Пой, пой певунья. Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников. Александр Васильевич Свешников (18901980) выдающийся советский
Скачать 36.95 Kb.
|
Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890—1980) — выдающийся советский дирижёр, хормейстер и педагог. Народный артист СССР(1956). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член ВКП(б) с 1950 года. Характеристика творчества и деятельностиСвешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году. Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую собой характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом") Творческий путь А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 года работал регентом и преподавал пение в Московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР. В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище. В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского. А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Награды и звания Сталинская премия второй степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) — за концертные программы хора (1964—1965) и (1965—1966) народный артист СССР (1956) Герой Социалистического Труда (1970). три ордена Ленина (1960, 1966, 1970). два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950) медали «Пой, пой певунья птичка» (польская народная песня) Написана куплетно-вариационная форме. Для женского хора. Основная тональность A-moll. В 9 такте мелодия звучит в параллельной тональности C-dur на протяжении 9, 10, 11 тактов, а в 12 такте появляется доминанта которая приводит в основную тональность. Размер 3\4 сохраняется на протяжении всего произведения. Темп подвижный , динамика не контрастная. На протяжении всего произведения не наблюдается резкой смены динамики. Вступает сопрано, а в 3 такте к ним присоединяется альт. Дальше всю песню исполняет весь состав хора. Фактура – гомофонно-гармоническая. Основным голосом является сопрано т. к. мелодия звучит именно в нем. Партия альта играет роль гармонической основы (поддержки), а в некоторых местах (такт 3, 4, 8, 9, 10) является второй. Тесситура – удобная. Ритмические особенности; чаще всего встречаются восьмые длительности. В конце каждой фразы (пр. такт 4, 8, 12) на распеве слога присутствует пунктирный ритм, но в последнем 16 такте вместе пунктира звучат 2 восьмые. Мелодия Несмотря на подвижны темп, мелодия не потеряла лиричности. Оно звучит мелодично без диссонансов. Мелодия проста и красива, легко запоминается слушателю. Диапазон голосов Диапазон Хора Исполнительские трудности Точное, острое исполнение пунктирного ритма Передать характер произведения Точная артикуляция слов, разделение их между собой (пр. такт 7) Мелодичное исполнение партий (legato) Точное исполнение половинных длительностей Показать динамики произведения Одновременное снятие звуков в конце каждой фразы Дирижерские трудности, задачи Показ аувтактов и длинных нот Показать вступление партии альта (такт 3) Обращение внимание на точное снятие звука в конце каждой фразы Не передерживать половинные ноты Подчеркивать ритмический рисунок произведения остановкой руки на четверти с половиной Показ смены динамики. В 14 такте показать альтам ритмические особенности Одновременное снятие |