Александровка Деревня Александровка
Скачать 274.75 Kb.
|
Земетчино Земетчино или Земятчино — село в составе Кёршинского сельсовета Бондарского района Тамбовской области. В исторических документах встречаются разные варианты названия села: Земетчино, Земятчино, Земетчина, Зиметчина. В любом случае, очевидно, что название села произошло от устаревшего русского диалектного слова земец – «пчеловод», а в более широком значении – «добытчик, промысловик». История Впервые упоминается в окладных книгах духовной епархии 1706 года: часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 50 копен. Да приходских в том селе 36 дворов крестьянских. Дани с того села с дворов, по счету и по сказке того села попа Антипа, с земли и с сенных покосов по справке с перехожею его поповою грамотою против приходского заручного челобитья положено на год платить 1 рублей 20 алтын, две деньги, пошлин гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего 2 рубля, 5 денег, за ъездь гривна, нищим гривна ж, полковым попам в подмогу гривна ж. В 1719 году, в документах первой ревизии о селе сказано: Село Земетчино. В нем дворового числа по свидетельству явилось: поповых домов один. Дворцовых крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек Во второй половине XVIII века село вместе с его жителями было пожаловано генерал-майору Феёдору Христиановичу Циммерману. В северной части села появляется помещичья усадьба. В марте 1800 года Ф. М. Циммерман купил в селе Челновое деревянную церковь и перенес её Земятчину. Вокруг церкви был разбит парк из сосен, лип, вязов образующих некое подобие аллей, на безымянном ручье, впадавшего в речку Шамерляй была построена плотина, в результате чего возле парка образовался пруд. После смерти генерала в 1812 году его вдова Елизавета Михайловна Циммерман возвела в 1833 году в селе каменную Покровскую церковь. В 1834 году владельцем села числится уже внук генерала - канцелярист из дворян Александр Михайлович Циммерман. Согласно «Списку населенных мест Тамбовской губернии за 1862 год»: Земетчина, село владельческое, при речке Шамерляй. Расположено село на тракте из Тамбова в Спасск. Расстояние от уездного города — 40 верст. В Земетчине в 1862 году 45 дворов, 285 душ мужского пола и 301 — женского. Церковь православная одна, мельниц — две. Кто владел селом перед революцией достоверно неизвестно, но в некоторых документах фигурирует фамилия Мазевский. В 1911 году в селе имелось 209 дворов, проживало 665 мужчин и 675 женщин, в селе имелась церковно-приходская одноклассная смешанная школа. Известные люди В селе родился российский гитарист-семиструнник и композитор Фёдор Михайлович Циммерман. Уроженец села Земетчино Косырев Вячеслав Николаевич (1939-2012), кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой (по 2012 год) общей психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации48. Село Земетчино Село Земетчино Кёршинского сельского совета Бондарского района до 2007 года называлось Земятчино. «О Земетчино содержатся первые сведения в окладных книгах духовной епархии. В одной из них записано: «Часовня Покрова в новоселебном селе Земетчине. У часовни тридцать шесть дворов крестьянских, 1705 году июня». В документах первой ревизии 1917 года сообщается «Село Земетчино. В нём дворового числа крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек». Из приведённых данных следует, что село Земетчино основано дворцовыми крестьянами в первые годы 18 века, но не позже 1706 года». С середины 18 века село является родовым владением семейства Циммерманов - польских дворян. «Создавая усадебный ансамбль в своём имении, обладатель сказочного богатства тамбовец Циммерман в 1760 году возводит в селе Земетчина просторную каменную трёхпрестольную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы». «В Тамбовской губернии была пословица, говорившая о ком-либо: высокий или длинный, как Земетская колокольня. Это была самая высокая колокольня епархии, по преданию с неё было видно село Бондари и посёлок Новая Ляда (примерно 78 метров). Её высоту измеряли в советское время школьники с учителем математики по тени, падавшей в полдень от колокольни. Даже в настоящее время с единственно сохранившегося первого яруса видна церковь села Пахотный Угол. По воспоминаниям жителей семейство Смирновых было из священнического сословия, а Воскресенских - из дьяконского. Было создано несколько прудов, разбит красивейший парк по обе стороны озера, посажены лиственницы, росли там и величественные ели в два обхвата, по пять штук в виде звезды, вязы, липы и тополя. Среди пруда, на островке, находилась беседка, к которой барин подплывал на лодке. Кроме владельцев имения, в пруду, который находился у церкви, купаться никому не дозволялось, простолюдины там не купались. Был мост, плотина и водосброс, пруд регулировался шандорами. Простолюдины же купались в пруду за Земетчиной. В советское время в барском парке делали «варки» для выпаса скотины. Всё меньше и меньше оставалось деревьев, и до сегодняшнего дня осталось совсем немного. В своём Земетчинском владении Циммерман был суровым барином, крестьяне у него работали даже на Пасху. Сам он жил в Москве, но в имении у него была двухэтажная деревянная усадьба и ряд каменных строений, сохранившихся до настоящего времени. Имелся дом в городе Тамбове. Барин из Москвы давал телеграмму, когда и на какой тройке его встречать. И если не было исполнено, так как он писал, то кучера возвращались обратно и перезапрягали тройку. Брат владельца Земетчинского имения проживал в Санкт-Петербурге и был известным музыкантом. В 2013 году исполнилось 205 лет со дня рождения Ф.М. Циммермана (1808-1882) - гитариста-виртуоза и композитора. «Родился он в селе Земетчино (ныне Бондарского района) в родовом имении деда - участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора Ф.К. Циммермана. Отец М.Ф. Циммерман, подполковник гусарского полка, умер, когда сыну было четыре года. Мать, польская дворянка Жозефина Матвеевна, воспитывала четверых детей в доме свёкра. По семейной традиции Фёдор Циммерман начал службу в военном ведомстве в Петербурге. Увлекшись семиструнной гитарой, стал учеником знаменитого гитариста А.О. Сихры и со временем превзошёл своего учителя. Историограф гитарного искусства М. Стахович писал: «Первое место из слышанных мною теперь игроков непременно принадлежит Фёдору Михайловичу Циммерману. Он обладает феноменальной техникой. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось. Он - Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинениям». Ф. Циммерман много сочинял, но не любил созданное переписывать для публикации, поэтому большая часть его наследия не дошла до потомков. Для гитары он писал пьесы, этюды, фантазии, и другие танцевальные композиции, раскрывающие технические и выразительные возможности инструменты. Поныне на эстраде исполняется его «Вальс-элегия». Фортепиано, зазвучавшее со сцены в 30- 40-е годы 19 века и затмившее гитару, подтолкнуло Циммермана начать карьеру педагога. Он предложил директору Петербургской консерватории А.Н. Рубинштейну открыть в учебном заведении класс гитары, но получил решительный отказ. Это и личная драма - размолвка с невестой - заставили музыканта оставить гитару и заняться хозяйством в своём имении на Тамбовщине. Гитара скрашивала досуг Ф. Циммермана, но в публичных концертах он больше не выступал. Известна благотворительная деятельность крупного помещика и коннозаводчика». При всём том, крайне неприглядной была крестьянская жизнь. Всевозможные пошлины, разнообразные штрафные деньги, подушные подати по 69 копеек с души и многочисленные натуральные повинности, рекрутские, ямские дорожные и церковные не способствовали благосостоянию крепостного крестьянства и улучшению народно-экономического быта. Было это ещё при крепостном праве. Кончился к весне у крестьян хлеб и случился страшный голод, всё село умирало с голоду, а народ был здесь всегда дружный. И они нашли выход из создавшегося положения - украли у барина племенного быка. Надели ему лохмотки на копыта и увели за реку Хмелину, там зарезали и мясо разделили на всех. Никто никого не выдал. Тем и выжили. Не лучше в экономическом плане жило и духовенство. «Духовенство наше, как утверждал И.И. Дубасов, вообще было бедное и штрафы, установленные епископом Феофилом за отказ от причащения Святых Божиих Таин с должным приготовлением, чувствительно ложились на его домашний бюджет. Явились недоимки, можно было думать, что требовательный и строгий владыка отнесётся к недоимщикам сурово. Однако Феофил умел и миловать. На прошении одного недоимщика села Земетчино Якова Иванова, просившего о сложении недоимки, он написал такое решение от 10 сентября 1807 года: «Не кожу же с просителей снять: оштрафовать их положением в разных церквах по 50 поклонов земных». Тяжкой была и народная повинность - рекрутчина. Новобранцев заковывали в кандалы и доставляли в указанные места этапным порядком за крепким караулом. Служили по 25 лет с применением телесных наказаний. Поэтому, избегая солдатской неволи, многие уродовали себя или отчаянно защищались. А мужики в Земетчине были сильные. Прадед семьи Рзяниных (по подворью Лёвочкиных) сорвёт, бывало, самые большие арбузы на барской бахче и подкидывает их с руки на руку. И сторожа не могла их отобрать, сила у него была необыкновенная. Да и у отца его силушки хватало. Телегу нагрузит дровами, а в Кошарском овраге - песок, лошадь не может осилить подъём. Тогда он лошадь выпрягает, сам запрагается и вывозит на себе. «Я, говорит, насилу вывез, а где же лошади вывезти». Впоследствии имение перешло в ведение зятя Циммермана - Мазевского и других помещиков. «Экономия: Мазевского - средняя при церкви, Уваровых - мелкая, Синельникова - мелкая в 5 верстах, Агафонова - средняя, в 10 верстах небольшая река «Шамырляй». Пруд при экономии господина Мазевского у церкви и лес. Школы: в селе Земетчина церковно-приходская, одноклассная, смешанная и в деревне Смольной вершине школа грамоты мужская. Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1788 года. Штат священников и псаломщиков. У притча три десятины усадебной земли и 33 десятины полевой земли, последняя находится в 3-х местах, на расстоянии от 2,5 до 4,5 версты. Земля даёт дохода 300 рублей в год. Братский годовой доход 300 рублей. Причтовый капитал 2950 рублей. Церковный капитал 2850 рублей. Церковный дом у священника (9х10), кухня (7х7) и между ними тёплое помещение (4х9), у псаломщика - дом собственный. В 1903 году в Земетчино была лечебница на 12 кроватей». «Дворов в 1911 году - 209, душ мужского пола 665 и женского пола 675, великороссы, земледельцы имеют по 10 сажень в каждом из трёх полей на душу. В приходе одна деревня Смольная вершина, Комбаровщина тож, в четырёх верстах от церкви»49. О селе Земетчино первые сведения содержатся в окладных книгах духовной епархии. В одной из них записано: «Часовня Покрова в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа... Да в приходе к той часовни тридцать шесть дворов крестьянских, 1705 году, июня». В документах первой ревизии 1719 года сообщается: «Село Земетчино. В нем дворового числа по свидетельству явилось, поповых домов один. Дворцовых крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек». Из приведенных данных следует, что село Земетчино основано дворцовыми крестьянами в первые годы XVIII в., но не позже 1706 года50. Село Земятчино (в дореволюционных документах встречаются названия - Земетчино, Земетчина, Зиметчина) возникло на рубеже 17-го и 18-го веков. В дореволюционных границах Тамбовской губернии, в Моршанском уезде, существовало еще одно село с таким же названием. В соседней Пензенской губернии также было и существует в настоящее время село Земетчина. Очевидно, что название села произошло от устаревшего русского диалектного слова земец – «пчеловод» (В. И. Даль), а в более широком значении – «добытчик, промысловик». Земец (зямец) — пчеловод, пасечник, бортник - человек, занимающийся разведением пчел в бортях, колодах и ульях. Бортное угожье - это лесное место, где водились пчелы, и где можно было заниматься примитивным пчеловодством. Они собирали "дикий мед", т.е. мед, собранный от диких пчел, не принимая никаких мер по части ухода за пчелами. Искусство изготовления борти, выбор медоносного участка леса и дерева, в котором поселятся пчелы, - все это требовало навыков и знаний, которые приобретаются с детства и передаются из поколения в поколение. Проводя значительную часть жизни в лесу, бортник свободно в нем ориентировался, в совершенстве знал растительный и животный мир. Это было сословие свободных людей, живших на стыке цивилизации и леса, хранителей древних традиций, что особым образом отражалось на характере этих людей. Они были пионерами освоения новых земель, ведь в поисках новых угодий, бортники совершали перемещения на дальние расстояния. Можно также предположить, что до возникновения села на этом месте имелись жилища земцев-бортников, и первые русские поселенцы пришли не на пустое место. Село Пахотная Земетчина впервые упоминается в Переписной книге 1704 года (РГАДА, Фонд 1209, опись 1, дело №1142). Также ранние сведения о Земятчине содержатся в окладных книгах духовной епархии 1706 года. В одной из них записано: «часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 50 копен. Да приходских в том селе 36 дворов крестьянских. Дани с того села с дворов, по счету и по сказке того села попа Антипа, с земли и с сенных покосов по справке с перехожею его поповою грамотою против приходского заручного челобитья положено на год платить 1 рублей 20 алтын, две деньги, пошлин гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего 2 рубля, 5 денег, за ъездь гривна, нищим гривна ж, полковым попам в подмогу гривна ж.». В документах первой ревизии 1719 года сообщается: «Село Земетчино. В нем дворового числа по свидетельству явилось: поповых домов один. Дворцовых крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек». Из приведенных данных следует, что село Земетчино основано дворцовыми крестьянами в первые годы XVIII века, но не позже 1705 года. Но недолго длилась Земятчинская вольница. Очевидно во второй половине XVIII века село вместе с его жителями было пожаловано генерал-майору и кавалеру Циммерману Федору Христиановичу. Подробнее о Циммерманах см. здесь. В межевых книгах и планах дач (ГАТО ф.29, оп.3, дд. 4511 - 4522) значатся уже несколько владельцев Земятченских земель: ротмистрша Камбарова Е.М. (урожденная Циммерман), коллежский регистратор Челищев Н.А., тамбовский купец Суворов П.Д., тамбовский купец Байков И.М., титулярный советник Циммерман Ф.М., титулярный советник Челищев Н.А. А на "третьем участке дачи села Заметчины, принадлежащем Камбаровой Е.М. поселена деревня Смольная" (Смольная Вершина - совр.) Согласно "Списка населенных мест Тамбовской губернии за 1862 год" : Земетчина, село владельческое, при речке Шамерляй. Расположено село на тракте из Тамбова в Спасск. Расстояние от уездного города - 40 верст. В Земетчине в 1862 году 45 дворов, 285 душ мужского пола и 301 - женского. Церковь православная одна, мельниц - две. В северной части села появляется, расширяется и улучшается с каждым годом поместье господ Циммерман. В марте 1800 года Ф. М. Циммерман купил у статстской советницы С.И. Сабуровой принадлежащую ей деревянную церковь села Челнового. В том же месяце Тамбовское Епархиальное Правление дало разрешение на перевозку церкви из Челнового в Земятчину - ГАТО ф.181, оп.1, д. 342. Неподалеку от церкви закладывается парк, из сосен, лип, вязов образующих некое подобие аллей. Трудом крестьян на русле безымянного ручья, впадающего в печку Шамерляй возводится плотина, в результате чего возле парка образовался красивейший пруд. Уже после смерти в 1812 году генерала Ф.К. Циммермана, в селе строится новая каменная церковь с высокой колокольней. Строительство ведется на средства вдовы генеральши Елизаветы Михайловны Циммерман и завершается в 1833 году. Новая каменная церковь имела три престола: главный - Покровский (престольный праздник - 1 октября), правый - Никольский (6 декабря), левый - Федоровский (16 мая). Колокольня Покровской церкви была самой высокой в округе и видна даже из Тамбова. В ревизской сказке 1834 года владельцем Земятчины является уже внук генерала - канцелярист из дворян Адександр Михайлович Циммерман. В этом же документе упоминаются и другие потомки Ф.К. Циммермана. Так например, титулярному советнику Федору Михайловичу Циммерману принадлежала деревня Федоровка Тамбовского уезда, что на речке Савале, деревня Елизаветовка, что на той же реке - Елизавете Михайловне в замужестве Камбаровой. Елизаветовка и Федоровка были основаны скорее всего по указанию Михаила Федоровича Циммермана - отца Елизаветы и Федора, в эти деревни были переселены крестьяне из Земятчино. Названия деревням даны по именам наследников Михаила Федоровича, поэтому я не удивлюсь , если обнаружится еще и другие фамильные деревни Циммерманов, например Федоровка или Владимировка. Кто владел Земетчиной перед революцией точно пока установить не удалось, но в некоторых документах фигурирует фамилия Мазевский. В 1911 году в Земятчине уже 209 дворов, мужского пола 665 душ, женского – 675, население села - великороссы, земледельцы, имеют по 10 саженей в каждом из трех полей на душу. В селе имелась школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. После революции Покровскую церковь села Земятчины постигла страшная участь, как и многие другие Российские церквеи. На фото выше виден один из этапов разрушения церкви и колокольни. До наших дней уцелел только нижний ярус колокольни, в годы советской власти его несколько раз пытались подорвать, стены до сих пор хранят следы взрывов, но так ничего и не получилось – в былое время умели строить. "Сейчас Земятчино со стороны дороги на Кершу пустынно и почти необитаемо. Вся жизнь его сосредоточена в средней части и в конце села, вокруг бывшей экономии Мазевских, от которой ныне остался двухэтажный каменный дом (в нем расположено Земетчинское лесничество) и еще один каменный дом без крыши и без дверей, заросший вдоль и поперек кустами американского клена. Сложно сейчас представить, что когда-то, до революции, в этом старинном русском селе (а известно оно с XVIII века) располагалось 209 домов и проживало 1340 человек." Пришел в запустение и бывший барский парк, хотя некоторые деревья еще и сохранились. Фотографии этих мест можно посмотреть в фотоальбоме. В далеком 1721 году мой далекий предок Иван Яковлев сын Раткин из вотчины Рязанских Архиереев села Ламовис взял в жены дочь дворцового кресть янина села Пахотной Земетчины Фрола Карпова сына Вандышева - Авдотью. В ревизской сказке села Земетчины за 1717 год (РГАДА ф.350,о.1,д.409, стр 561) сохранилась следующая запись - "...вдова Фроловская Вандышева Агафья Петрова дочь 45 лет у ней дети Дмитрий 23, Иван 8, дочери Меланья 17,Татьяна 16, Авдотья 13,Катерина 10,Ирина 9. После переписи 1710г убыли Агафьин муж Фрол Вандышев 40 лет умер в 1716 году..." Ориентировочно в 1722 году Иван Яковлевич с молодой женой и месячным сыном Иваном переселяются в Тамбов в Стрелецкую слободу. О этом факте сохранилась запись в "Книге переписной церковнослужителей, подъячих, однодворцев из дворян, стрельцов, пушкарей, казаков и др. жителей г. Тамбова. 1722-1727 гг. - РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 3495, стр. 154 - 154 обр. - "...Танбова города Стрелецкой слободы... при свидетельстве явшиеся сверх сказок прописные... По ведению ж Господина Копитана Иванчина ис Танбовского уезду из вотчины Резанского Архиерея из села Ламовиса Иван Яковлев сын Раткин - 14 лет, у него сын Иван - 4 недель, онаго Ивана по Указу в оклад числить не велено". С этого времени все мои предки Раткины стали городскими жителями. Вот запись о семействе Раткиных в 3-й ревизии по городу Тамбову РГАДА, ф. 350, оп. 2, ч.2 ед.хр 3510 - Сказки о купцах, однодворцах и дворовых людях г. Тамбова 1762-1767 гг., стр.173 обр. - "...Танбов, Стрелецкая слобода, 1764 год. - ...Иван Раткин 37 - умер в 1750 году. у него жена Авдотья фролова дочь - 61 года..." Второй раз уроженка села Земятчины имеет опосредованное отношение к моему родословному древу. 21 февраля 1850 года (по нов. стилю) мой прапрадед Раткин Алексей Петрович взял в жены Морозову Василису Михайловну, бывшую дворовую девку ротмистра Камбарова И.А. и его жены Елизаветы Михайловны, урожденной Циммерман. Незадолго до свадьбы Василиса Михайловна была отпущена "на волю". А Елизавета Михайловна Камбарова (Циммерман) была крестной матерью при крещении первенца Алексея Петровича и Василисы Михайловны Раткиных - Михаила51. |