УМП Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация
Скачать 0.62 Mb.
|
Раздел 2. Разработка компьютерных программ в среде Visual Basic Лабораторная работа 1 Среда разработки Visual Basic Цель занятия: изучение среды разработки Visual Basic. С помощью языка программирования Visual Basic можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных 19 технологий: расчетные модели, информационно-справочные системы, мультимедиа-программы, базы данных и т.д. Приложения могут быть как простыми, так и сложными в зависимости от поставленной задачи. Для запуска программы из главного меню Windows выполните сле- дующие действия: 1. Нажмите кнопку Пуск, расположенную в нижней части экрана. 2. В открывшемся главном меню Windows выберите команду Про- граммы. Появится меню данной команды. 3. Выберите опцию Microsoft Visual Studio 6.0. 4. В появившемся подменю выберите Microsoft Visual Basic 6.0. Для более быстрого запуска программы Visual Basic создайте на рабо- чем столе ярлык. При запуске Visual Basic 6 (рис. 2.1) на экране появляется диалоговое окно Новый проект, используя которое можно выбрать шаблон для ново- го проекта. Это окно содержит три вкладки следующего назначения: Новое — содержит шаблоны и мастера для создания нового проекта; Рис. 2.1. Окно Новый Проект для выбора типа создаваемого проекта 20 Существующее — позволяет открыть ранее созданный проект или проекты-примеры, поставляемые с Visual Basic 6. Вкладка имеет раскры- вающийся список, с помощью которого можно выбрать любую папку на имеющихся ресурсах компьютера; Прошлое — содержит список проектов, открывавшихся последний раз. Для создания нового проекта используется вкладка Новое. На ней можно выбрать шаблон проекта: Стандартный EXE — стандартное вы- полняемое приложение. После выбора типа проекта перейти непосредственно в инструмен- тальную среду проектирования Visual Basic 6. Интегрированная среда разработки представляет собой графический интерфейс (рис. 2.2). В состав среды проектирования включен набор следующих основных элементов: - главное меню; - стандартная панель инструментов; - панель элементов управления; - окно проводника проекта; Рис. 2.2. Интегрированная среда разработки Visual Basic 6 21 - конструктор форм; - окно свойств; - окно макета формы; - редактор исходного кода. Главное меню, как и во всех приложениях Microsoft, представляет со- бой линейку раскрывающихся меню. Оно содержит следующие основные команды: Файл, Правка, Вид, Проект, Формат, Отладка, Запуск, За- прос, Диаграмма, Инструменты, Добавления, Окна, Помощь. Рассмотрим основные команды главного меню. В меню Файл сгруп- пированы команды для работы с файлами проекта. Используя эти коман- ды, можно выполнять такие действия, как создание нового проекта, откры- тие проекта для внесения изменений, добавление проекта для параллель- ной работы над несколькими проектами или копирование форм из проекта в проект и т. д. Все команды этого меню перечислены в табл. 2.1. Таблица 2.1 Команды меню File Команда Назначение Новый проект Создает новый проект Открыть проект Открывает существующий проект Добавить проект Добавляет проект в группу для парал- лельной работы над несколькими проек- тами, копирования форм из проекта в про- ект или для его отладки Удалить проект Удаляет проект из группы проектов Сохранить проект Сохраняет проект Сохранить проект как Сохраняет проект под другим именем Сохранить форму Сохраняет форму с прежним именем Сохранить форму как Сохраняет форму под другим именем Печать Открывает диалоговое окно Печать Настройка печати Открывает диалоговое окно настройки печати Создать ехе-файл проекта Создает выполняемый файл текущего проекта Создать группу проектов Создает группу проектов Выход Осуществляет выход из Visual Basic 6 Меню Правка содержит команды, предназначенные для редактирова- ния (табл. 2.2). Часть из них соответствует подобным командам редактиро- вания других приложений Microsoft, например, отменить предыдущую ко- манду, повторить предыдущую команду, вырезать фрагмент текста, скопи- ровать фрагмент в буфер обмена. 22 Таблица 2.2. Команды меню Правка Команда Назначение Отменить Отменяет предыдущую команду Повторить Восстанавливает предыдущую команду Вырезать Вырезает фрагмент текста Копировать Копирует фрагмент в буфер обмена Вставить Копирует содержимое из буфера обмена Переместить Перемещает выделенное Удалить Удаляет выделенное Выделить все Выделяет все Найти Вызывает диалоговое окно поиска Найти следующее Ищет следующее значение, заданное для по- иска Заменить Ищет значение, заданное для поиска, и заме- няет его новым значением В составе меню Вид содержатся команды вызова окон и панелей ин- струментальной среды Visual Basic 6 (табл. 2.3). Таблица 2.3. Команды меню Вид Команда Назначение Код Открывает окно редактора программного кода Объект Открывает окно конструктора форм Проводник объектов Открывает окно проводника объектов Окно непосредственного выполнения Открывает окно, предназначенное для ввода и непосредственного выполнения команд Окно Локальные Открывает окно, предназначенное для просмотра значений переменных Окно Наблюдение Открывает окно просмотра значений выражений Проводник проекта Открывает окно проводника проектов Окно свойств Открывает окно свойств объектов Окно макета формы Открывает окно макета формы Панель инструментов Отображает панель элементов управления Окно просмотра данных Открывает окно просмотра данных Цветовая палитра Отображает цветовую палитру Панели инструментов Открывает меню, предназначенное для отображе- ния в окне программы Visual Basic различных па- нелей инструментов Команды меню Запуск используются для управления запуском при- ложения (табл. 2.4). Используя команды данного меню, можно запустить приложение на выполнение с компиляцией или без компиляции, приоста- новить или прервать выполнение приложения. 23 Таблица 2.4. Команды меню Запуск Команда Назначение Запустить Запускает приложение на выполнение Запустить с полной компиляцией Запускает приложение на выполнение с пол- ной компиляцией Приостановить Останавливает выполнение приложения Конец Прекращает выполнение приложения Перезапустить Перезапускает приложение Стандартная панель инструментов расположена под главным меню. Если эта панель отсутствует в главном окне программы, для ее отображе- ния в меню Вид выберите команду Панели инструментов, а затем значе- ние Стандартная. На стандартной панели инструментов расположены кнопки для вызо- ва наиболее часто употребляемых команд меню. Окно конструктора форм является основным рабочим окном, в кото- ром выполняется визуальное проектирование приложения (рис. 2.5). Рис. 2.3. Стандартная панель инструментов Рис. 2.4. Окно конструктора форм 24 Вызвать это окно можно из главного меню командой Объект меню Вид. В окне конструктора форм визуально конструируются все формы приложения с использованием инструментария среды разработки. Для точного позиционирования объектов в форме в окне имеется сетка. Панель элементов управления— основной рабочий инструмент при визуальной разработке форм приложения (рис. 2.5). Панель элементов управления вызывается из меню Вид командой Панель инструментов. Для вызова этой панели можно воспользоваться также кнопкой на стан- дартной панели инструментов. В составе панели элементов управления содержатся основные элемен- ты управления форм — метки, текстовые поля, кнопки, списки и другие элементы для быстрого визуального проектирования макета формы. На панели представлены кнопки, назначение которых описано в табл. 2.5. Таблица 2.5 Элементы управления Название Назначение Pointer (Указатель) Используется для позиционирования маркера (указателя) мыши PictureBox (Графиче- ское окно) Размещает в форме графическое окно, предна- значенное для объединения элементов в группы, для вывода в него графических изображений, текста и анимации Рис. 2.5. Панель элементов управления Надпись (Label) Рамка (Frame) Флажок (CheckBox) Текстовое поле (TextBox) Кнопка (CommandButton) Переключатель (OptionButton) Раскрывающийся список (ComboBox) Список ( ListBox ) 25 Продолжение таблицы 2.5 Название Назначение Label (Надпись) Размещает в форме объекты, предназначенные для создания текстовой информации, надписей и приме- чаний TextBox (Текстовое по- ле) Размещает в форме текстовое поле, предназначен- ное для ввода текстовой информации, чисел и дат Frame (Рамка) Создает в форме рамку с заголовком для группи- ровки объектов в логическую группу CommandButton (Кноп- ка управления) Размещает в форме кнопки управления для ини- циации действий, выполнения команд, запуска про- грамм CheckBox (Флажок) Размещает в форме флажок, предназначенный для формирования условий выполнения программ или каких-либо настроек, работающий по принципу "да — нет" OptionButton (Пере- ключатель) Создает в форме переключатели для выбора ре- жима работы или настроек выполнения программы ComboBox (Поле со списком) Создает в форме объект, содержащий одновре- менно поле ввода и раскрывающийся список ListBox (Список) Создает в форме список для выбора одного или нескольких значений из предлагаемого списка зна- чений Для размещения элементов управления в форме необходимо выпол- нить следующие действия: 1. Выделите требуемый элемент управления с помощью мыши. 2. Перейдите в окно конструктора форм. Указатель мыши при этом превратится в крестик, при помощи которого можно установить местопо- ложение размещаемого объекта. Левой кнопкой мыши зафиксируйте пози- цию нового объекта и, удерживая кнопку, задайте размеры объекта. Окно размещения формы (рис. 2.6) вызывается командой Окно Раз- мещения формы из меню Вид. Рис. 2.6. Окно макета формы 26 В этом окне показывается уменьшенное изображение проектируемой формы так, как эта форма будет выглядеть на экране монитора при выпол- нении приложения. Окно Свойства предназначено для отображения и настройки свойств формы, а также размещенных в ней объектов (рис. 2.7). В нем содержатся такие свойства выбранного объекта, как позиция в форме, высота, ширина, цвет. Диалоговое окно Свойства вызывается ко- мандой Окно свойств из меню Вид или клавишей F4. Используя диалоговое окно Свойства, можно изменить установлен- ные по умолчанию свойства объектов. Часть свойств объекта, например, размеры и расположение объектов, можно задать перемещением объекта и изменением его размеров с помощью мыши в конструкторе форм. Свой- ства, установленные в окне свойств, допускается изменять при выполне- нии приложения, написав соответствующие коды в процедурах, создавае- мых с помощью редактора кода. Редактор кода — это мощный встроенный редактор с удобными сред- ствами ввода исходного кода программы. Из меню Вид перейти в редактор кода можно с помощью команды Код. После начала редактирования кода программы имя открытого окна появляется в списке команд перехода между окнами Окна главного меню. Рис. 2.7. Окно свойств объектов 27 Окно проводника проекта Проводник Проекта (рис. 2.8) позволяет легко и быстро просматривать состав и свойства выбранного проекта, пе- ремещаться между проектами, если их открыто сразу несколько, копиро- вать необходимые объекты из окна одного проекта в другой, как это осу- ществляется в проводнике системы Windows. Проводник проекта можно вызвать командой Проводник проекта меню Вид или комбинацией клавиш Панель управления окна проводника проекта содержит три кнопки, которые имеют следующие назначения: Кнопка Назначение Открывает окно редактора с кодом программы, выбранного в проводнике объекта Открывает в конструкторе форм выбранный объект Включает/выключает отображение папок При нажатии правой кнопки мыши в окне проводника появляется контекстное меню, содержащее команды для добавления, сохранения, уда- ления форм, элементов управления и других объектов. Практическое задание 1. Отладить среду разработки, установив все объекты в удобном рас- положении. 2. Расположить на форме основные элементы управления. Через окно свойств изменить свойства объектов (имя объекта, цвет, геометрические размеры, расположение). Рис. 2.8. Окно проводника проекта 28 Контрольные вопросы 1. Назовите состав среды разработки Visual Basic. 2. Назовите основные элементы управления и их назначение. 3. С помощью какого элемента среды разработки устанавливаются свойства объектов? 4. Назовите назначение редактора кода. 5. Назовите назначение проводника проекта. Лабораторная работа 2 Создание программного проекта Цель занятия – изучение технологии создания программ на Visual Basic. Общая последовательность создания программы состоит из следую- щих этапов: Постановка задачи: определение входных и выходных данных, обо- значение имен переменных и констант, соответствующих данным. Разработка алгоритма решения задачи: определение отношений между входными и выходными данными, выражение этих отношений с помощью трех основных структур (какие действия и в каком порядке не- обходимо выполнить, чтобы получить выходные данные из входных). Написание программы: описание выделенных соотношений между входными и выходными данными на выбранном языке программирования. Отладка программы:ввод программы в ЭВМ, ее запуск, исправле- ние сделанных синтаксических и логических ошибок, анализ результатов работы программы. Создание программы в среде Visual Basic проводится в следующей последовательности: 1. Проектирование диалоговых форм – установка на них объектов. 2. Установка значений свойств объектов. 3. Написание программного кода. 4. Запуск программы (переход в режим Запуск (F5)). 5. Отладка программы: устранение в ней синтаксических и логиче- ских ошибок. 6. Сохранение проекта в отдельной папке на диске. 29 В качестве примера рассмотрим создание программы расчета объема гаражного бокса. Входные данные: длина (А), ширина (В) и высота (С) бокса. Выходные данные: объем бокса (V). Разработка алгоритма: Диалоговая форма программы Спроектируйте диалоговую форму программы с использованием эле- ментов управления (рис. 2.10). На форме располагаются 4 надписи, 3 текстовых поля для ввода чи- сел, 1 - для вывода результата; 2 кнопки: 1 для выполнения расчета (Вы- числить), 1 для выхода из программы (Выход). Начало Ввод А, В, С V=А·В·C Вывод V Конец Рис. 2.9. Блок-схема алгоритма Рис. 2.10. Диалоговая форма программы 30 В окне свойств объектов определите свойства каждого элемента управления: Таблица 2.6 Свойства элементов управления Элемент управления Свойство Имя Свойство Caption Форма Form1 Вычисление объема гаражного бокса Надпись1 Label1 Вычисление объема гаражного бокса по формуле: V=A*B*C Надпись2 Label2 Длина (А) Надпись3 Label3 Ширина (В) Надпись4 Label4 Высота (С) Текстовое поле1 Длина - Текстовое поле2 Ширина - Текстовое поле3 Высота - Текстовое поле4 Объем - Кнопка1 Command1 Вычислить Кнопка2 Command2 Выход Прежде чем использовать переменную в программе, ей необходимо присвоить значение. Самый простой способ присвоения значения заключа- ется в использовании оператора присвоения "=", который имеет следую- щий синтаксис: переменная = выражение Аргумент переменная задает имя переменной, которой будет при- своено значение выражения, стоящего справа от знака равенства. Напри- мер: А = 10 N = "Иванов" Рассмотрим функции, необходимые для использования в программе: Функция Val преобразовывает символьную строку в численное значе- ние. Синтаксис функции: Val (символьное выражение) Функция Str преобразовывает численное значение в символьное пред- ставление. Синтаксис функции: Str (число) 31 Программный код 'Процедура вычисления объема Private Sub Command1_Click() 'Присвоение переменным входных данных A = Val(Длина.Text) B = Val(Ширина.Text) C = Val(Высота.Text) 'Вычисление объема V = A * B * C 'Вывод результата Объем.Text = Str(V) End Sub 'Процедура завершения программы Private Sub Command2_Click() End End Sub Практическое задание 1. Создайте собственную диалоговую форму путем изменения распо- ложения элементов управления. 2. Измените свойства Имя элементов управления в окне свойств и в программном коде. Контрольные вопросы 1. Назовите назначение функции |