Антонова О.Ю._ЭРТбд-1801а_КР_ПУР... Анализ экологических проблем в сфере устойчивого развития. Вариант 8 Концепция ноосферы В. И. Вернадского
Скачать 2.05 Mb.
|
ВведениеДостижения в аналитическом понимании биогеохимических циклов биосферы породили концепцию. Хотя сегодня это редко признают, именно естествоиспытатель Владимир Вернадский первым обратил внимание на растущий масштаб человеческого вмешательства в планетарные биогеохимические циклы. Он сделал это в своей книге Биосфера, опубликованной в 1926 году [5]. В сотрудничестве с палеонтологом-иезуитом Пьером Тейяром де Шардленом Вернадский развил понятие ноосферы - развивающегося коллективного человеческого сознания на Земле, которое оказывает все большее влияние на биогеохимические процессы. «По Вернадскому, ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Вернадский понимает ноосферу как «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах» [7]. Цель работы: Изучение теоретического вопроса - анализ основных представлений В.И. Вернадского о путях формирования сферы разума на нашей планете – ноосферы. Выполнение практического задания - определение соответствия условий спуска сточных вод в городскую канализацию 1 Теоретическая часть. Концепция ноосферы В.И. ВернадскогоШестьдесят лет назад советский естествоиспытатель Владимир Вернадский (рисунок 1) опубликовал Биосферу. Его книга оказалась важным шагом в развитии современного взгляда на Биосферу как интегрированную живую и жизнеобеспечивающую систему планеты Земля. В нем Вернадский впервые обратил внимание на растущие масштабы вмешательства человека в планетарные биогеохимические циклы. Позднее это привело его к предположению, что человеческая деятельность изменяет иогеохимические циклы до такой степени, что биосфера претерпевает трансформацию в новую конфигурацию. Рисунок 1 – В.И. Вернадский (1863-1945) Для Вернадского биосфера была этапом эволюционного развития планеты Земля. Он надеялся, что растущее осознание природы и последствий вмешательства человека в планетарные биогеохимические циклы приведет к новой эре сознательно направленной человеческой трансформации биосферы. Находясь в Париже в 1920-х годах, Вернадский заинтересовался идеями иезуитского палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена, который сосредоточился на объяснении феномена человечества с точки зрения глобальной эволюционной перспективы [8]. Тейяр де Шарден мыслил в терминах порогов эволюции, которые начинались с появления элементарных корпускул (протонов, нейтронов, электронов, фотонов), которые приводили к образованию молекул, затем к клеткам, затем к многоклеточным организмам и типам, а также к социальным группам. Для Тейяра следующим эволюционным порогом должен был стать рост коллективного человеческого сознания о направлении и цели эволюции, что привело бы к преднамеренному вмешательству человека в эволюцию планеты. Он назвал эту новую эволюционную фазу Нооферой. Вернадский адаптировал понятие Ноосферы де Шардена, чтобы помочь объяснить природу и последствия растущего вмешательства человека в планетарные биогеохимические циклы. Для него трансформация биосферы посредством вмешательства человека в биогеохимические циклы была процессом ноогенеза - созданием ноосферы [6]. Он обратил внимание на рост науки и техники в сочетании с социальным и экономическим планированием, чтобы сделать непреднамеренное вмешательство человека в биогеохимические циклы более осознанным и обеспечить плавный переход от биосферы к ноосфере. По словам Вернадского, Ноосфера будет способствовать развитию человека через уважение и управление биогеохимическими циклами - пределами планетарных систем жизнеобеспечения [7]. Вернадский начал свою научную карьеру в качестве минералога, но вскоре посвятил себя изучению распределения и миграции химических элементов в земной коре. Вскоре он осознал роль живой материи в преобразовании и использовании солнечной энергии и в качестве геологического агента, изучил важность живой материи в химической эволюции литосферы, гидросферы и атмосферы. Он установил биогеохимию как новую научную дисциплину и был первым ученым, который продвинул исследования в области геохимии гидросферы и, тем самым, морской геохимии [3]. В последние годы своей жизни он разработал концепции, касающиеся геологического воздействия человечества, Предполагая, что человечество является геологическим фактором, влияющим и изменяющим природную среду. Он также был выдающимся руководителем науки и преподавания. Вместе с большой группой коллег он произвел революцию в университетском преподавании и академических исследованиях и руководил успешными студентами, включая Ферсмана, Хлопина и Виноградова. Он оказал влияние на науку на международном уровне, посетив Германию, Италию, Австрию и Францию. Важное влияние на развитие геохимии в Германии оказали выступления Вернадского и Ферсмана на Russische Naturforscherwoche (Российская неделя естествознания) в Берлине в 1927 году. В результате этой встречи немецкое издание опубликовало «Эссе по геохимии» Вернадского и на его основе впоследствии был опубликован первый немецкий учебник по геохимии [10]. В.И. Веднадский разработал современное учение о биосфере и ноосфере, идеи которого легли в основу новых ведущих направлений современной минералогии, геологии и гидрогеологии. Он определил роль организмов в геохимических процессах. Ценность учения о ноосфере заключается в том, что он раскрыл геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, в создании и развитии биосферы и всего разнообразия живых существ в ней [4]. Среди этих живых существ он выделял человека как мощную геологическую силу. Сам термин «ноосфера» не принадлежит В.И. Вернадскому, который на протяжении всей своей неутомимой мощной деятельности беспокоился о том, чтобы засорять литературу излишними словами [2]. Этот термин впервые использовался в 1926–1927 годах в статьях П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа, написанных после лекции В. И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии в Сорбонне в 1922–1923 годах. Ноосфера является философской концепцией, разработанной и популяризированной французским философом, и иезуитским священником Пьером Тейяра де Шарденом. Вернадский определил ноосферу как новое состояние биосферы и описал как планетарную «сферу разума» [11]. Ноосфера представляет собой высшую стадию развития биосферы, ее определяющим фактором является развитие рациональной деятельности человечества [12]. Слово происходит от греческого νόος («разум», «сознание») и σφαῖρα («сфера») в лексической аналогии с «атмосферой» и «биосферой» (рисунок 2) [5]. Рисунок 2 – Концепция Ноосферы Концепция, однако, не может быть аккредитована ни одному автору. Авторы-основатели Владимир Иванович Вернадский и Пьер Тейяр де Шарден разработали две взаимосвязанные, но совершенно разные концепции: первая основывалась на геологических науках, а вторая - на богословских. Обе концепции ноосферы разделяют общий тезис о том, что вместе человеческий разум и научная мысль создали и будут продолжать создавать следующий эволюционный геологический слой [7]. П. Тейяр де Шарден писал: «Приталкиваясь друг к другу из-за роста их числа и распространения их связей, сближаясь друг с другом в результате пробуждения общей силы и чувства общей тревоги, будущий человеческий род не будет образовывать ничего, кроме единого сознания» [2]. В учении П. Тейяра де Шардена термин «ноосфера» имел мистическое значение. Он использовал это как синоним «царства человеческого разума». В. Вернадский начал использовать термин «ноосфера» только в начале 30-х годов в принципиально ином смысле, чем его авторы, в материалистическом. В теории Вернадского ноосфера является третьей по последовательности фаз развития Земли после геосферы (неживой материи) и биосферы (биологической жизни). Подобно тому, как возникновение жизни коренным образом изменило геосферу, возникновение человеческого познания коренным образом трансформирует биосферу. В отличие от идей теоретиков Гайи, или покровителей киберпространства, ноосфера Вернадского возникает в тот момент, когда человечество, благодаря овладению ядерными процессами, начинает создавать ресурсы посредством трансмутации элементов. Это также в настоящее время исследуется как часть Проекта Глобального Сознания [2]. По сути, Вернадский рассуждал, что была определенная преемственность, благодаря которой Земля развивается. На первом месте стоит геосфера или неодушевленная материя, затем биосфера или биологическая жизнь. Затем следует «ноосфера», состоящая из человеческого сознания и умственной деятельности. Каждый из них связан друг с другом, с появлением биологической жизни, преобразующей геосферу, и появлением человеческого сознания, преобразующего биологическую жизнь. Как биологическая жизнь, так и человеческое познание оказывают большое влияние на эволюцию Земли. Позднее многие из его концепций были независимо разработаны в «теории Гайи» или «принципе Гайи», предложенном химиком Джеймсом Лавлоком в 1970-х годах. Идеи Вернадского сыграли значительную роль в развитии научного понимания Земли. Он произвел много оригинальных размышлений о биосфере и ее эволюции в ноосферу - один из его основных естественнонаучных и философских интересов. Учение Вернадского о взаимодействии природы и общества стало стимулом для современного экологического сознания. Он развивал традиции русского космизма, основанные на идее внутреннего единства человечества и космоса. Анализируя экологические и, в большей степени, социальные предпосылки для вступления в ноосферу, Вернадский исходил из свидетельств глобальных потрясений как в естественном, так и в социальном порядке и искал реальные императивы, возникающие перед единым и неделимым, хотя и неоднородным, человечеством. Он считал императивом содружество государств, объединяющих все человечество (что, по его мнению, ни в коем случае не потребовало бы единого социального порядка во всем мире), чтобы обеспечить создание глобального центра научной мысли, искоренение войн и голод, поиск новых источников энергии и питания, а также поощрение ответственного планирования семьи как средства воздействия на население. Он полагал, что эти тенденции появляются, несмотря на волевые желания и действия отдельных лиц [13]. Именно науке он отводил особую роль в переходе в ноосферу. Вернадский считал, что наука обладает самой сильной универсальной связующей силой и единственной областью, в которой человечество, по-видимому, непрерывно прогрессирует. Он увидел беспрецедентный всплеск научной мысли в двадцатом веке, «радикальный поворот мировоззрения людьми» и «признание ноосферы как цели» [6]. В научной и философской работе Вернадского можно выделить следующие кардинальные реальности, которые он исследовал в течение всей своей жизни: космические, земные или планетарные, живые, человеческие, рациональные или духовные (рисунок 3). Рисунок 3 - Ноосфера, научно-технический прогресс и образование по В.И. Вернадскому Вернадский подчеркнул, что с появлением людей, их разума весь путь нашего развития меняется, поскольку знания человека создают ноосферу, которая меняет нашу жизнь, преобразуя нашу планету. В этом случае единство, по мнению Вернадского, - это не только единство человека с живой природой, но и соединение всех элементов живой и неживой природы в единое целое. В то же время этапы развития с его точки зрения можно описать как цивилизационные эпохи, а не только как возникновение новых форм жизни, переходящих от иррациональной к рациональной, сознательной жизни [2]. В ноосфере (или сфере ума), как и в обычной биосфере, происходит замкнутый круговорот веществ, которые необходимо утилизировать, а затем преобразовать в свой полезный продукт. В этих условиях человек не должен жить за счет биосферы, человек и его производительные силы должны стать частью ноосферы, которая будет постоянно обмениваться веществом с биосферой. Таким образом, появляется направление и скоординированное развитие человека и окружающей среды, которое называется коэволюцией, которая определяется способностями человеческого интеллекта, который должен взять на себя ответственность за судьбу планеты. В суперкомплексных системах практически невозможно регулировать все элементы процессов, поэтому система управления не является суперцентрализованной, она должна основываться на принципах, реализуемых в биологических системах, влияющих на стратегию развития и конкретных интегральных характеристиках. Ноосферный путь развития представляется естественным на фоне стремительного роста роли науки (или коллективного разума) во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому в экономике большое значение приобретает время внедрения новых достижений и создания новых технологий. Вот почему в настоящее время необходимо совершенствовать знания о биосферных явлениях и закономерностях человеческого общества [14]. Сегодня человечество сталкивается с двумя путями развития, которые ведут к: 1) ноосфера, то есть расширение процессов коэволюции в природе и обществе; 2) к самоуничтожению цивилизации и планеты в целом. Согласно В.И. Вернадскому ноосфера это исторически неизбежный этап развития биосферы [2]. Ноосфера - это новое геологическое покрытие Земли, которое может быть создано на научной основе. «Ноосфера - это новое геологическое явление на нашей планете. В нем впервые человек становится масштабной геологической силой. Своим трудом и мыслями он может и должен восстановить провинцию своей жизни, радикально восстановить ее по сравнению с прошлым. Более широкие и широкие творческие возможности открываются перед ним. Может быть, поколение наших внуков приблизится к их расцвету» [2]. В 1926 году в статье «Идеи о современной ценности истории знаний» он писал, что биосфера, созданная в течение всего геологического времени и устойчивая в своем равновесии, начинает все более и более глубоко изменяться под влиянием научных размышлений человека. Важность Вернадского заключается не только в том, чтобы раскрыть наше эволюционное прошлое в потрясающе новых рамках и сделать понятными нынешние экологические циклы как с эволюционной, так и с планетарной точек зрения. Он также дал важную информацию о будущей эволюции Земли. Согласно плану Вернадского, планетарная эволюция превратила геосферу в биогеосферу или биосферу, а биосферу в то, что он назвал «ноосферой». Он пришел к этой идее в 1938 году в своей работе «Научная мысль как планетарное явление»: «Будучи охваченным живой материей, биосфера, кажется, увеличивает свою геологическую силу в бесконечной степени; кажется, что он также трансформируется научной мыслью о Homo Sapiens и переходит в ее новое состояние – ноосферу» [2]. «Что касается прихода ноосферы, то на каждом шагу мы видим вокруг себя эмпирические результаты этого «непостижимого» процесса. Эта минералогическая редкость, самородное железо, в настоящее время производится миллиардами тонн. Самородный алюминий, которого никогда не было на нашей планете, теперь производится в любом количестве. То же самое верно и в отношении бесчисленного количества искусственных химических комбинаций (биогенных «культурных» минералов), вновь созданных на нашей планете» [2]. Ноосфера - это следующая фаза планетарной эволюции, где разум становится важной биогео-силой: сознание формирует эволюционное будущее. Он развил идею дальше: «Человечество в целом становится мощной геологической силой. Возникает проблема восстановления биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единой совокупности. Это новое состояние биосферы, к которому мы подходим, не замечая этого, - ноосфера» [2]. Ноосфера - это единая организованная сфера, и все ее части гармонично связаны на разных уровнях и действуют в соответствии друг с другом. Ноосфера - это новое состояние некой глобальной суперсистемы как совокупности трех мощных подсистем: «человека», «производства» и «природы», как трех взаимосвязанных элементов при активной роли подсистемы» [2]. В своих основных работах Вернадский выступает одновременно как космограф, геолог и географ, биолог, историк и социолог, гуманитарный и психолог, а также теоретик научного мышления. Биокосмические взгляды Вернадского заключаются в его учении о живой материи, в биогеохимии и в концепции биосферы. В своей совокупности эти взгляды охватывают три раздела биологических реальностей: макро-, микро- и мегакосмос [4]. Антропокосмические взгляды Вернадского выражаются в его понимании человека как геокосмической, планетарной силы, в его понимании эволюции общества как глобального исторического регулярного процесса с его естественными основаниями. Процесс, в котором, помимо массы людей, личный и личностный принцип играет важную и даже возрастающую роль [4]. В социально-психологическом аспекте переход к ноосфере предполагает, по мнению Вернадского, «общность всего человечества, людей как братьев»; в том же духе, когда речь идет о науке будущего, он говорит о «новых формах научного братства» [6]. Это побуждает нас в поисках истоков концепции ноосферы Вернадского выделить следующую хорошо известную выдержку из его воспоминаний: «Первое и главное место в моей жизни занимали и занимают научные поиски, научные работы, бесплатные научные исследования. мысли и творческий поиск и стремление к истине со стороны человека. Это связано с тем фактом, что моя жизнь развивалась в особой общинной моральной оболочке, которая оставила неизгладимый отпечаток на всем этом - в тесном дружеском кругу Братства» [6]. В его работах разных лет прослеживается интерес автора к «товарищескому, братскому элементу» в научных организациях прошлого и настоящего, прокладывающих путь в ноосферу. По мнению Вернадского, братство должно стать принципом отношений между учеными, а затем и между всеми людьми на земле [15]. Био- и антропокосмические идеи Вернадского составляют целостную научно-философскую систему. Его ядром является концепция перехода биосферы в ноосферу как качественно новый этап. Биосфера - это целостная биоинертная система, установленная в своем равновесии, самоорганизующаяся и самодостаточная в определенном стабильном режиме. Человеческая цивилизация продолжает развиваться после стихийных законов природы и все более и более превращается в разрушительный принцип, направленный на разрушение биосферы. Эта трансформация создает реальную угрозу для существования человечества как такового (рисунок 4). Рисунок 4 – Связь научно-технической деятельности человека, биосферы и ноосферы Теперь, - заметил Вернадский, - возникла острая необходимость изменить всю парадигму системы «биосфера-человек». Разрушающий разум, направленный на зло, должен проложить путь для строительства и создания разума, направленного на благо природы и человека. Это было бы возможно (утверждал Вернадский), если сознательное заменит самопроизвольное развитие и если коллективная (направленная на благо) разум человечества будет преобладать в биосфере, благодаря чему биосфера станет ориентированной на переход в ноосферу. Для такого перехода, по словам Вернадского, необходимыми условиями являются: полное и окончательное исключение войн из жизни общества; человеческое поселение по всей земной поверхности Земли; развитие и совершенствование средств связи и обмена; развитие экономического, политического, культурного сотрудничества между народами; открытие новых источников энергии; ликвидация расового гнета; устранение любой враждебности по национальному и религиозному признакам; ликвидация голода, голода, нищеты, тяжелых заболеваний, эпидемий; сохранение природы Земли; рациональное обновление и развитие биосферы [4]. Особенно большое значение (для перехода в ноосферу) Вернадский придавал искоренению больших и малых войн - организованных массовых убийств, как он их называл. По его словам, это уничтожение будет первым реальным проявлением ноосферы. По словам Вернадского, существуют следующие движущие факторы перехода в ноосферу: научный разум; деятельность выдающихся личностей; творчество народных масс; развитие всех форм материальной и духовной культуры, а также национального образования на гуманистических основах. Вернадский твердо верил, что человечество может решить сложные проблемы, стоящие на пути к ноосфере. Поэтому можно смотреть в будущее с оптимизмом [4]. В контексте философии развития ноосферы современного общества было выделено понятие «когнитивное управление», которое используется для усиления обратных связей субъектно-субъектного управления в связи с необходимостью постоянного мониторинга влияния прогнозируемых изменений. об эффективности современного общества в целом. При этом управление рассматривается как информационное воздействие, в котором контекстная информация включает в себя не только готовое решение, но и то, которое определяется всей исходной структурой вида деятельности, выполняющей управленческую функцию. В профессиональной практике менеджеров было разработано множество технологий, но они не имеют каких-либо категориальных оснований и дают лишь мозаичную картину на уровне исследовательских технологий и индуктивных знаний [3]. 1) управление знаниями, сочетающими новые виды знаний (тесты, базы данных) и традиционные знания (факты, методы, модели, проблемы, задачи); 2) управление средствами сообществ (партии, общественные организации, молодежные движения, интернет-сообщества); 3) управление инфраструктурой, которое включает в себя различные социальные структуры образования, физической культуры, искусства, досуга, корпораций, сетей; 4) нормативное управление, включая законодательство, религиозные и моральные инструкции, стандарты образования, бизнеса, организационные схемы и стратегии. Основой философии ноосперского развития современного общества являются качественные характеристики процесса управления, перехода на более высокую ступень, которая демонстрирует общ цивилизационный уровень, представляет собой универсальные связи и явления, которые демонстрируют качественное развитие современного общества во всех сферах жизни общества. деятельность - экономическая, политическая, социальная, культурная. Вот почему ученые утверждают, что философия управления ноосферой должна основываться на качестве управленческих решений, достижении поставленных целей («древо целей»). Философия управления ноосферой развивается во временном измерении, которое учитывает пространство и время, определяемые менталитетом, основанным на «живом мире» нации, общества, государства и личности [3]. Согласно анализу, в условиях глобальной трансформации человечества изменяются мотивы поведения, аксиологические ориентации, социально-психологические достоинства личности и отношения с самим собой, другим человеком, обществом, природой. Глобализация способствует распаду устойчивых социальных связей, что приводит к усилению иммиграционных тенденций, дезадаптации современного человека к вызовам современности и, как следствие, к растущей дестабилизации современного общества, снижению жизненных стандартов, социальной и психологической дезадаптации общества. Поэтому управление ноосферой направлено на преодоление разрушительных явлений и процессов [3]. На рисунке 5 показаны 4 составляющие философии ноосферного развития современного общества. Рисунок 5 – Составляющие философии ноосферного развития современного общества Философия ноосферного развития современного общества основана на научном управлении и когнитивном управлении, потому что каждый раз мы должны отслеживать влияние ноосферы на природные и экономические процессы, парадигмы управления. Ученые разработали социальные технологии когнитивного управления, которые являются основой философии управления и включают в себя: 1) рефлексивное управление; 2) управление знаниями; 3) управление через сообщества (сетевые сообщества, интернет-сообщества); 4) управление через гражданское общество (партии, общественные движения); 5) управление инфраструктурой (социальные структуры образования, науки, молодежи и спорта); 6) нормативное управление (через законодательство); 7) управление изменениями; 8) управления организационным развитием; управление информационными системами. Использование неадекватной информации (теории) приводит к неадекватной практике управления и неадекватным управленческим решениям в условиях информационного общества и глобализации. Философия ноосферного государственного управления - это совокупность процессов, объединяющих три вида эволюции - естественную, социальную и деятельностную. И человек является его центром как «мерой всего» (Протагор). 2 Практическая часть |