Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы смысла истории, «конца истории», постистории в современных философских дискуссиях.

  • Восток - Запад. Столкновение цивилизаций.

  • Философия «Жерұйық» Асана Кайгы.

  • Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. История философии независимого Казахстана.

  • Ыррыоц. философия13. 1 Тема 13 Основные концепции развития современного информационного общества. 3 Задания


    Скачать 25.3 Kb.
    Название1 Тема 13 Основные концепции развития современного информационного общества. 3 Задания
    АнкорЫррыоц
    Дата19.12.2021
    Размер25.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия13.docx
    ТипЛекция
    #309405

    1)Тема №13 Основные концепции развития современного информационного общества.

    3)Задания: предлагаемый перечень тем

    1. История как предмет философского осмысления.

    Философия истории как особый раздел философского знания берет свое начало в гегелевских «Лекциях по философии истории". Именно Гегель в начале XIX в. соединил философию и историю. Он разработал концепцию разумности всемирно-исторического процесса Интерес к философии истории наиболее ярко проявился к эпоху Французского Просвещения. Различия между описательной историей как знанием фактов и теоретическим исследованием исторического процесса вычленил и охарактеризовал Ж.-Ж. Руссо.Сам термин «философия истории" был введен Волтером: это совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности . В настоящий момент философия истории — относительно самостоятельная область философского знании, занятая рефлексией качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы.

    Важнейшие проблемы философии истории:направленность и смысл истории;методологические подходы к типологизации обще­ства;критерии периодизации истории;критерии прогресса исторического процесса. История протекает в разное социальное время, в различ­ных культурах и цивилизациях, на фоне различной геогра­фической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества. Философия исто­рии стремится найти всеобщие законы, вовлекающие обще­ства во всемирный исторический процесс. Ее задача — сре­ди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития историче­ских событий и социальных систем.Важнейшая задача философии истории — исследова­ние проблемы смысла и направленности истории (т.е. отку­да и куда идет общество).Проблема «смысла истории» значительно более слож­на, поскольку сопряжена с проблемой цели истории. А су­ществуют ли вообще у истории цель и смысл? В социально-философской мысли имеются различные подходы к решению этого вопроса, по-своему интерпретирующие проблему смысла и назначения истории.

    1. Проблемы смысла истории, «конца истории», постистории в современных философских дискуссиях.

    Конец истории – это своеобразное выражение конца определенной фазы в ее развитии, преддверие ее другой ступени или, конкретнее, - это конец одной исторической формы цивилизации и переход к другой. Проблема конца истории, ее постановка и активная разработка имеют глубокие социальные, жизненные корни. Они выражают стремление к углубленному пониманию истории, к решению важных мировоззренческих, социально-философских вопросов. Именно этим подтверждается актуальность данной темы.

    Пониманиеисторического  времени свойственно для обществ  появившихся впервые примерно в 4 тысячелетие до н.э., так как в архаических обществах господствует мифологическое сознание, то есть установление мнимых связей между различными явлениями. Но уже в то доисторическое время пытались дать объяснения тем процессам, по которым развивается мир. Так в германо-скандинавской мифологии модель развития мира является циклической. Все процессы происходят последовательно: рождение мира, его развитие, «золотой век асов», затем его упадок как следствие несовершенства, и наконец, рагнарек – последняя битва богов. В результате мир гибнет, чтобы возродиться вновь.

    Проблема смысла истории — одна из стержневых проблем в философии истории. «Смысл» — это особая реальность, которая не имеет ни протяженности, ни длительности. Другими словами, она не располагает традиционными и пространственно-временными параметрами. С точки зрения позитивизма, эта проблема не имеет права на свое существование, ибо она, по мнению адептов позитивизма, такая же надуманная, как проблема чести, совести, долга, счастья, справедливости и солидарности. По их мнению, всемирная история претендует на визуально ненаблюдаемое и неизме-ряемое целое. Она имеет только свое имя, которое лишено конкретного содержания, а посему не может претендовать на объект исследовательской практики.

    1. Восток - Запад. Столкновение цивилизаций.

    Хантингтон – столкновение цивилизаций

    Основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики.

    Господство Запада вызывает "рост цивилизационного самосознания" в незападных странах, у которых достаточно стремления, воли, ресурсов, чтобы придать миру незападный облик.

    Хантинттон делает вывод о том, что попытки Запада распространить свои ценности (демократию и либерализм) как общечеловеческие, сохранить военное превосходство и утвердить свои экономические интересы сталкиваются с сопротивлением других цивилизаций. Правительствам и политическим группам все реже удается мобилизовать население и сформировать коалиции на базе идеологий, и они все чаще пытаются добиться поддержки, апеллируя к общности религии и цивилизации. Главная "линия разлома" между цивилизациями пролегает в Европе между западным христианством, с одной стороны, православием и исламом - с другой.

    1. Философия «Жерұйық» Асана Кайгы.

    Асан Кайгы - родоначальник отечественной философии, заложивший исторические формы национальной идеи. В современном географическом осмыслении. Жерұйық - нынешняя Республика Казахстан. Мировоззрение Асана Кайгы зиждется на размышлениях и определениях экзистенциалистского содержания, и он выражает свои мысли в жанре қайғы.

    Слово «Жерұйық» состоит из двух частей -«жер» (земля), «ұю» - (благодать). «ұю» широком смысле для Асана Кайгы означает понятие гражданственности, единства, едине­ния, этнической консолидации нации, объеди­нившейся под флагом государственности. Таким образом, Асан Кайгы является первым, кто заложил основы государственного обустройства Казахского ханства. По существу, он является не только первым философом, но и первым географом и топографом, составителем рекомендаций по организации разумного использования земель. Определение террито­рий, правила и принципы государственного управления, особенности формирования единой нации - все эти вопросы поднимал и предпринимал попытку решать первый казахский мыслитель Асан Сабит улы. Еще одним подтверждением того, что он является первым, кто заложил краеугольный камень казахской философии, является прибавление к его имени эпитета «қайғы» (печаль).

    1. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. История философии независимого Казахстана.

    Наша цивилизация -- не что иное, как сумма всех мечтаний, нашедших с веками реальное воплощение. И нужно, чтобы так всегда было и в будущем, ибо если люди перестанут мечтать, если они повернутся спиной к чуду Вселенной, то это будет верным признаком упадка человечества.

    Человечество вступило в третье тысячелетие не только со значительными достижениями, но и с проблемами, которые не имеют аналога в прошлом. В обоих случаях их источником выступает человек, который обладает несомненно большим знанием о мире, но, как показало время, не стал мудрее от увеличивающегося объема знания и новейших технологий. Возрастает разрыв между знаниями и мудростью, о чем свидетельствует возникновение, увеличение числа и углубление особого рода проблем, получивших название глобальных, - явный признак кризиса современной цивилизации. Цель данной контрольной работы состоит в том что бы понять в чем особенность современной цивилизации и каковы противоречия.

    Этот кризис цивилизации уходит своими корнями в историю именно европейской культуры, которая в последние столетия стала лидером мирового сообщества. Это кризис жизнедеятельности в первую очередь европейской индустриально-технологической цивилизации, которая идейно-мировоззренчески восходит к греческой культуре и философии.


    написать администратору сайта