для людей?Какова его ценность (полезность, приятность и т. п.) или антиценность (вредность, неудовольствие и пр.)Не определение истины, а определение значенияОтражение действительности в головах людей осуществляется в двух видах субъект-объектных отношений:а) познавательном,б) ценностномРезультатом этих двух видов отношений являются разные образования:а) понятие (мысль, представление) о предмете, его природе, свойствах и пр., как они есть «в себе», безотносительно к субъекту познавательного отношения;б) понятие (мысль, представление, а чаще переживание) о значении предмета для кого-тоПри установлении значения невозможно отвлечься от субъекта ценностного отношенияИстинное познание и значение — не одно и то жеа) при одной и той же степени истинного познания может быть весьма разным значение познаваемого объекта для разных субъектов, в. разных условиях и т. п.; иб) при разной степени познания (например, во времени) значение может устойчиво сохраняться в одном и том же качестве или размере (значимость)Значение войн, военных действий далеко не одинаковы для агрессора и его жертвы, для рядовых солдат в окопах и для генералов в штабахНаука далеко продвинулась в понимании болезней, их причин, способов лечения и пр., но антиценность болезней всегда была безусловной в глазах людей и целых народовИсторически способность к познанию и ценностной ориентировке в окружающем мире у людей возникли одновременноКак и познание свойств, адекватное потребностям, интересам, установление значений (прежде всего полезности и вредности для самой жизни) абсолютно необходимо для выживания и простого воспроизводства жизниПервичные, фундаментальные значения устанавливались в эмпирическом опыте до того, как возникла научная теорияНапример, люди на опыте давно поняли полезность рычага для поднятия и передвижения тяжестей, полезность огня и т. п., хотя научное объяснение (познание) этих явлений было найдено гораздо позднее или даже до сих пор не найдено, как, например, в отношении гравитации, хотя на практике люди давно установили важное значение тяжести для производстваТаким образом, в практике установление значений чаще всего опережало познаниеЦенности, под своим углом зрения, изучают и многие нефилософские науки:психология, антропология, культурология (например, искусствознание и т. п.)Различают1) ценностный (««практический») подход к явлениям в искусстве, морали, религии — в ненаучной форме и2) аксиологический (в философской теории) теоретико-ценностный подход с применением научных методов исследования ценностных отношенийОбщая теория ценностей охватывает весь комплекс исследования значений на всех уровнях эмпирики и теорииАксиология же — философская теория ценностей и оценок на высшем уровне обобщения и абстракцииОбщая теория ценностей — конгломерат знаний, который может охватывать материал или базироваться на материале многих нефилософских наук: истории и теории культуры, истории, искусств, религий, нравов, антропологии, этнографии, психологииАксиология как философская теория опирается лишь на группу частных философских наук: этику, эстетику, логику, науковедение, философию религии, историю философииАксиология — философское ядро общей теории ценностей жизни и культурыЕсть целый ряд частных теорий, в которых аксиологические философские идеи тесно переплетены с эмпирическими или более частными материалами общей теории ценностей как аспекта общей теории культурыНапример, танатология — учение о жизни, смерти и бессмертии, о смысле жизни человека в условиях самоочевидной физической смертности и предполагаемого духовного бессмертияЭто сложная комплексная проблема, включающая множество острых коллизий, связанных, например, с самоубийством, эвтаназией, трансплантацией органов, абортированием, клонированием, генной инженерией и др. частных, но острых проблемФелицитология — учение о счастье, эвдемонии, путях их достижения, включает в себя вопросы этики, эстетики, а также психологии, даже физиологии эмоций и пр.Аретология — учение о положительных и отрицательных, ценных и антиценных качествах личности, добродетелях и порокахДеонтология — учение о должном, недолжном, сверхдолжном, правильном и неправильном, норме и отклонениях в поведении, в деятельности людей и т. п.Аксиология тесно связана с гносеологией, этикой и эстетикой понятием ценностьАксиология в определенном (по значению) аспекте обобщает данные этического, эстетического, теологического и т. д. размышленияАксиологию можно рассматривать как обобщенную философскую метатеорию по отношению к группе философских наук, излагающих единым языком некоторые присущие им общие (ценностно-нормативные) проблемы Некоторые философы XX века занимаются сильно формализованным анализом оценочных суждений (Айер, Карнап, Стивесон и др.) и замыкают предмет аксиологии исключительно в границах логического анализа оценочных суждений, то есть в пределах исключительно теории оценокОни отказываются рассматривать ценности, так как они объективны, то есть не даны непосредственно в мыслительном опытеВ лучшем случае они рассматривают ценности как вторичные феномены сознания, следствия определенной направленности сознания (интенции), которое и создает ценности посредством оценокЦарство ценностей сводится к царству оценокКонкретное представление о ценности (значении) в каждом отдельном случае бывает обусловлено оценкой, то есть субъективноНо общее философское понятие ценности как категории, может рассматриваться в обобщенном содержании, отвлеченном от конкретных субъективных оценокЭто понятие и является предметом аксиологии, охватывающей и механизмы отдельных оценокАксиология — теория ценностей и теория оценок вместеПонятие значение заключает в себе два смысла, хотя связанных друг с другом1. Значение в онтологической системе понятий, значение, возникающее объективно в любом типе отношенияЭто значение в самом общем широком смысле, не обязательно в связи с субъектом и его интересомНапример, значение флоры для фауны в круговороте веществ в природе, значение травы для коровы и т. п.Природа не знает суждений о значениях, так как нет сознательного субъекта ценностного отношения, нет оценивающего субъекта, но она знает значения2. Значение, возникающее в сознательной заинтересованной целеполагающей человеческой деятельности, в которой одним из контрагентов значащего отношения выступает судящий человекЗдесь ценность и оценка неразрывно связаны друг с другомДля сознающего деятельного субъекта мир — это не только и не столько царство ценностей (значений), сколько мир оценок, то есть представлений и суждений о значениях с точки зрения его потребностей, вкусов, интересов, страстейВ природе сами по себе олень и крокодил равно не прекрасны и не безобразны: они одинаково хорошо приспособлены к условиям своего существования — и толькоОлень красив, а крокодил безобразен только в оценке человека, с точки зрения его критериев прекрасногоНо существует функциональное значение животного в отношении к среде обитания, и это значение объективноЦенность есть лишь то или иное качество этого отношения (плохое, хорошее, большое, малое и т. п.), а оценка — мысленная или словесная фиксация этого качестваЦенностные отношения и представления возникли еще в первобытном обществеВсе, с чем сталкивается человек в своей среде и в своей собирательной, охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельности, немедленно приобретало для него то или иное, положительное или отрицательное, значение, которое в той или иной степени осознавалось и осмысливалось в форме представлений и оценокВозникали обобщения негативной оценки явления опасного, безобразного, нежелательного и т. п.Оценки фиксировались в виде стереотипных обобщенных образов и слов, отражавших некое общее свойство и значение какого-то пока еще неопределенного множества сходных явлений, приобретавших некое общее, сходное значение, положительное или негативное:это — опасно, это — полезно, вредно, приятно, неприятноПозже возникли оценочные понятия правильного и неправильного, обусловливаемые запретительными нормами обычая — табуВсе ценностные представления и понятия (а также соответствующие слова) концентрировались вокруг генерального представления — понятия полезного и вредного для целей простого выживания общиныПотребовалось многоступенчатое восхождение сознания по лестнице обобщения и абстракции, прежде чем возникли понятия о полезном и вредном вообще, целесообразном и нецелесообразном вообще, правильном и неправильном вообщеВместе с ценностными представлениями, понятиями и предложениями люди постепенно из «царства вещей» вступали в «царство ценностей»С усложнением производства и социальной структуры ускорялся процесс образования все более общих и абстрактных предметных и ценностных понятий -- о мире предметов и мире ценных (антиценных) свойств бытия Обобщенно постигаемые свойства природных и общественных явлений, значимые для жизнедеятельности людей, фиксировались в памяти поколений и передавались в традиции в виде устойчивых ценностных образов, понятий и словТипичными олицетворениями ценностей предстают герои древнегреческих мифов, боги ОлимпаИх имена стали нарицательными, символизирующими те или иные (хорошие или плохие) ценностные свойства характераАфина — мудрость, Афродита — красота и любовь, Марс — мужественность, отвага, Гермес — хитроумие, Прометей — человеколюбиеА в народной мифологии Сатир — сладострастие, Полифем — тупоумие, слепота и т. п.В мифах о героях и богах Олимпа уже просматривается некая система, иерархия ценностей:боги в какой-то мере координированы и субординированыОни имеют определенную ценностную окраску в глазах представляющих их людейСимпатии Гомера явно на стороне «более положительных» богов и героев (Афина, Афродита, Аполлон, Ахиллес, Патрокл, Одиссей), чем «менее добродетельных» Марса или АгамемнонаЦенностная иерархия персонажей гомеровских поэм не обязательно совпадает с их «ранговой» иерархиейВерховный бог Зевс представляется более грубым, несправедливым, чем некоторые подвластные ему боги и герои, воплощающие отдельные добродетели и доблести (ценности) — мудрость, красоту, справедливость и т. п.Античная философияДля софистов «человек — мера всех вещей» (Протагор)Киренаики и киники утверждают: главный объект философского интереса — приятное и неприятное в жизни, наслаждение и страдание, счастье и смысл жизни и т. п. ценностные понятия и проблемыОни различали «удовольствие» и «приятность»:удовольствие только «для себя»;а приятность — более отвлеченное понятие («приятное для всех»), безотносительно к единичному субъективному ощущениюТо есть «удовольствие» — качество единичного ощущения, а «приятное» — как бы уже понятие коллективного сознанияУдовольствие, страдание, счастье, блаженство — все эти ценностные понятия употреблялись в ограниченном, частном — главным образом, этическом содержанииНовая идея — соединить стремление к счастью с поиском истины, с истинным познанием и самопознанием («Познай самого себя!») — связана с именем СократаСократ поставил блаженство в зависимость от мудрости, адекватную оценку и самооценку — от истинного познанияВ познании он видел не просто средство достижения счастья, а само благо как самоценностьСократ первый поставил вечную проблему соотношения истины и добра, знания (науки) и морали, рациональной философии и философии жизниВысшие ценные качества личности – силу, храбрость, воинскую доблесть и другие Сократ считал ценными лишь постольку, поскольку они служат высшим добродетелям: справедливости, добру, воздержанию в словах и поступкахПлатон искал общее определение ценностной категории благаВ вершине пирамиды идей находится идея БлагаПоложительные качества людей и их поступков, например, добродетели, являются лишь смутными, несовершенными отражениями вечных, божественных идейПоскольку, по Платону, вещи являются эфемерными отражениями трансцендентных идей, постольку их ценность определяется степенью приближения к идеальным прообразам, а в конечном счете — к ценностному абсолюту Блага как высшей идеи Так было положено начало раздвоению ценностей на «высшие» и «низшие» Платон выдвинул одну из первых классификаций добродетелей, считая высшими из них мудрость, достоинство, умеренность, справедливость «Блаженная жизнь» — это «смешанная жизнь», которая вмещает в себя много разных ингредиентов, физических и духовных Задача мудреца состоит в том, чтобы выработать правильную шкалу предпочтений Платон выдвинул мысль об относительности ценностей и оценок, в зависимости от потребностей, способностей, качеств личностиПри этом, хотя способности и потребности у людей разные, это не значит, что жизнь А менее блаженна, чем жизнь БИмеет значение и характер субъективного ощущения жизни, ее субъективных установок и ориентацииОдни выдвигают в качестве критерия счастливой жизни покой и независимость;другие — богатство впечатлений, приключения;третьи — культивирование разумных потребностей «по своей природе»;четвертые — «жизнь по Богу»Сам Платон считал, что индивидуальное благо — в максимальном приближении к высшей цели и ценности — к идее Блага, то есть к БогуАристотель считал, что ценность вещи определяется степенью ее адекватности собственной природе, сущности, или «форме»Мера реализации, например, человеком своей сущности, всех заложенных в личность способностей, возможностей проявляется в его реальной деятельностиИзначальная природа (сущность) человека и степень соответствия его целей, и деятельности благой цели определяют его ценностьАристотель различалдианоэтические (данные в познании ценности разума),этические (ценности характера) иэстетические ценностиВ «Этике» Аристотеля представлен вариант классификации добродетелейВысшее Благо — конечная цель всех частных целей гражданОна вершит всю иерархию частных ценностей, следовательно, не может быть средством ни для чего, но только цельюВысшее Благо — это блаженство как таковоеОно не состоит из каких-то частей, из частных благ, оно целостно и неделимо, самодостаточно и самоочевидно, не нуждается ни в каких обоснованияхГлавная идея эпикуреизма сводится к возвышению самоценности человека и его жизни, свободы от всего, что его может угнетатьСчастье человека — цель и смысл жизниЭпикурейцы уделили много внимания описанию ценностей материальной и духовной жизни —удовольствиям, свободе, разуму, покою, безмятежности, творчеству, духовностиНо они также тщательно рассматривали антиценности жизни:страдания, смерть, страх перед судьбой и т. п. и учили, как избавиться от нихСтоики внесли большой вклад в создание основ аксиологииЦицерон первый стал употреблять слово «ценность» как философский термин, как и слово «предпочтение»различал «высшие» и «низшие» блага«Высшая ценность» — единственная «истинная ценность»Все прочие ценности — неполны, ущербны, вторичны, производны, относительныВысшая ценность (счастье) — объективная сущность сама по себе;вторичная ценность — цель какого-либо конечного бытия, например личного счастья, выражение отношения к чему-либо, к другомуУ ценностей и антиценностей есть градация, и разумный человек должен отдавать предпочтение большим ценностям, избегая меньших ценностей и антиценностейРазумный выбор наибольшего добра или наименьшего зла — центральный принцип стоического поведенияКритерий предпочтения ценностей — веление собственной душиВсе в выборе сводится к пользе«Свободно выбирай лучшее и вникай в негоТаким образом, что лучшее, то выгодное»Средневековая философияВ евангельской нравственной проповеди, в Деяниях и Посланиях апостолов выступают народные обыденные представления о ценном (неценном):например, возвышение ценности труда, целомудрия, милосердия, воздержания, скромности, человечности и других вечных ценностей и осуждение антиценностей: грехов и пороков — жадности, тщеславия, жестокосердия, насилия и т. п.Провозглашена высшая ценность — любовь к Богу и любовь к человекуИ над этим — сакральные религиозные ценности, вера в единого Бога, Христа и т. д.В дальнейшем представления о ценном и антиценном были переработаны, получили вид теологических истин и догмАвгустин различает высшие и низшие ценностиВысшие ценности — вечные, неизменные, вневременныеУ человека им соответствуют добродетели:«добрая воля», «вечный закон» — все, что зависит не от желаний и интересов людей, а дается Богом и происходит от любви к НемуЛюбовь к Богу — главная ценность в ряду высших ценностейНизшие, или временные, ценности — те, которых повседневно вожделеют люди:здоровье, сила, слава, честь, богатство, телесная красота, свободаВ ряду низших, по Августину, главная — любовь к человеку (земная, человеческая)В каждом ряду ценностей — высших и низших, главное и первое — любовь, но разнаяОднако оба вида любви подчиняются единому божественному «порядку любви»Высшие ценности подчиняются божественному закону Любви, и только ему как высшей Цели, а низшие обусловлены земными людскими интересамиЗадача христианства — по возможности отдаляться от преходящих низших целей-ценностей и приближаться к небесным, вечнымАвгустин не признавал субстанциональности зла, антиценностей, не признавал абсолютных ценностейОн считал все ценности ценностями для людейВысшие ценности — «высшие для людей»Он даже отождествлял высшие ценности с «истинно познанными», «разумными»Высшие ценности для Августина не абсолютны, они обусловлены человеком, его познанием, стремлением к счастью, степенью его мудростиФома Аквинский четко определил семь добродетелей, из которыхтри — вероучительные (вера, надежда, любовь), ичетыре — человеческие (благоразумие, мужество, умеренность, справедливость)Он тоже различает высшие и низшие ценностиВысшие ценности он выводит из учения Аристотеля о Высшем Благе (Боге) как абсолютной конечной цели, низшие ценности связывает с его учением о добродетелях как качествах людей, их характеров, поведенияНизшие моральные ценности (добродетели, обязанности, нормы) — лишь средства для достижения высшей ценности, цели — Божественной БлагодатиНизшие и высшие ценности не имеют иной связи, кроме как через идею Бога и веру в негоКаково конкретное содержание этой связи — сверх человеческого понимания, это — предмет не познания, а верыАнтиценности не имеют самостоятельного существования, они — отклонения от Блага, дефицит Добра«Зло существует лишь в Благе как своем субстрате»Разрыв между «высшими благами» и человеческими добродетелями — основной логический недостаток системы Фомы АквинскогоИстинное блаженство — в созерцании, познании БогаЭто познание доступно только религиозному сознанию через веруБольшинство людей в силу своего духовного несовершенства довольствуются лишь частичным блаженством, так как объект их познания — преимущественно не Бог, а мирНо познание мира — тоже блаженство, так как через познание мира — творения Бога — познается и сам Бог, достигается частица истинного блаженстваБолее полное, истинное блаженство может быть достигнуто человеком только в Божием Царстве, где душа человека свободна от всего мирского, земногоВысшие божественные ценности подчиняют себе ценности земной человеческой жизниНо характер подчинения не ясенФилософы в эпоху Возрождения и Реформации освободили земные, человеческие («временные», «низшие» и т. п.) ценности «второго ряда» от подчинения «высшим», божественным ценностямФ. Бэкон предвидел, что наука, не оплодотворенная моралью, может завести не туда, куда хотелось быД. Юм выделил альтруистические, социальные чувства как важные ценности жизни и культуры (справедливость, благожелательность, милосердие и др.)Он одним из первых принципиально различал ценностные и познавательные сужденияИ. Бентам и другие утилитаристы определяли счастье как «баланс удовлетворения и неудовлетворения», устанавливаемый разумом в единстве с прирожденными чувствами и инстинктамиУтилитаристы стали предшественниками аксиологии как самостоятельной философской теорииЦенностный принцип утилитаризма XIX века: «Обеспечение наибольшего счастья для наибольшего числа людей» (И. Бентам)Общий конечный критерий оценок поступков и помыслов людей — польза с точки зрения обеспечения стремления к счастьюЗадача рассудительного человека — правильно исчислить «наилучший баланс удовольствий и страданий»Это — количественная «калькуляция» ценностей, аналогичная калькуляции доходов и расходов с целью наибольшей выгодыНо используются и качественные критерии оценок: духовные ценности считаются выше физических, умственное наслаждение предпочтительнее телесногоГлавная заслуга И. Канта состоит в том, что он четко разграничил абсолютную ценность категорического императива и эмпирические относительные ценностиНеокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт разделили и противопоставили «номотетические» и «идеографические» науки, науки о природе и науки о культуреОни выдвинули понятия «иерархия ценностей», «царство ценностей»Г.-Р. Летце различал три «царства»:
Г. Риккерт принципиально отделял ценности от фактов действительности и от истин познания в качестве особого «бытия», или «царства ценностей»:«Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта»Физические и психологические факты и акты принадлежат к реальности во времени и пространствеА «бытие» ценностей — вне реальности, ценности — смыслы, значения — «над всяким бытием»Толчок обособлению аксиологии в науке дали некоторые школы немецкой психологии конца XIX — начала XX века (А. Мейнонг, Фр. Брентано, К.-А. Крейбиг, Хр. Эренфельс, Г. Мюнстерберг)Эти психологи ввели в обиход психологии и философии понятия «ценностное отношение», «ценность», «оценка»Хотя на основной вопрос: «Что есть ценность?» — психология оценки ответа не даетАксиология получила начало и развивалась в XX веке преимущественно в рамках феноменологии (Э. Гуссерль) и выросшего из нее неопозитивизмаПо Гуссерлю, мир — это не макрокосм предметов, а пункт направленности, интенции, «интенционального переживания», в результате которого появляется множество интуитивных представлений, значений, оценокМир — это «феномен мира», мир «смыслов», или «значений», который творится интенциейРасцвет философской аксиологии в западной философии приходится в основном на первую половину и середину XX века, особенно на первые послевоенные десятилетия (50—60-е годы)Самая трудная проблема в аксиологии — определение категории ценности, центральной в этой теорииВ европейской философии существуют следующие определения:По типу мировоззрения1) Абсолютистские определения: ценности — абсолютно данные «феномены», вне времени — пространства, бытия — сознания, в чистом психологическом поле2) Объективистские определения: ценности — объективно сущие качества вещей, вне зависимости от рефлексий сознания или отражаемые в последнем — все равно3) Реляционистские определения: ценности — свойства субъект-объектного отношения (познавательного, нравственного, эстетического, религиозного и т. д.)По субъектам1) Субъективно-психологические подходы:ценностно-образующий фактор — индивидуальное сознание; в субъект-объектном ценностном отношении приоритет отдается человеку, его сознанию, интересам и т. д.2) Ценностно-образующий фактор — коллективное (общественное) познание; ценностное отношение выражает отношение: коллективное сознание — реальность3) Концепция историцизма: в ходе эволюции история по своим законам творит материальные и духовные ценности — системы ценностей как конкретные результаты эволюции некой духовной или материальной субстанцииСлово «ценности» имеет смысл, близкий к понятию «положительное значение»Смысл слова «значение» аксиология ограничивает значением для людейЗначение может меняться:по качеству (хорошее — плохое, полезное — вредное и т. п.), то есть содержательно;по количеству, мере (более или менее полезное)В этом случае говорят о значимостиЗначимость — количественная характеристика значения — по степени силы, выраженности значения: более значимое, менее значимоеЗначение и значимость детерминированы двояко:свойствами предмета исвойствами (потребностями, интересами, целями) действующего субъекта, устанавливающего значениеЦенностное отношение — субъект-объектное отношение, рассматриваемое под углом зрения значения (ценности) объекта для субъектаОсобенности ценностного отношенияЦенностное отношение возникает лишь с того момента, когда предмет вступает в какую-то связь с действующим субъектом, то есть включается в деятельность человека, приобретая именно в ней и для нее то или иное значениеДо этого предмет не имеет значенияАтомная энергия до второй половины XX века могла иметь только потенциальное значение для человечестваЦенностные отношения являются видом отражения действительности в сознанииВ ценностной форме отражения устанавливается значение предмета с точки зрения его способности удовлетворить какую-нибудь потребность, интерес, цель и т. п.В ценностном отношении устанавливается значение предмета, его свойств и т. д. «для нас»Значение отражает не только и не столько свойства объекта, сколько свойства вступившего с ним в связь человекаЗначение весьма сильно зависит от субъекта, от его психофизической и прочей природы — от потребностей, интересов, установок его сознанияЗначение одного и того же объекта может сильно меняться качественно и количественно во мнении разных людей, в разное время, при разных обстоятельствахТопор для палача и для его жертвы имеют весьма разное значениеЗначение и ценность — не одно и то жеЗначение шире, оно включает и качественно отрицательноеОценка — представление, понятие, суждение о значенииОна может быть и положительной (одобрение, восхищение и т. п.), и отрицательной (осуждение, отвращение и пр.)В качестве объекта ценностного отношения может выступать любой предмет, явление, свойство, процесс, событие, поступок, помыселЧаще всего объектами и субъектами ценностного отношения выступают не предметы и не человек в целом, а именно их свойстваВ таком случае ценностное отношение — связь между двумя свойствамиКонечным критерием ценности является практика, в которой объективные свойства предметов связываются, соотносятся с потребностями, интересами, целями людейНо сама практика относительна, а не абсолютна, поскольку свойства вещей, вовлекаемых в деятельность людей, меняютсяЕще сильнее изменяются потребности, интересы людейВсе вместе ведет к изменениям качества ценностных отношений, значений, значимости и оценок, вплоть до того, что положительное значение чего-либо может превратиться в отрицательное, ценность — в антиценностьДобро может обратиться в зло в силу чрезмерности, нарушения мерыТак, достаток — добро, но оно может стать злом, превратившись в пагубную страсть к стяжательствуВсе известные нам ценности относительны, то есть не выступают в чистом виде«Нет худа без добра, как и добра без худа»По отношению к индивиду каждое общество предлагает свой набор материальных и духовных ценностей, которые выступают как объективная необходимостьЭтот набор не зависит от воли индивида, он определяется свойствами данного общества, эпохи, цивилизации и т. п.Индивид включен в данную систему ценностей, в рамках которой он только и может избиратьЧеловек погружен в систему наличных конкретно-исторических ценностейИ он не может выйти за границы этой системы, если только он не живет в обстановке тотальной переоценки ценностей, когда границы системы более или менее размытыНо даже в ситуации переоценки ценностей нет беспредельного произвола в выборе ценностей, поскольку все-таки сохраняются определенные привычки, традиции, инерционные регуляторы поведенияЕсли кому-то не нравится набор объективно положительных ценностей, он может отвергнуть его целикомНо для этого он должен сменить всю систему ценностей, например, посредством эмиграцииНо наивно думать, что при этом он обретет вожделенную свободу выбора ценностейНовая система, шкала, иерархия ценностей может оказаться еще более «навязанной» и «объективной», чем стараяАбсолютной свободы выбора ценностных ориентации можно достигнуть только в фантастической полной изоляции от человечестваМожно привести хотя небольшой, но стабильный список значений, которые всегда и всюду, во всех обществах и системах ценностей, сохраняли свое абсолютно ценное значениеКлассификации ценностей Витальные ценности: жизнь здоровье телесность безопасность благосостояние состояние человека (сытость, покой, бодрость) сила выносливость качество жизни природная среда практичность потребление Социальные ценности:трудолюбие работа социальное положение семья богатство единство терпимость дисциплина предприимчивость благосостояние склонность к риску равенство профессионализм способность к достижениям личная независимость активность ориентированность на действия личная независимость земляческая (экстралокальная) ориентация Политические ценности:патриотизм порядок свобода слова бескорыстие свобода совести суверенитет независимость равноправие конституция законность гражданский мир честность благо Моральные ценности: добро честь любовь дружба долг порядочность верность взаимопомощь справедливость уважение к старшим любовь к детям Религиозные ценности:Бог спасение души божественный закон культурное своеобразие вера благодать ритуал Священное писание Священное предание новаторство стиль Эстетические ценности: красота гармония следование традиции подражание Чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей Но в наше время цивилизация, с ее «навязываемыми» ценностями, проникает во все уголки земли, во все самые укромные ниши человеческого сознанияАнтиценный характер имеют:болезнь, эпидемия, уродство, голод, преждевременная смерть, стихийные бедствия, преступления и правонарушения, насильственная смерть, нищета, невежество, уродство, безумие, лень, бездарность, безобразие, несправедливость, ненавистьНевозможно представить человека, который желал бы быть насильственно умерщвленным, больным, уродом, нищимПротив этого вопиет прирожденное всему живому чувство самосохраненияЛюди инстинктивно, подсознательно отбрасывают все значения, несовместимые с этим чувством, и стремятся ко всему тому, что способствует жизни и ее благоустройствуРелятивность ценностей ограничена и социально-историческими условиями формирования субъективных свойств людейПотребности, интересы, цели людей формируются условиями их материальной и духовной жизни, а они конкретны социально и историческиЗначит для каждой общности, эпохи и т. п. они не беспредельныЦенности на шкале значений располагаются отнюдь не беспорядочно — и это еще один ограничитель их релятивности, связанный с собственной логикой расстановки ценностей по шкале их значенийРаспределение значений по шкале подчиняется закону дивергенции: в середине поля значений плотность (относительных) ценностей максимальна, а ближе к концам абсолютной ценности и неценности (антиценности) она сходит на нетАбсолютных добряков, красавцев, святых не существует, так же, как не бывает и абсолютных злодеев, уродов, грешниковПодавляющее большинство в «серой массе» людей образуют полуправедники и полугрешники, то есть личности относительно ценные, но также и относительно неценныеСамосовершенствование людей, очевидно, должно состоять в стремлении к тому, чтобы как можно ближе приблизиться к концу «плюс» и как можно дальше удалиться от конца «минус»Иерархия рядов ценностей с точки зрения их важности в структуре духовностиМоральные ценности абсолютно необходимы для всей структуры духовности, образуя ее опору и средоточие, научные, эстетические, религиозные ценности не столь необходимы для меры духовности личности и обществаБезнравственный человек — не человек, это нелюдьНевежественный человек, эстетически обделенный, неверующий — все-таки остается человеком, сохраняет человеческую родовую сущностьКаждый человек формирует в процессе социализации собственную иерархию ценностейВ основе ее формирования – интересИнтерес есть результат субъективного выбора, которому представляется, что ценность А лучше ценности БЭтот выбор труден даже при выборе между добром и злом в качественном сравненииНо он еще труднее при выборе по формуле «наибольшего добра» или «наименьшего зла»Почему мы предпочитаем один интерес другому?Ориентируемся на предпочтения референтных общностейТо, что представляется большим или меньшим добром (злом) мне, является таким же и для другихОбщие черты иерархии ценностей1) Противопоставление «высших» (абсолютных, вечных, неизменных, априорных) и «низших» (релятивных, преходящих, апостериорных) ценностей2) «Высшие» ценности — это, по сути дела, отвлеченные понятия, идеи (добро, благо, Бог, красота, должное), автономные, априорные, в сущности, непознаваемые;«низшие» ценности (приятное, полезное, целесообразное и т. д.) — эмпирические, повседневные, относительные, обусловленные, преходящие, доступные познанию3) «Низшие» ценности каким-то образом подчинены «высшим»Но каким образом?Это для разума, рационально, непостижимоМы чувствуем эту субординацию интуитивно как самоочевидностьНапример, все люди полагают совесть, нравственный закон, должное высшей моральной ценностью, но почему? Значит, субординация «высшее — низшее» — это «данность»4) Рационально объяснимая иерархия начинается только на уровне «низших», житейских, эмпирических ценностей: удовольствия, полезности, целесообразности, аффективности и т. п.Значения (ценности) отражаются в сознании в форме оценок — представлений, понятий, суждений о значенияхОценка может выступать и в форме чувства, эмоциональной реакции: восхищения, отвращения и т. п.Осознанная оценка всегда имеет вид оценочного суждения, а в речи — предложения:«Этот человек красив»;«Эти растения полезны»;«Насилие — зло»Главное отличие оценочного суждения заключается в том, что в качестве предиката в нем выступает ценностное понятие«Жизнь прекрасна»; «жизнь священна» — оценочные суждения, в которых предикаты «прекрасна», «священна» — ценностные понятия выражающие в данном случае положительные значенияЦенность проявляется в оценке, но она не зависит от сознания отдельного субъектаЦенность фиксирует общественное значение предмета, оценка — конкретное значение для индивидуального оценивающего субъектаОценку следует отличать от ценности и по той причине, что она по неведению, из-за недостаточной осведомленности человека о природе предмета и о своей природе, скажем, под влиянием страсти, может оказаться ошибочнойОбъектом оценки является не предмет, а его значение для человека, то есть ценность как качество ценностного отношенияЦенность и оценка связаны друг с другомРеальная ценность устанавливает границы произволу оценокСуждение о ценности имеет смысл лишь в той шкале значений, которая имеет отношение к данной потребности человекаСпособы (виды) оценки1) Оценка путем сравнения с каким-либо предметом, выступающим в качестве эталона ценности«Вылитый Аполлон» (эталон мужской красоты)2) В морали, праве широко применяется оценка путем сравнения поступка и совершившего поступок человека с нормой, правилом или другим подобным сознательно установленным эквивалентом«Этот человек не крадет, не лжет, не прелюбодействует и т. п.»3) Оценка посредством сравнения с эталоном-символом «Родина — мать»; «Дети — цветы жизни»4) Оценка путем сравнения с эквивалентами — самыми общими ценностными «абсолютами» и понятиями, такими, как Добро, Красота, Истина, Любовь, Святое и другие положительные ценностные понятияИли сравнение с понятиями-антиподами: зло, безобразие, ложь (заблуждение), ненависть, грех и т. п. — в случае отрицательной оценкиОценки, то есть суждения, мнения о ценностях могут быть истинными или ложнымиПод влиянием ложной идеи, предрассудка, извращенной потребности оценки могут так сильно измениться, что переходят в свою противоположность, шкала значений перевертывается, иерархия ценностей как бы становится с ног на голову Идея вседозволенности на время извратило в голове бедного Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского шкалу моральных ценностей, зло стало «добром», а добро (любовь и уважение к достоинству, жизни человека) - «злом» |